«Средневековый BLM»: образ чернолицего в персидской суфийской поэзии
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-65-1-222-231
Аннотация
Введение. Образ чернолицего часто встречается в различных мусульманских текстах, начиная с Корана и заканчивая суфийской поэзией. Можно зафиксировать не просто различные, но и прямо противоположные его трактовки, что ставит перед исследователями проблему корректной интерпретации этого образа. Целью исследования является изучение особенностей функционирования и семантическое наполнение образа чернолицего в суфийской поэзии. Материалы и методы. Исследование проведено на материале классического сочинения Мадждуда Санаи «Сад Истины и закон пути», а также других сочинений персидской и арабской литератур. Были использованы методы текстуальной реконструкции, контекстного анализа и описательной поэтики. Результаты. Было установлено, что в средневековой исламской культуре чернокожие воспринимались зачастую не просто как люди второго сорта — им, подчас, даже отказывалось в наличии антропологического статуса. В Коране черное лицо является признаком позора и неверия. Чернокожие дискриминировались дважды: и по цвету кожи, и по религиозному признаку; в основной массе они были язычниками, причем язычниками, которые активно сопротивлялись исламизации. Это обстоятельство служило юридическим обоснованием для их порабощения. Для многих арабских авторов чернокожий — это раб, нечестивый, дикий язычник. Эти его качества нашли свое выражение и в литературе. Однако в персидском суфизме образ чернолицего получает переосмысление. Его внешняя чернота, теперь уже не только уродство, но и след черного света божественной самости. Божественная самость черна, поскольку недоступна для познания. Вместе с тем она — само бытие, таким образом, всякое сущее получило свое бытие из этого божественного источника. Мадждуд Санаи пишет о том, что черноликий опален черным светом этой божественной самости, т. е. причастен ее бытию. Кроме того, низкий социальный статус чернокожего стал для суфиев еще и средством освобождения от мирских привязанностей и социальных связей. Чернокожий как поэтический образ оказывается совершенным нищим, подобно чернокожему рабу, который не владеет ничем и соответственно свободен от всего, что связывает его с миром множественных вещей. Он соединился с единой божественной самостью в акте уничтожения своего «я» — фана. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что образ чернолицего выполняет те же функции, что и широкий пласт иноконфессиональных образов в суфийской литературе. Так же, как и образы неверного, язычника, зороастрийца и христианина, он был переосмыслен суфийскими авторами в положительном ключе.
Ключевые слова
Об авторе
Андрей Александрович ЛукашевРоссия
кандидат философских наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. Аттар — Аттар Ф. Асрар-нама. Бахш-и 12. Ал-хикайат а ат-тамсил (= Книга тайн. Часть 12, Рассказ и притча) [электронный ресурс] // Ганджур: веб-коллекция произведения персоязычных поэтов. URL: https://ganjoor.net/attar/asrarname/abkhsh12/sh11 (дата обращения: 18:02.2022).
2. ал-Бабирти 1318 — ал-Бабирти Д. Ал-Инайа би-хамиш фатх ал-кадир (Забота. Супракомментарий к «Откровению Всемогущего»). Т. 4. ал-Кахира: 1318. 448 с.
3. Диван Антар 1893 — Диван Антар. Бейрут: ал-Мактаба ал-джами’а, 1893. 96 с.
4. ал-Кари 1422 — ал-Кари, ‘Али бин Султан Мухаммад. Миркат ал-Мафатих шарх мишкат аль-Масабих (= Ключница: изъяснение «Ниши ламп») в 11 т. Байрут (Лубнан): Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа, 1422. 488 с.
5. Коран 2004 — Коран / пер. Г. С. Саблукова. СПб.: Северо-Запад Пресс, АСТ, 2004. 477 c.
6. Лахиджи — Лахиджи Асири. Шархи бар йак руба‘ийй-и ирфани (= Толкование к одному мистическому рубаи) [электронный ресурс] // Ганджур: веб-коллекция произведения персоязычных поэтов. А. Лахиджи. Рисаил. (= Письма). URL: https://ganjoor.net/asiri/rasael/sh3 (дата обращения: 25.02.2022).
7. ас-Сагани 1405 — ас-Сагани ал-Хасан бин Мухаммад бин аль-Хасан аль-Карши. Мавду‘ат Ас-Сагани (= Темы ас-Сагани). Димашк: Дар ал-Ма’мун ли-т-турас, 1405. 83 с.
