Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

«История цама в Монголии» ― сочинение настоятеля монастыря Гандан габджу Эрдэнипэла

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-37-3-61-67

Аннотация

Статья посвящена публикации фрагмента исторического труда настоятеля монастыря Гандан в г. Улан-Баторе габджу Эрдэнипэла «История цама в Монголии». Эрдэнипэл (1877–1960) ― один из последних представителей монгольской традиционной учености и знатоков буддийской литературы, настоятель монастыря Гандан в г. Улан-Баторе, избранный после восстановления в нем религиозной службы в 1944 г. Из его письменного наследия до нас дошло не много. Известно, что он написал «Хор-чойджун», или «Историю религии в Монголии», однако этот труд не обнаружен, сохранился лишь русский перевод первого тома. В музее-квартире акад. Ц. Дамдинсурэна в г. Улан-Баторе хранятся два сочинения габджу Эрдэнипэла на монгольском языке ― «История хамбо-номун-ханов Их-Хурэ» и «История цама в Монголии». Сочинение о цаме ― рукопись, написанная чернилами и пером. Судя по надписи, сделанной Ц. Дамдинсурэном, сочинение было создано в 1942 г. Весьма вероятно, что это автограф самого Эрдэнипэла. Рукопись содержит много помарок и исправлений, которые могли быть сделаны, как представляется, лишь автором.
«История цама в Монголии» состоит из небольшого введения и списка монгольских монастырей с указанием, устраивалась ли там мистерия цам, и, если устраивалась, то какой из ее видов. Во введении автор рассказывает об истоках цама, которые он видит в магических обрядах индийских йогачариев, использовавших во время их исполнения специальные одеяния и ритуальные предметы. Появление цама в Тибете Эрдэнипэл относит ко времени т. н. «позднего периода» распространения буддизма в Тибете после XI в. При этом цам исполняли монахи только красношапочных сект, а желтошапочная секта гэлуг ввела в свои ритуалы цам только при первом Панчен-ламе Чойджи-Джалцане в XVI–XVII вв. Первоначально цам исполнялся лишь в монастырях Дашилхунпо и Намджал.
Наиболее интересным представляется рассказ о распространении цама в Монголии. По сведениям Эрдэнипэла, начало цаму в Халха-Монголии положил Второй халхаский Дзая-пандита Лубсан-Няндаг-Гэлэг-Намджил в 1744 г. В 1787 г. в монастыре Эрдэни-дзу была впервые представлена мистерия цам по инициативе знаменитого настоятеля этого монастыря Номчи-цорджи Дагвадарджа (1734–1803). В столице Северной Монголии Их-Хурэ цам впервые был исполнен в 1810 г.

Ключевые слова


Об авторе

Анна Дамдиновна Цендина
Институт восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета, Институт востоковедения РАН, профессор НИУ «Высшая школа экономики»
Россия
доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,


Список литературы

1. арадийн 1909 ― Барадийн Б. Цам Миларайбы: (из жизни в Лавране) // Записки Императорского Русского Географического Общества по отделу этнографии: Сб. в честь 70-летия Г. Н. Потанина. 1909. Т. 39. С. 135–147. [Baradiyin B. Milarepa’s Tsam (glimpses of life in Labrang). Zapiski Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obschestva po otdelu etnografii: Sb. v chest’ 70-letiya G. N. Potanina. 1909. Vol. 39. Pp. 135–147].

2. Дневники 1975 ― Дневники академика Цэндийна Дамдинсурэна. 1975. Рукописи хранятся в архиве А. Д. Цендиной. [Dnevniki akademika Tsendiyna Damdinsurena. 1975. Ruk. khranyatsya v arkhive A. D. Tsendinoy [Diaries by prof. Tsendiin Damdinsüren. 1975. Manuscripts from A. Tsendina’s archive].]

3. Жуковская 1977 ― Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религий. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1977. 200 с. [Zhukovskaya N. L. Lamaizm i rannie formy religiy [Lamaism and early forms of religion]. Moscow: Nauka, Vost. Lit., 1977. 200 p.]

4. История Эрдэни-дзу 1999 ― История Эрдэни-дзу. Факсимиле рукописи. Пер с монг., введ., коммент. и прилож. А. Д. Цендиной. М.: Вост. лит. РАН, 1999. 255 с. [Istoriya Erdeni-dzu [A history of Erdene Zuu]. A facsimile of the manuscript. A. D. Tsendina (foreword, transl., comment. and suppl.). Moscow: Vost. Lit., 1999. 255 p.]

5. Кимура 1997 ― Кимура Аяко. Монголын Хүрээ цамыг бусад орны цамтай харьцуулан судалсан нь: автореф. дис. … д-ра ист. наук. Улаанбаатар: Монгол улсын их сургууль, 1997. 52 х. [Kimura Ayako. Mongolyn Khüree tsamyg busad orny tsamtay khar’tsuulan sudalsan n’ [Ikh Khüree Tsam and other types of the dance: a comparative study]. A PhD thesis abstract. Ulaanbaatar: National University of Mongolia, 1997. 52 p.]

6. Позднеев 1887 ― Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб.: Тип. Имп. акад. наук. 1887. 492 с. [Pozdneev A. M. Ocherki byta buddiyskikh monastyrey i buddiyskogo dukhovenstva v Mongolii v svyazi s otnosheniem sego poslednego k narodu [Essays on the life of Buddhist monasteries and clergy in Mongolia in connection with the latter’s relation to the people]. St. Petersburg: Imperial Acad. of Sc., 1887. 492 p.]

