Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Особенности иконографии в калмыцкой вышивке: традиционные и современные практики

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336

Аннотация

Введение. Калмыки, монголоязычный народ, пришедший в степи Поволжья
в XVII в. из Центральной Азии, исповедуют буддизм. Этноспецифические черты буддизма
калмыков, сформировавшиеся за время пребывания на территории России, обусловлены различными историческими факторами, в том числе длительной отдаленностью от буддийских
центров, ликвидацией буддийских храмов и объединений на протяжении десятилетий в XX в.
и официальным восстановлением в конце XX– начале XXI в. Целью работы является выделение и сопоставление традиционных и современных буддийских танка как отражающих особенности калмыцкой иконографии, значимых предметов религиозного культа и культурного
наследия калмыков. Результаты. Выявлено, что вплоть до начала XX в. у калмыков практиковалось изготовление танка в различных техниках ― живописные, вышитые и аппликативные.
С конце XVIII в., в связи с ограничением ввоза культовых предметов из Тибета и Монголии,
увеличилось значение мастерских при калмыцких буддийских храмах. Это послужило также
развитию школ танкописи и формированию этнического стиля в изображении божеств буддийского пантеона, обусловленного некоторым отхождением от традиционного канона. Старинные танка, сохраненные в частных коллекциях и музейных фондах, стали основой для
восстановления традиций изобразительного искусства в процессе возрождения буддизма в
Калмыкии. Современные практики изготовления изображений божеств связаны с этапами развития буддизма в республике с конца XX в. по настоящее время, мирской формой буддийских
практик, женским досугом и этническим предпринимательством. Исследование показало, что
современные калмычки-мастерицы руководствуются традиционными правилами изготовления предметов религиозного культа. 

Об авторе

Татьяна Исаевна Шараева
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник  



Список литературы

1. Бакаева 1994 ― Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.

2. Бакаева 2009 ― Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории // Буддизм в России. 2009. № 42. С. 9–17.

3. Басхаев 2007 — Басхаев А. Н. Буддийская церковь Калмыкии: 1900–1943 гг. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 240 с.

4. Батырева 1991 ― Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство: Альбом. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 127 с., 102 илл.

5. Батырева 2005 ― Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII – начало XX вв. М.: Наука, 2005. 155 с.

6. Белый старец 2020 — Калмыцкая икона Белого старца [электронный ресурс] // Из фондов Новочеркасского музея донского казачества. Соцсеть «В контакте». Моя Калмыкия. 14 июня 2020 г. URL: https://vk.com/wall-185326518_8614 (дата обращения: 10.12.2020).

7. Бодхисаттва Манджушри ― Бодхисаттва Манджушри [электронный ресурс] // Абхидхарма Чой. URL: http://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Manjushri.htm (дата обращения: 19.12.2020).

8. Буддийскую святыню 2019 — Буддийскую святыню «Зеленую Тару» привезли в столицу Калмыкии из Ставрополя [электронный ресурс] // ТАСС. 05.10.2019. https://tass.ru/obschestvo/6967330 (дата обращения: 15.12.2020).

9. В Калмыкии открылась 2019 — В Калмыкии открылась выставка «Зеленая Тара» (Фоторепортаж) [электронный ресурс] // РИА «Калмыкия». Новости. 08.10.2019 // https://riakalm.ru/index.php/news/news/20438-monakhi-tsentralnogo-khurula-osvyatili-tanku-zelenaya-tara (дата обращения: 19.12.2020).

10. Выставка 2016 — Выставка «Старинные танки — наследие наших предков» [электронный ресурс] // Инф. портал «В Калмыкии». 29.02.2016. URL: https://vkalmykii.com/vystavka-starinnye-tanki-nasledie-nashikh-predkov (дата обращения: 20.12.2020).

11. Дорджиева 1995 ― Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII – начало XX вв.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 128 с.

12. Житецкий 1893 ― Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.

13. Житецкий 1892 ― Житецкий И. А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки): в двух очерках // Сборник трудов членов Петровского общества исследователей Астраханского края. Астрахань: Тип. «Астраханского листка», 1892. С. 1–V, 1–214.

14. Зеленая Тара 1992 ― Зеленая Тара / вст. статья И. Г. Ковалева, Т. Ц.-У. Бембеевой. Элиста: Калм. гос. картин. галерея, 1992. 32 ил.

