Особенности иконографии в калмыцкой вышивке: традиционные и современные практики
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336
Аннотация
Введение. Калмыки, монголоязычный народ, пришедший в степи Поволжья
в XVII в. из Центральной Азии, исповедуют буддизм. Этноспецифические черты буддизма
калмыков, сформировавшиеся за время пребывания на территории России, обусловлены различными историческими факторами, в том числе длительной отдаленностью от буддийских
центров, ликвидацией буддийских храмов и объединений на протяжении десятилетий в XX в.
и официальным восстановлением в конце XX– начале XXI в. Целью работы является выделение и сопоставление традиционных и современных буддийских танка как отражающих особенности калмыцкой иконографии, значимых предметов религиозного культа и культурного
наследия калмыков. Результаты. Выявлено, что вплоть до начала XX в. у калмыков практиковалось изготовление танка в различных техниках ― живописные, вышитые и аппликативные.
С конце XVIII в., в связи с ограничением ввоза культовых предметов из Тибета и Монголии,
увеличилось значение мастерских при калмыцких буддийских храмах. Это послужило также
развитию школ танкописи и формированию этнического стиля в изображении божеств буддийского пантеона, обусловленного некоторым отхождением от традиционного канона. Старинные танка, сохраненные в частных коллекциях и музейных фондах, стали основой для
восстановления традиций изобразительного искусства в процессе возрождения буддизма в
Калмыкии. Современные практики изготовления изображений божеств связаны с этапами развития буддизма в республике с конца XX в. по настоящее время, мирской формой буддийских
практик, женским досугом и этническим предпринимательством. Исследование показало, что
современные калмычки-мастерицы руководствуются традиционными правилами изготовления предметов религиозного культа.
Об авторе
Татьяна Исаевна ШараеваРоссия
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. Бакаева 1994 ― Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.
2. Бакаева 2009 ― Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории // Буддизм в России. 2009. № 42. С. 9–17.
3. Басхаев 2007 — Басхаев А. Н. Буддийская церковь Калмыкии: 1900–1943 гг. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 240 с.
4. Батырева 1991 ― Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство: Альбом. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 127 с., 102 илл.
5. Батырева 2005 ― Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII – начало XX вв. М.: Наука, 2005. 155 с.
6. Белый старец 2020 — Калмыцкая икона Белого старца [электронный ресурс] // Из фондов Новочеркасского музея донского казачества. Соцсеть «В контакте». Моя Калмыкия. 14 июня 2020 г. URL: https://vk.com/wall-185326518_8614 (дата обращения: 10.12.2020).
7. Бодхисаттва Манджушри ― Бодхисаттва Манджушри [электронный ресурс] // Абхидхарма Чой. URL: http://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Manjushri.htm (дата обращения: 19.12.2020).
8. Буддийскую святыню 2019 — Буддийскую святыню «Зеленую Тару» привезли в столицу Калмыкии из Ставрополя [электронный ресурс] // ТАСС. 05.10.2019. https://tass.ru/obschestvo/6967330 (дата обращения: 15.12.2020).
9. В Калмыкии открылась 2019 — В Калмыкии открылась выставка «Зеленая Тара» (Фоторепортаж) [электронный ресурс] // РИА «Калмыкия». Новости. 08.10.2019 // https://riakalm.ru/index.php/news/news/20438-monakhi-tsentralnogo-khurula-osvyatili-tanku-zelenaya-tara (дата обращения: 19.12.2020).
10. Выставка 2016 — Выставка «Старинные танки — наследие наших предков» [электронный ресурс] // Инф. портал «В Калмыкии». 29.02.2016. URL: https://vkalmykii.com/vystavka-starinnye-tanki-nasledie-nashikh-predkov (дата обращения: 20.12.2020).
11. Дорджиева 1995 ― Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII – начало XX вв.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 128 с.
12. Житецкий 1893 ― Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.
13. Житецкий 1892 ― Житецкий И. А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки): в двух очерках // Сборник трудов членов Петровского общества исследователей Астраханского края. Астрахань: Тип. «Астраханского листка», 1892. С. 1–V, 1–214.
14. Зеленая Тара 1992 ― Зеленая Тара / вст. статья И. Г. Ковалева, Т. Ц.-У. Бембеевой. Элиста: Калм. гос. картин. галерея, 1992. 32 ил.
