Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Знаковые функции народной одежды в традиционной культуре башкир

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-39-5-89-96

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты изучения традиционной одежды в рамках материальной и духовной культуры башкир. Народная одежда, наделенная определенными смыслами, выполняла разнообразные знаковые функции, диктовала различия в поведении и общении.
Цель статьи заключается в выявлении и описании знаковых функций одежды башкир согласно этнической, географической, гендерной, возрастной, социальной и т. п. принадлежности.
Методы. Для выявления значения одежды в традиционной культуре башкир и определения социальных отношений, связанных с одеждой, обнаружения общего и особенного в одежде башкир разных групп и построения типологических параллелей с другими народами применялись описательный, структурно-функциональный, сравнительно-типологический методы исследования.
Результаты. В исследовании применялся комплексный подход, предполагающий анализ исторических, философских, этнографических трудов и полевых материалов.
Народный костюм был наделен определенной смысловой нагрузкой и выказывал статус владельца, соответствовал идеалам красоты, принятым в конкретной этнической среде. Язык одежды указывал на этническую принадлежность, пол, возраст, семейное и социальное положение собеседника, также показывал отнесенность к определенному поколению, периоду жизни.
Цвет, крой, орнамент и украшения передавали представления башкир о Вселенной, показывали религиозную принадлежность. Любая деталь одежды была обоснована исторически, мифологически, с бытовой и практической стороны. Одежда удостоверяла принадлежность человека к определенному поколению, периоду жизни. Эта особенность наиболее ярко проявлялась в женских нарядах. Яркие цвета и разнообразные украшения были присущи для молодежной одежды, женщин детородного возраста. Одежда детей характеризовалась минимальным набором компонентов. Сдержанная цветовая гамма, меньшее количество украшений характеризуют костюм женщин старшего и преклонного возраста. Каждый элемент одежды в комплексе с другими представлял текст, позволяющий охарактеризовать своего владельца.
В традиционном обществе к выбору одежды относились очень внимательно, так как несоответствие вызывало осуждение, иногда насмешку. Обращение с элементами одежды тесно связано с древними верованиями, представлениями народа о жизненной силе, счастье, благополучии («ҡот»), поэтому удачливую одежду не дарили, мужскую одежду не использовали для хозяйственных нужд. Одежду авторитетных пожилых людей использовали для передачи их силы, долголетия, здоровья последующему поколению. Традиционный этикет, обычаи и традиции поддерживали способы обращения с предметами одежды, в соответствии с практическими, религиозными, сакральными, эстетическими и этическими представлениями.
Выводы. В традиционном обществе костюм служил источником получения информации, позволял безошибочно определять пол, возраст, семейное положение и социальный статус, географическую и родоплеменную принадлежность, род хозяйственной деятельности. Все знаковые функции одежды, являясь ориентирами, служили критерием определения собеседника в рамках бинарной оппозиции «мы» / «они», способствовали регулированию, упорядочиванию отношений в семье и обществе. Традиционный костюм был средством передачи народных знаний от одного поколения к другому.

Об авторе

Розалия Рафкатовна Баязитова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия
кандидат исторических наук, доцент кафедры башкирской литературы и культуры


Список литературы

1. Алексеев 1980 — Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 317 с. [Alekseev N. A. Rannie formy religii tyurkoyazychnykh narodov Sibiri [Turkic peoples of Siberia: early forms of religion]. Novosibirsk: Nauka, 1980. 317 р. (In Rus.)]

2. Байбурин 1995 — Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования традиционной культуры восточных славян. Автореф.: в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб., 1995. 32 с. [Baiburin A. K. Semioticheskie aspekty funktsionirovaniya traditsionnoy kul’tury vostochnykh slavyan [Traditional culture of East Slavs: semiotic aspects of its functioning]. A PhD thesis abstract. St. Petersburg, 1995. 32 р. (In Rus.)]

3. Бакаева 2015 — Бакаева Э. П. К исследованию семантики женского костюма ойратов и калмыков (историографический аспект) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 3. С. 74−83. [Bakaeva E. P. To the study of semantics of the Oirat and Kalmyk Women’s Costume (historiographic aspect). Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy RAN (Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS). 2015. No. 3. Pр. 74−83. (In Rus.)]

4. Бикбулатов, Фатыхова 1991 — Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир. XIX–XX вв. М.: Наука, 1991. 189 с. [Bikbulatov N. V., Fatykhova F. F. Semeinyi byt bashkir. XIX–XX vv. [Family life of the Bashkirs: 19th – 20th centuries.]. Moscow: Nauka, 1991. 189 р. (In Rus.)]

5. Гаген-Торн 1960 — Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). Чебоксары: Чувашское гос. изд-во, 1960. 234 с. [Gagen-Torn N. Zhenskaya odezhda narodov Povolzh’ya (materialy k etnogenezu) [Peoples of the Volga Region: women’s garments (materials for ethnogenesis studies)]. Cheboksary: Chuvash State Publ., 1960. 234 р. (In Rus.)]