15. Иванов 2009 ― Иванов Д. В. Калмыцкие буддийские предметы в коллекциях Музея археологии и этнографии РАН (Кунсткамера) // Буддизм в России. 2009. № 4. С. 28–32.

16. Иванов 2008 ― Иванов Д. В. Калмыцкие иконы в коллекциях МАЭ (Кунсткамера) РАН: характерные особенности иконографии и монтировки // Кюнеровский сборник: Материалы Восточноазиатских и Юго-Восточных исследований. СПб.: МАЭ РАН, 2008. Вып.5. С. 51–52.

17. История буддизма 2011 ― История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985–1999 гг. / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: Мин-во образования, культуры и науки Республики Калмыкия, 2011. 392 с.: ил

18. КРС 1977 ― Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 764 с.

19. Курапов 2018 — Курапов А. А. Российское государство и буддийская церковь на юге России: этапы эволюции социально-политического взаимодействия в XVII – начале XX вв. Астрахань: Изд. Сорокин Роман Васильевич, 2018. 464 с.

20. Львовский 1898 ― Львовский Н. Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии и калмыцкие хурулы. 2-е изд. Ставрополь: Типо-лит. Т. М. Тимофеева, 1898. 173 с.

21. Монголо-ойратские законы 1880 — Монголо-ойратские законы 1640 года, дополнительные указы Галдан-Хун-Тайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши / калм. текст с рус. пер. и прим. К. Ф. Голстунского. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1880. 16, 143, [1] с.

22. Монгуш 2015 — Монгуш Е. Д. Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в России // Новые исследования Тувы. 2015. № 3. С. 101–110.

23. Музраева 2012 — Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 224 с.

24. Мучаева 2003 — Мучаева И. И. Памятники буддийского культа в Калмыкии: проблемы сохранения и использования // Вестник Калмыцкого республиканского краеведческого музея им. Н. Н. Пальмова. Элиста, 2003. Вып. 1. С. 31–38.

25. Небольсин 1852 — Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. 192 с.

26. Нурова 2007 ― Нурова Г. В. Образ женского божества в буддизме Махаяны // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2007. Т. 2. № 2 (15). С. 155–160.

27. Огнева 1992 ― Огнева Е. Д. Танка // Буддизм: словарь. М.: Республика, 1992. С. 236–237.

28. Открытие выставки 2020 ― Открытие выставки «15 чудес Будды Шакьямуни» [электронный ресурс] // Центральный хурул РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Новости. 25.02.2020. URL: http://www.khurul.ru/2020/02/25/otkrytie-vystavki-15-chudes-buddy-shakyamuni/ (дата обращения: 15.12.2020).

29. Руднев 1905 ― Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурачинов Урги, Забайкалья и Астраханской губернии // Сборник МАЭ. СПб.: Тип. Имп. акад.наук, 1905. Вып. 5. 16 с.

30. Туристический путеводитель — Туристический путеводитель по городу Элисте [электронный ресурс] // Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру. URL: http://www.capone-online.ru/volga_guide_elista.html (дата обращения: 19.12.2020).

31. Цаган Аав 1801–1925 ― Цаган Аав, Белый старец [электронный ресурс] // Собрание Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-Пандиты КалмНЦ (КИГИ) РАН. Инв. № И-45.

32. Шараева 2017а ― Шараева Т. И. Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков: Зеленая Тара // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. № 3 (31). С. 84–92. DOI: 10.22162/2075-7794-2017-31-3-84-92

33. Шараева 2017б ― Шараева Т. И. Сувенирная продукция и развитие туризма (на примере этнического предпринимательства мастеров народных ремесел Калмыкии) // Монголоведение. 2017. № 11. С. 70–80. DOI: DOI 10.22162/2500-1523-2017-11-70-80

34. Шараева 2017в ― Шараева Т. И. Этнические маркеры калмыков: исследование и материалы. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017. 288 с.

35. Эрендженова 2014 — Эрендженова В. О калмыцких реликвиях и общественном фонде «Наследие» // Элистинская панорама. 20.10.2014 [электронный ресурс] // http://buddhist.ru/buddhist-news/site/6533-o-kalmyckih-relikviiah-i-obshe (дата обращения: 17.12.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Шараева Т.И. Особенности иконографии в калмыцкой вышивке: традиционные и современные практики. Oriental Studies. 2021;14(2):314-336. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336

For citation:


Sharaeva T. Iconographic Features of Kalmyk Embroidery: Traditional and Contemporary Practices. Oriental Studies. 2021;14(2):314-336. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336

Просмотров: 445


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)