Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

НЕМЕЦКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (вторая половина 1950-х гг. - 1980-е гг.)

https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-24-2-34-41

Аннотация

В статье исследуется проблема регистрации и легализации деятельности немецких религиозных организаций в Калмыцкой АССР во второй половине 1950-1980-х гг. центральными и местными органами государственной власти. В конце 1950-х гг., после возвращения в Калмыкию немецкого населения из мест депортации, началось возрождение протестантских организаций. В местах компактного проживания немецкого населения, в Городовиковском и Яшалтинском районах, возникли группы адептов баптистского, пятидесятнического и лютеранского вероисповеданий. Среди протестантских организаций самыми крупными являлись евангельские христиане-баптисты, которые со второй половины 1960-х гг. резко активизировали деятельность, направленную на регистрацию их групп в органах государственной власти. Республиканские и районные власти под различными предлогами отказывали им в регистрации, в то же время строго запрещая им проводить отправление религиозного культа. Точку в противостоянии двух сторон поставил центральный орган - Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР, зарегистрировавший в 1969 г. вопреки протестам республиканских властей самые крупные баптистские организации в с. Ульяновке Яшалтинского района и в с. Виноградное Городовиковского района. Их легализация была обусловлена не только внутренними, но и во многом внешнеполитическими факторами. В 1970-1980-е гг. власти более не допускали регистрации баптистов, небольшие их группы, насчитывавшие обычно 6-15 человек, включались в состав более крупных объединений. В конце 1950-1980-х гг. в КАССР действовали пять групп пятидесятников, каждая из которых в разные годы насчитывала от семи до 35 человек. Все они находились в местах компактного расселения немецкого населения, в Яшалтинском и Городовиковском районах. Пятидесятники были отнесены советским руководством к числу «вредных» сект и не подлежали регистрации, поэтому немецкие пятидесятнические организации Калмыкии в рассматриваемый период находились на нелегальном положении. В Калмыцкой АССР имелись также две группы лютеран, состоявшие из жителей Яшалтинского и Городовиковского районов. Одна из групп (с. Краснополье) была крайне малочисленной и не имела шансов быть зарегистрированной, другой группе (п. Южный, Городовиковский район) это удалось сделать только в 1986 г., когда в религиозной политике государства наступили позитивные перемены. Работа написана на основе материалов Национального архива Республики Калмыкия, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот.

Об авторе

С. С. Белоусов
Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Всесоюзная перепись населения 1959 г. Национальный состав населения по регионам России. Калмыцкая АССР [электронный ресурс] // URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus._ (дата обращения: 12.02.2016).

2. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Национальный состав и языки народов Калмыцкой ССР. Ч. 2. Элиста: Калм. респ. упр. стат., 1991. 110 с.

3. НА РК - Национальный архив Республики Калмыкия.

4. Белоусов 2015а - Белоусов С. С. Государственная власть и лютеранские организации Калмыкии (последняя треть XIX - начало XXI в.) // Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. «Научная осень» (Элиста, 18 ноября 2015 г.). Элиста: Калм. гос. ун-т, 2015. С. 43-51.

5. Белоусов 2015б - Белоусов С. С. Пятидесятники Калмыкии в годы советской власти // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 3. С. 54-58.

6. Белоусов С. С. Евангельские христиане-баптисты в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (22 июня 1941 г. - 1956 г.) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 2. С. 47-52.

7. История евангельских христиан-баптистов в СССР. 1989. М.: Изд-тво «Всесоюзный Совет Евангельских христиан-баптистов», 1989. 688 с.

8. Калиничева З. В. Социальная сущность баптизма. Л.: Наука, 1972. 140 с.

9. Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (социологические и исторические очерки). М.: Наука, 1969. 274 с.

10. Коваленко Л. В. Облако свидетелей Христовых для народов России в XIX-XX вв. М.: ЦХС, 1997. 274 с.

11. Крючков Г. К. Великое пробуждение XX в. М.: Христианин: МСЦ ЕХБ, 2008. 512 с.

12. Куксенко С. И. Конфессиональные исследования истории баптизма в УССР и СССР // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (18). С. 184-187.

13. Лялина Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность. М.: Политиздат, 1977. 175 с.

14. Мицкевич А. И. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Всесоюзный cовет евангельских христиан-баптистов, 1989. 624 с.

15. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: Русский христианский гуманит. ин-т, 1997. 480 с.

16. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. 356 с.

17. Подберезский И. В. Быть протестантом в России. М.: Благовестник, 1996. 382 с.

18. Руденко А. А. Евангельские христиане-баптисты и перестройка // На путях к свободе совести: сб. ст. / сост. и общ. ред. Д. Е. Фурман и о. Марк. М.: Прогресс, 1989. С. 254-340.


Рецензия

Для цитирования:


Белоусов С.С. НЕМЕЦКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (вторая половина 1950-х гг. - 1980-е гг.). Oriental Studies. 2016;9(2):34-41. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-24-2-34-41

For citation:


Belousov S.S. German Religious Organizations in the Kalmyk ASSR and Problems of their Registration by Governmental Authorities (Second Half of the 1950s-1980s). Oriental Studies. 2016;9(2):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-24-2-34-41

Просмотров: 199


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)