Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ГЕНДЕР: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ОЦЕНКАХ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ

https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-26-4-216-225

Аннотация

Статья основана на результатах эмпирического социологического исследования, которое было проведено среди студентов вузов России. Исследование, инициированное Российским обществом социологов (РОС), носило инициативный характер. В состав творческого коллектива вошли те региональные исследователи, члены РОС, которым данная проблематика показалась интересной и важной. Исследование было посвящено изучению отношения современных студентов к вопросам социального неравенства и социальной справедливости в стране. Самостоятельная исследовательская задача заключалась в том, чтобы выяснить, насколько совпадают / не совпадают оценки проблем справедливого общества, высказанные девушками и юношами. Чтобы ответить на этот вопрос, предварительно необходимо было рассмотреть такие понятия, как «гендер» и «справедливость». Гендер может быть описан как в координатах статики, так и динамики. В статичной картине мира - это осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, а с точки зрения динамики процесса гендер производится, воспроизводится, а также меняется в результате конкретных действий индивидов, заявляющих свою идентичность. Современное общество предъявляет свои требования к исполнению социальных ролей мужчинами и женщинами, настаивая на пересмотре гендерных установок. Женщины вынуждены «примерять» на себя мужские роли и, соответственно, маскулинизировать свои гендерные установки. Мужчины порой, чтобы преуспеть в обществе, должны демонстрировать черты феминности. Результаты прикладного исследования не выявили значимых различий в гендерных оценках справедливого общества у юношей и девушек. Результаты исследования показали, что, по мнению молодежи, справедливым можно назвать общество, в котором люди соблюдают законы, даже если эти законы и неправильные. В этом обществе наиболее востребованы энергичные, предприимчивые, имеющие высокую квалификацию люди, готовые принять на себя ответственность, которых общество стимулирует к дальнейшей работе достойной (справедливой) оплатой их труда. В целом порядок приоритетов и ранжированные ряды оценок практически совпадают, что может свидетельствовать как о близости социальных позиций тех и других в социуме (и юноши, и девушки в данном случае в первую очередь - студенты), так и об уменьшении различий в гендерных установках современного социума. Однако незначительные различия, выявленные в позициях юношей и девушек, лишний раз убеждают, что гендер как социальный феномен формируется в условиях повседневности самого социума.

Об авторах

Н. В. Дулина
Волгоградский государственный технический университет
Россия


Е. В. Ануфриева
Волгоградский государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Бушуев И. А. Взаимоотношения центра и провинции в контексте изучения вопросов повседневной жизни // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 3. С. 17-21.

2. Серебрянская В. Н. Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ: автореф. дис... канд. филос. наук. Волгоград, 2013. 22 с.

3. Баландина Э. Г. Метросексуал в городе: явление, стиль, альтернативы // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. № 7 (67). С. 74-82.

4. Пенн М. Дж., Залесн К. Э. Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам. М.: АСТ, 2009. 510 с.

5. Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости / пер. с англ. В. Сонькина, А. Бердичевского, М. Костионовой, О. Попова; под ред. М. Тюнькиной. М.: Азбука-Аттикус, 2010. 456 с.

6. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов; науч. ред. М. А. Можейко, Т. Г. Румянцева. Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. 1280 с.

7. Кирилина А. В. Возможности гендерного подхода в антропоориентированном изучении языка и коммуникации [электронный ресурс] // URL: http://www.gender-cent.ryazan.ru/kirilina1.htm (дата обращения: 20.03.2015).

8. Гриценко Е. С. Язык как средство конструирования гендера: автореф. дисc. … докт. филол. наук. Тамбов: Тамбов. гос. ун-т, 2005. 48 с.

9. Шипунова Т. В. Социальная справедливость: понятие, виды, критерии оценки // Проблемы теоретической социологии: межвуз. сб. Вып. 5. СПб.: Астерион, 2005. С. 227-247.

10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 783 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дулина Н.В., Ануфриева Е.В. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ГЕНДЕР: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ОЦЕНКАХ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ. Oriental Studies. 2016;9(4):216-225. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-26-4-216-225

For citation:


Dulina N.V., Anufrieva E.V. Everyday Life and Gender: General and Special Aspects in Assessments of Social Justice by Contemporary Students. Oriental Studies. 2016;9(4):216-225. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-26-4-216-225

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)