Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

«Средневековый BLM»: образ чернолицего в персидской суфийской поэзии

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-65-1-222-231

Аннотация

Введение. Образ чернолицего часто встречается в различных мусульманских текстах, начиная с Корана и заканчивая суфийской поэзией. Можно зафиксировать не просто различные, но и прямо противоположные его трактовки, что ставит перед исследователями проблему корректной интерпретации этого образа. Целью исследования является изучение особенностей функционирования и семантическое наполнение образа чернолицего в суфийской поэзии. Материалы и методы. Исследование проведено на материале классического сочинения Мадждуда Санаи «Сад Истины и закон пути», а также других сочинений персидской и арабской литератур. Были использованы методы текстуальной реконструкции, контекстного анализа и описательной поэтики. Результаты. Было установлено, что в средневековой исламской культуре чернокожие воспринимались зачастую не просто как люди второго сорта — им, подчас, даже отказывалось в наличии антропологического статуса. В Коране черное лицо является признаком позора и неверия. Чернокожие дискриминировались дважды: и по цвету кожи, и по религиозному признаку; в основной массе они были язычниками, причем язычниками, которые активно сопротивлялись исламизации. Это обстоятельство служило юридическим обоснованием для их порабощения. Для многих арабских авторов чернокожий — это раб, нечестивый, дикий язычник. Эти его качества нашли свое выражение и в литературе. Однако в персидском суфизме образ чернолицего получает переосмысление. Его внешняя чернота, теперь уже не только уродство, но и след черного света божественной самости. Божественная самость черна, поскольку недоступна для познания. Вместе с тем она — само бытие, таким образом, всякое сущее получило свое бытие из этого божественного источника. Мадждуд Санаи пишет о том, что черноликий опален черным светом этой божественной самости, т. е. причастен ее бытию. Кроме того, низкий социальный статус чернокожего стал для суфиев еще и средством освобождения от мирских привязанностей и социальных связей. Чернокожий как поэтический образ оказывается совершенным нищим, подобно чернокожему рабу, который не владеет ничем и соответственно свободен от всего, что связывает его с миром множественных вещей. Он соединился с единой божественной самостью в акте уничтожения своего «я» — фана. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что образ чернолицего выполняет те же функции, что и широкий пласт иноконфессиональных образов в суфийской литературе. Так же, как и образы неверного, язычника, зороастрийца и христианина, он был переосмыслен суфийскими авторами в положительном ключе. 

Об авторе

Андрей Александрович Лукашев
Институт философии РАН (д. 12, стр. 1, ул. Гончарная, 109240 Москва, Российская Федерация)
Россия

кандидат философских наук, старший научный сотрудник 



Список литературы

1. Аттар — Аттар Ф. Асрар-нама. Бахш-и 12. Ал-хикайат а ат-тамсил (= Книга тайн. Часть 12, Рассказ и притча) [электронный ресурс] // Ганджур: веб-коллекция произведения персоязычных поэтов. URL: https://ganjoor.net/attar/asrarname/abkhsh12/sh11 (дата обращения: 18:02.2022).

2. ал-Бабирти 1318 — ал-Бабирти Д. Ал-Инайа би-хамиш фатх ал-кадир (Забота. Супракомментарий к «Откровению Всемогущего»). Т. 4. ал-Кахира: 1318. 448 с.

3. Диван Антар 1893 — Диван Антар. Бейрут: ал-Мактаба ал-джами’а, 1893. 96 с.

4. ал-Кари 1422 — ал-Кари, ‘Али бин Султан Мухаммад. Миркат ал-Мафатих шарх мишкат аль-Масабих (= Ключница: изъяснение «Ниши ламп») в 11 т. Байрут (Лубнан): Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа, 1422. 488 с.

5. Коран 2004 — Коран / пер. Г. С. Саблукова. СПб.: Северо-Запад Пресс, АСТ, 2004. 477 c.

6. Лахиджи — Лахиджи Асири. Шархи бар йак руба‘ийй-и ирфани (= Толкование к одному мистическому рубаи) [электронный ресурс] // Ганджур: веб-коллекция произведения персоязычных поэтов. А. Лахиджи. Рисаил. (= Письма). URL: https://ganjoor.net/asiri/rasael/sh3 (дата обращения: 25.02.2022).

7. ас-Сагани 1405 — ас-Сагани ал-Хасан бин Мухаммад бин аль-Хасан аль-Карши. Мавду‘ат Ас-Сагани (= Темы ас-Сагани). Димашк: Дар ал-Ма’мун ли-т-турас, 1405. 83 с.