8. Санаи 1374 — Санаи Абу ал-Маджд Мадждуд Ибн Адам. Хадикат ал-хакика ва шари‘ат ат-тарика / тасхих ва тахшийа Мударрис Ридави (= Сад Истины и закон пути). Тихран, 1374. 875 c.
9. Смирнов 1993 — Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. М.: Наука, Вост. лит., 1993. 327 с.
10. Фирдоуси — Фирдоуси Х. Хаджв-наме // Ганджур: веб-коллекция произведения персоязычных поэтов. URL: https://ganjoor.net/ferdousi/hajvname (дата обращения: 26.02.2022).
11. Футухат 1418 (1998 н. э.) — Мухйи ад-Дин бин ‘Али бин Мухаммад ат-Та’и ал-Хатимий. Ал-Футухат ал-Маккиййа фи ма‘рифат ал-асрар ал-малакиййа (= Мекканские откровения в познании тайн господства) / ред., комм. Ахмад Шамс ад-Дин. Т. 4. Байрут (Лубнан): Дар ихйа’ ат-турас ал-‘арабийй, 1418 (1998). 488 с.
12. ал-Худжвири 1375 — ал-Худжвири ал-Газнави А. Кашф ал-Махджуб / тасхих-и астад ва мухаккик Жуковский, ба мукаддима-и Касим Ансари (= Постижение сокровенного). Тихран: Тахури, 1375. 607 с.
13. Хусайни 1388 — Шарх-и Хадикат ал-хакикат-и Санаии (= Толкование «Сада истины» Санаи) / ба кушиш-и дуктур Марйам Хусайни. Тихран: Данишгах-и аз-Захра 1388. 801 с.
14. Шабистари 2021 — Шабистари М. Цветник тайны (персидский текст поэмы, перевод, комментарий) / А. А. Лукашев; отв. ред. Н. Ю. Чалисова. М.: ООО «Садра», 2021. 360 с.
15. Амини-Кашани 1395 — Амини-Кашани И. Зендж // Данишнама-и джахан-и ислам (= Энциклопедия исламского мира). Т. 21. Тихран: Нашрийа-и данишнама-и джахан-и ислам, 1395. С. 615–617.
16. Васильцов 2009 — Васильцов К. С. Некоторые замечания о символике и мифологии цвета в мусульманской культуре // Иран-наме: научный востоковедный журнал / гл. ред. С. Абдулло. № 4(12). 2009. С. 167–183.
17. Казим 2004 — Казим Н. Тамсилат ал-ахар: сурат ас-суд фи ал-мутахаййал ал-ʻарабийй ал-васит (= Репрезентация Другого: образ чернокожих в средневековом арабском дискурсе). Бейрут: ал-Му’ассаса ал-ʻарабиййа ли-д-дирасат ва ан-нашр, 2004. 587 с.
18. Лукашев 2018 — Лукашев А. А. «Я — истина» Мансура ал-Халладжа в понимании Шабистари и Икбала» // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 102–114.
19. Лукашев 2020 — Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи / отв. ред. А. В. Смирнов. М.: Садра, 2020. 320 с.
20. Ма‘рифат 1392 — Шохрат Ма‘рифат. Тамсил-и зангийан дар ши‘р-и парси (барриси хикайат-ха-и тамсилий-и зангийан аз Санаи та Касим Анвар) (= Метафора негра в персидской поэзии (на материале притч о неграх от Санаи до Касима Анвара)) // Фаслнама-и забан ва адабийат-и фарси. № 75. 1392. С. 111–128.
21. Рейснер, Чалисова 1998 — Рейснер М. Л., Чалисова Н. Ю. «Я есмь Истинный Бог»: образ старца Халладжа в лирике и житийной прозе Аттара // Семантика образа в литературах Востока. Москва: Вост. лит., 1998. С. 121–158.
22. Фильштинский 1985 — Фильштинский И. М. История арабской литературы V – начало X века / отв. ред. Б. Я. Шидфар. М.: ГРВЛ, 1985. 531 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лукашев А.А. «Средневековый BLM»: образ чернолицего в персидской суфийской поэзии. Oriental Studies. 2023;16(1):222-231. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-65-1-222-231
For citation:
Lukashev A.A. Medieval BLM: Black Face in Persian Sufi Poetry. Oriental Studies. 2023;16(1):222-231. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-65-1-222-231
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.