7. Позднеев 1880 ― Позднеев А. М. Ургинские хутухты: исторический очерк их прошлого и современного быта. СПб: Тип. брат. Пантелеевых. 1880. 84 с. [Pozdneev A. M. Urginskie khutukhty: istoricheskiy ocherk ikh proshlogo i sovremennogo byta [Urga khutuktus: a historical overview of their past and present life]. St. Petersburg: Panteleevy Brothers, 1880. 84 p.]

8. Хүрэлбаатар 2017 ― Хүрэлбаатар Л. Монгол цамын цоохор тэмдэглэл // Утга зохиол судлагч, товдч эрдэмтэн Лхамсурэнгийн Хурэлбаатар. Улаанбаатар: «Жиком пресс» ХХК, 2017. С. 83–142. [Khurelbaatar L. Various notes on the Mongolian Tsam. Utga zokhiol sudlagch, tovdch erdemten Lkhamsurengiyn Khurelbaatar [Literary researcher and Tibetologist Lhamsurengiin Hurelbaatar]. Ulaanbaatar: «Zhikom Press» Ltd., 2017. Pp. 83–142] (In Mong.).

9. Цендина 2015 ― Цендина А. Д. О настоятеле монастыря Гандан габджу Эрдэнипэле (1877–1960) и его сочинениях на монгольском языке // Россия и Монголия в первой половине ХХ века: концептуальные вопросы российско-монгольских отношений (диломатия, экономика, наука). Сб. науч. тр. Кн. 5. Улан-Батор; Иркутск: Изд-во Байкальского ун-та, 2015. С. 328–330. [Tsendina A. D. About the abbot of Gandan Monastery ka-chu Erdenipel (1877–1960) and his Mongolian-language compositions. Rossiya i Mongoliya v pervoy polovine XX veka: kontseptual’nye voprosy rossiysko-mongol’skikh otnosheniy (dilomatiya, ekonomika, nauka). Sb. nauch. tr. Vol. 5. Ulaanbaatar–Irkutsk: Baikal State University, 2015. Pp. 328–330].

10. Цендина, Железняков 2005 ― Цендина А. Д., Железняков А. С. История в трудах ученых лам. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. 275 с. [Tsendina A. D., Zheleznyakov A. S. Istoriya v trudakh uchenykh lam [History in the works of educated clergymen]. Moscow: KMK Academic Publications Association, 2005. 275 p.]

11. Шастина 1935 ― Шастина Н. П. Религиозная мистерия цам в монастыре Дзун Хурэ // Современная Монголия. № 1. Улан-Батор, 1935. С. 92–113. [Shastina N. P. Tsam religious mystery in Dzun Khuree Monastery. Sovremennaya Mongoliya. No. 1. Ulaanbaatar, 1935. Pp. 92–113].

12. Шастина 1974 ― Шастина Н. П. Следы примитивных религий в ламаистской мистерии цам // Исследования по восточной филологии. М.: Наука, 1974. С. 306–318. [Shastina N. P. Traces of primitive religions in the Lamaist Tsam mystery (dance). Issledovaniya po vostochnoy filologii. Moscow, 1974. Pp. 306–318].

13. Bareja-Starzynska 2012 ― Bareja-Starzynska A. Description of the Erdeni Zuu Monastery (Including čam Ritual) Based on Notes from the Kotwicz Expedition. In the Heart of Mongolia. 100th Anniversary of W. Kotwicz’s Expedition to Mongolia in 1912. Jerzy Tulisow et al. (eds.). Cracow: Polish Academy of Arts and Sciences, 2012. Pp. 131–189.

14. Erdeni 1997 ― Erdeni. Mongγol čam. Beijing: National Publ. House, 1997. 159 p.

15. Formann, Rintschen 1967 ― Formann W., Rintschen B. Lamaistische Tanzmasken (Der Erlik-Tsam in der Mongolia) [Lamaist dance masks (Erlik Tsam in Mongolia)]. Leipzig: Koehler und Amelang, 1967. 144 p.

16. Heissig 1989 ― Heissig W. Der Tsam-Tanz und seine Masken [Tsam dance and ist masks]. Die Mongolen. Begleitband zur Ausstellung im Haus der Kunst München 22. März bis 28. Mai 1989. W. Heissig, G.C. Müller (eds.). Innsbruck: Pinguin-Verlag, 1989. Pp. 240–244.

17. Kollmar-Paulenz, Mununchimeg 2015 ― Kollmar-Paulenz K., Mununchimeg B. Der mongolische Maskentanz (Tsam) in Vergangenheit und Gegenwart [The Mongolian mask dance (Tsam) in past and present]. Asia. 2015. No. 69(3). Pp. 625–683.

18. Stein 1972 ― Stein R. F. Tibetan Civilization. Stanford University press, 1972. 336 p.

19. Teleki 2013 ― Teleki K. The Khüree-Tsam and its Relation with the Tsam Figures of the Leder Collection. The Mongolian Collection Retracing Hans Leder. Maria-Lhatarina Lang, Stefan Bauer (eds.). Wien: Austrian Academy of Sciences, 2013. Pp. 76–83.


Рецензия

Для цитирования:


Цендина А.Д. «История цама в Монголии» ― сочинение настоятеля монастыря Гандан габджу Эрдэнипэла. Oriental Studies. 2018;11(3):61-67. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-37-3-61-67

For citation:


Tsendina A. A History of Tsam in Mongolia by the Abbot of Gandan Monastery Ka-Chu Erdenipel. Oriental Studies. 2018;11(3):61-67. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-37-3-61-67

Просмотров: 612


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)