8. Санаи 1374 — Санаи Абу ал-Маджд Мадждуд Ибн Адам. Хадикат ал-хакика ва шари‘ат ат-тарика / тасхих ва тахшийа Мударрис Ридави (= Сад Истины и закон пути). Тихран, 1374. 875 c.

9. Смирнов 1993 — Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. М.: Наука, Вост. лит., 1993. 327 с.

10. Фирдоуси — Фирдоуси Х. Хаджв-наме // Ганджур: веб-коллекция произведения персоязычных поэтов. URL: https://ganjoor.net/ferdousi/hajvname (дата обращения: 26.02.2022).

11. Футухат 1418 (1998 н. э.) — Мухйи ад-Дин бин ‘Али бин Мухаммад ат-Та’и ал-Хатимий. Ал-Футухат ал-Маккиййа фи ма‘рифат ал-асрар ал-малакиййа (= Мекканские откровения в познании тайн господства) / ред., комм. Ахмад Шамс ад-Дин. Т. 4. Байрут (Лубнан): Дар ихйа’ ат-турас ал-‘арабийй, 1418 (1998). 488 с.

12. ал-Худжвири 1375 — ал-Худжвири ал-Газнави А. Кашф ал-Махджуб / тасхих-и астад ва мухаккик Жуковский, ба мукаддима-и Касим Ансари (= Постижение сокровенного). Тихран: Тахури, 1375. 607 с.

13. Хусайни 1388 — Шарх-и Хадикат ал-хакикат-и Санаии (= Толкование «Сада истины» Санаи) / ба кушиш-и дуктур Марйам Хусайни. Тихран: Данишгах-и аз-Захра 1388. 801 с.

14. Шабистари 2021 — Шабистари М. Цветник тайны (персидский текст поэмы, перевод, комментарий) / А. А. Лукашев; отв. ред. Н. Ю. Чалисова. М.: ООО «Садра», 2021. 360 с.

15. Амини-Кашани 1395 — Амини-Кашани И. Зендж // Данишнама-и джахан-и ислам (= Энциклопедия исламского мира). Т. 21. Тихран: Нашрийа-и данишнама-и джахан-и ислам, 1395. С. 615–617.

16. Васильцов 2009 — Васильцов К. С. Некоторые замечания о символике и мифологии цвета в мусульманской культуре // Иран-наме: научный востоковедный журнал / гл. ред. С. Абдулло. № 4(12). 2009. С. 167–183.

17. Казим 2004 — Казим Н. Тамсилат ал-ахар: сурат ас-суд фи ал-мутахаййал ал-ʻарабийй ал-васит (= Репрезентация Другого: образ чернокожих в средневековом арабском дискурсе). Бейрут: ал-Му’ассаса ал-ʻарабиййа ли-д-дирасат ва ан-нашр, 2004. 587 с.

18. Лукашев 2018 — Лукашев А. А. «Я — истина» Мансура ал-Халладжа в понимании Шабистари и Икбала» // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 102–114.

19. Лукашев 2020 — Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи / отв. ред. А. В. Смирнов. М.: Садра, 2020. 320 с.

20. Ма‘рифат 1392 — Шохрат Ма‘рифат. Тамсил-и зангийан дар ши‘р-и парси (барриси хикайат-ха-и тамсилий-и зангийан аз Санаи та Касим Анвар) (= Метафора негра в персидской поэзии (на материале притч о неграх от Санаи до Касима Анвара)) // Фаслнама-и забан ва адабийат-и фарси. № 75. 1392. С. 111–128.

21. Рейснер, Чалисова 1998 — Рейснер М. Л., Чалисова Н. Ю. «Я есмь Истинный Бог»: образ старца Халладжа в лирике и житийной прозе Аттара // Семантика образа в литературах Востока. Москва: Вост. лит., 1998. С. 121–158.

22. Фильштинский 1985 — Фильштинский И. М. История арабской литературы V – начало X века / отв. ред. Б. Я. Шидфар. М.: ГРВЛ, 1985. 531 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лукашев А.А. «Средневековый BLM»: образ чернолицего в персидской суфийской поэзии. Oriental Studies. 2023;16(1):222-231. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-65-1-222-231

For citation:


Lukashev A.A. Medieval BLM: Black Face in Persian Sufi Poetry. Oriental Studies. 2023;16(1):222-231. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-65-1-222-231

Просмотров: 299


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)