15. Иванов 2009 ― Иванов Д. В. Калмыцкие буддийские предметы в коллекциях Музея археологии и этнографии РАН (Кунсткамера) // Буддизм в России. 2009. № 4. С. 28–32.
16. Иванов 2008 ― Иванов Д. В. Калмыцкие иконы в коллекциях МАЭ (Кунсткамера) РАН: характерные особенности иконографии и монтировки // Кюнеровский сборник: Материалы Восточноазиатских и Юго-Восточных исследований. СПб.: МАЭ РАН, 2008. Вып.5. С. 51–52.
17. История буддизма 2011 ― История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985–1999 гг. / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: Мин-во образования, культуры и науки Республики Калмыкия, 2011. 392 с.: ил
18. КРС 1977 ― Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 764 с.
19. Курапов 2018 — Курапов А. А. Российское государство и буддийская церковь на юге России: этапы эволюции социально-политического взаимодействия в XVII – начале XX вв. Астрахань: Изд. Сорокин Роман Васильевич, 2018. 464 с.
20. Львовский 1898 ― Львовский Н. Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии и калмыцкие хурулы. 2-е изд. Ставрополь: Типо-лит. Т. М. Тимофеева, 1898. 173 с.
21. Монголо-ойратские законы 1880 — Монголо-ойратские законы 1640 года, дополнительные указы Галдан-Хун-Тайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши / калм. текст с рус. пер. и прим. К. Ф. Голстунского. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1880. 16, 143, [1] с.
22. Монгуш 2015 — Монгуш Е. Д. Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в России // Новые исследования Тувы. 2015. № 3. С. 101–110.
23. Музраева 2012 — Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 224 с.
24. Мучаева 2003 — Мучаева И. И. Памятники буддийского культа в Калмыкии: проблемы сохранения и использования // Вестник Калмыцкого республиканского краеведческого музея им. Н. Н. Пальмова. Элиста, 2003. Вып. 1. С. 31–38.
25. Небольсин 1852 — Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. 192 с.
26. Нурова 2007 ― Нурова Г. В. Образ женского божества в буддизме Махаяны // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2007. Т. 2. № 2 (15). С. 155–160.
27. Огнева 1992 ― Огнева Е. Д. Танка // Буддизм: словарь. М.: Республика, 1992. С. 236–237.
28. Открытие выставки 2020 ― Открытие выставки «15 чудес Будды Шакьямуни» [электронный ресурс] // Центральный хурул РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Новости. 25.02.2020. URL: http://www.khurul.ru/2020/02/25/otkrytie-vystavki-15-chudes-buddy-shakyamuni/ (дата обращения: 15.12.2020).
29. Руднев 1905 ― Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурачинов Урги, Забайкалья и Астраханской губернии // Сборник МАЭ. СПб.: Тип. Имп. акад.наук, 1905. Вып. 5. 16 с.
30. Туристический путеводитель — Туристический путеводитель по городу Элисте [электронный ресурс] // Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру. URL: http://www.capone-online.ru/volga_guide_elista.html (дата обращения: 19.12.2020).
31. Цаган Аав 1801–1925 ― Цаган Аав, Белый старец [электронный ресурс] // Собрание Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-Пандиты КалмНЦ (КИГИ) РАН. Инв. № И-45.
32. Шараева 2017а ― Шараева Т. И. Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков: Зеленая Тара // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. № 3 (31). С. 84–92. DOI: 10.22162/2075-7794-2017-31-3-84-92
33. Шараева 2017б ― Шараева Т. И. Сувенирная продукция и развитие туризма (на примере этнического предпринимательства мастеров народных ремесел Калмыкии) // Монголоведение. 2017. № 11. С. 70–80. DOI: DOI 10.22162/2500-1523-2017-11-70-80
34. Шараева 2017в ― Шараева Т. И. Этнические маркеры калмыков: исследование и материалы. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017. 288 с.
35. Эрендженова 2014 — Эрендженова В. О калмыцких реликвиях и общественном фонде «Наследие» // Элистинская панорама. 20.10.2014 [электронный ресурс] // http://buddhist.ru/buddhist-news/site/6533-o-kalmyckih-relikviiah-i-obshe (дата обращения: 17.12.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Шараева Т.И. Особенности иконографии в калмыцкой вышивке: традиционные и современные практики. Oriental Studies. 2021;14(2):314-336. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336
For citation:
Sharaeva T. Iconographic Features of Kalmyk Embroidery: Traditional and Contemporary Practices. Oriental Studies. 2021;14(2):314-336. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.