6. Ерназаров 2001 — Ерназаров Ж. Т. Этнознаковые функции семейной обрядности казахов (этнолого-культурологические аспекты). Автореф. дисс…канд. ист. наук. Алматы, 2001. 32 с. [Ernazarov Zh. T. Etnoznakovye funktsii semeinoy obryadnosti kazakhov (etnologo-kul’turologicheskie aspekty) [Ethno-semiotic functions of Kazakh family rites (ethnic and cultural aspects)]. A PhD thesis abstract. Almaty, 2001. 32 р. (In Rus.)]

7. Камалиева 2012 — Камалиева А. С. Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор. Уфа: Китап, 2012. 215 с. [Kamalieva A. S. Bashkirskiy kostyum. Tekhnologiya. Konstruktsiya. Dekor [The Bashkir costume: technology, design, decor]. Ufa: Kitap, 2012. 215 р. (In Rus.)]

8. Козлова 1964 — Козлова К. И. Этнография народов Поволжья: уч. пособие. М.: Изд-во Моск. университета, 1964. 175 с. [Kozlova K. I. Etnografiya narodov Povolzh’ya [Ethnography of the Volga Region]. A study book. Moscow: Moscow State Univ., 1964. 175 р. (In Rus.)]

9. Кузеев, Бикбулатов, Шитова 1979 — Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979. 244 с. [Kuzeev R. G., Bikbulatov N. V., Shitova S. N. Dekorativnoe tvorchestvo bashkirskogo naroda [Bashkir decorative arts]. Ufa, 1979. 244 р. (In Rus.)]

10. Никольский 1899 — Никольский Д. П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1899. 377 с. [Nikolsky D. P. Bashkiry. Etnograficheskoe i sanitarno-antropologicheskoe issledovanie [The Bashkirs: an ethnographic, sanitary and anthropological study]. St. Petersburg: P. P. Soykin, 1899. 377 р. (In Rus.)]

11. Руденко 2006 — Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с. [Rudenko S. I. Bashkiry: Istoriko-etnograficheskie ocherki [The Bashkirs: historical and ethnographic essays]. Ufa: Kitap, 2006. 376 р. (In Rus.)]

12. Тощакова 1973 — Тощакова Е. М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев / Отв. ред. Л. П. Потапов. Новосибирск: Наука, 1973. 58 с. [Toschakova E. M. Zhenschina v obschestve i sem’ye u sovremennykh altaytsev [The modern Altaian woman and her role in society and family]. L. P. Potapov (ed.). Novosibirsk: Nauka, 1973. 58 р. (In Rus.)]

13. Харузина 2007 — Харузина В. Н. Этнография. Лекции. Издание подготовила А. Ф. Некрылова. СПб.: Тропа Троянова, 2007. 520 с. [Kharuzina V. N. Etnografiya. Lektsii [Ethnography: lectures]. A. F. Nekrylova (prep.). St. Petersburg: Tropa Troyanova, 2007. 520 р. (In Rus.)]

14. Шаханова 1998 — Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). Алматы: Қазақстан, 1998. 184 с. [Shakhanova N. Mir traditsionnoy kul’tury kazakhov (etnograficheskie ocherki) [The world of traditional Kazakh culture: ethnographic essays]. Almaty: Qazaqstan, 1998. 184 р. (In Rus.)]

15. Шитова 1995 — Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. 1-е изд. Уфа: Китап, 1995. 240 с.: ил. [Shitova S. N. Bashkirskaya narodnaya odezhda [Traditional Bashkir garments]. 1st ed. Ufa: Kitap, 1995. 240 р. (In Rus.)]

16. Шитова 2002 — Шитова С. Н. Одежда // Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. С. 129−143. [Shitova S. N. Garments. Bashkiry: Etnicheskaya istoriya i traditsionnaya kul’tura [The Bashkirs: ethnic history and traditional culture]. Ufa: Bashkirskaya Entsiklopediya, 2002. Рр. 129−143. (In Rus.)]

17. Шитова 1976 — Шитова С. Н. Сибирские таежные черты в материальной культуре и хозяйстве башкир // Этнография Башкирии /Под ред. Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева. Уфа: Башкирский филиал АН СССР, 1976. С. 49–94. [Shitova S. N. Material culture and economic lifestyles of Bashkirs: Siberian taiga features. Etnografiya Bashkirii [Ethnography of Bashkiria]. N. V. Bikbulatov, R. G. Kuzeev (eds.). Ufa, 1976. Pр. 49–94. (In Rus.)]


Для цитирования:


Баязитова Р.Р. Знаковые функции народной одежды в традиционной культуре башкир. Oriental Studies. 2018;(5):89-96. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-39-5-89-96

For citation:


Baiazitova R. Bashkir Traditional Culture: Semiotic Functions of National Costumes. Oriental Studies. 2018;(5):89-96. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-39-5-89-96

Просмотров: 95


Creative Commons License Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)