Preview

Oriental Studies

Advanced search

Iconographic Features of Kalmyk Embroidery: Traditional and Contemporary Practices

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336

Abstract

Introduction. The Kalmyks are a Mongolic Buddhist people that arrived in the Volga region
in the 17th century. The specific ethnic features of Buddhism professed by the Kalmyks took shape
over centuries of Russian suzerainty and were determined by various historical factors, including
prolonged remoteness from Buddhist centers, the total eradication of Buddhist monasteries and
centuries-long ban on spiritual guidance experienced in the 20th century, and the official Buddhist
restoration by the early 21st century. Goals. The work aims at identifying and comparing traditional
and contemporary Buddhist thangka patterns as elements to mirror particular features of Kalmyk
iconography, as essential objects of religious cult and cultural heritage at large. Results. The paper
shows that in the pre-20th century period Kalmyks used different techniques for producing thangkas —
painting, embroidery, and applique ones. In the late 18th century onwards, imports of religious attributes
from Tibet and Mongolia were restricted, and the role of art workshops affiliated to local Buddhist
temples increased. That resulted in further development of thangka painting schools and the shaping
of somewhat ethnic style in depicting Buddhist deities characterized by certain differences from
canonical images. The old thangkas from private and public collections have served a basis for the
restoration of ethnic painting traditions integral to Kalmykia’s Buddhism proper. The contemporary
practices of producing divine images are closely related to stages in the regional development of
Buddhism from the late 20th century to the present, lay Buddhist experiences, women’s leisure-time
activities, and ethnic entrepreneurship. The study concludes contemporary Kalmyk needlewomen are
guided by traditional rules of religious craftsmanship.  

About the Author

Tatyana Sharaeva
Kalmyk Scientific Center of the RAS
Russian Federation

Cand. Sc. (History), Senior Research Associate  



References

1. Бакаева 1994 ― Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.

2. Бакаева 2009 ― Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории // Буддизм в России. 2009. № 42. С. 9–17.

3. Басхаев 2007 — Басхаев А. Н. Буддийская церковь Калмыкии: 1900–1943 гг. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 240 с.

4. Батырева 1991 ― Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство: Альбом. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 127 с., 102 илл.

5. Батырева 2005 ― Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII – начало XX вв. М.: Наука, 2005. 155 с.

6. Белый старец 2020 — Калмыцкая икона Белого старца [электронный ресурс] // Из фондов Новочеркасского музея донского казачества. Соцсеть «В контакте». Моя Калмыкия. 14 июня 2020 г. URL: https://vk.com/wall-185326518_8614 (дата обращения: 10.12.2020).

7. Бодхисаттва Манджушри ― Бодхисаттва Манджушри [электронный ресурс] // Абхидхарма Чой. URL: http://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Manjushri.htm (дата обращения: 19.12.2020).

8. Буддийскую святыню 2019 — Буддийскую святыню «Зеленую Тару» привезли в столицу Калмыкии из Ставрополя [электронный ресурс] // ТАСС. 05.10.2019. https://tass.ru/obschestvo/6967330 (дата обращения: 15.12.2020).

9. В Калмыкии открылась 2019 — В Калмыкии открылась выставка «Зеленая Тара» (Фоторепортаж) [электронный ресурс] // РИА «Калмыкия». Новости. 08.10.2019 // https://riakalm.ru/index.php/news/news/20438-monakhi-tsentralnogo-khurula-osvyatili-tanku-zelenaya-tara (дата обращения: 19.12.2020).

10. Выставка 2016 — Выставка «Старинные танки — наследие наших предков» [электронный ресурс] // Инф. портал «В Калмыкии». 29.02.2016. URL: https://vkalmykii.com/vystavka-starinnye-tanki-nasledie-nashikh-predkov (дата обращения: 20.12.2020).

11. Дорджиева 1995 ― Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII – начало XX вв.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 128 с.

12. Житецкий 1893 ― Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.

13. Житецкий 1892 ― Житецкий И. А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки): в двух очерках // Сборник трудов членов Петровского общества исследователей Астраханского края. Астрахань: Тип. «Астраханского листка», 1892. С. 1–V, 1–214.

14. Зеленая Тара 1992 ― Зеленая Тара / вст. статья И. Г. Ковалева, Т. Ц.-У. Бембеевой. Элиста: Калм. гос. картин. галерея, 1992. 32 ил.

15. Иванов 2009 ― Иванов Д. В. Калмыцкие буддийские предметы в коллекциях Музея археологии и этнографии РАН (Кунсткамера) // Буддизм в России. 2009. № 4. С. 28–32.

16. Иванов 2008 ― Иванов Д. В. Калмыцкие иконы в коллекциях МАЭ (Кунсткамера) РАН: характерные особенности иконографии и монтировки // Кюнеровский сборник: Материалы Восточноазиатских и Юго-Восточных исследований. СПб.: МАЭ РАН, 2008. Вып.5. С. 51–52.

17. История буддизма 2011 ― История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985–1999 гг. / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: Мин-во образования, культуры и науки Республики Калмыкия, 2011. 392 с.: ил

18. КРС 1977 ― Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 764 с.

19. Курапов 2018 — Курапов А. А. Российское государство и буддийская церковь на юге России: этапы эволюции социально-политического взаимодействия в XVII – начале XX вв. Астрахань: Изд. Сорокин Роман Васильевич, 2018. 464 с.

20. Львовский 1898 ― Львовский Н. Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии и калмыцкие хурулы. 2-е изд. Ставрополь: Типо-лит. Т. М. Тимофеева, 1898. 173 с.

21. Монголо-ойратские законы 1880 — Монголо-ойратские законы 1640 года, дополнительные указы Галдан-Хун-Тайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши / калм. текст с рус. пер. и прим. К. Ф. Голстунского. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1880. 16, 143, [1] с.

22. Монгуш 2015 — Монгуш Е. Д. Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в России // Новые исследования Тувы. 2015. № 3. С. 101–110.

23. Музраева 2012 — Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 224 с.

24. Мучаева 2003 — Мучаева И. И. Памятники буддийского культа в Калмыкии: проблемы сохранения и использования // Вестник Калмыцкого республиканского краеведческого музея им. Н. Н. Пальмова. Элиста, 2003. Вып. 1. С. 31–38.

25. Небольсин 1852 — Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. 192 с.

26. Нурова 2007 ― Нурова Г. В. Образ женского божества в буддизме Махаяны // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2007. Т. 2. № 2 (15). С. 155–160.

27. Огнева 1992 ― Огнева Е. Д. Танка // Буддизм: словарь. М.: Республика, 1992. С. 236–237.

28. Открытие выставки 2020 ― Открытие выставки «15 чудес Будды Шакьямуни» [электронный ресурс] // Центральный хурул РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Новости. 25.02.2020. URL: http://www.khurul.ru/2020/02/25/otkrytie-vystavki-15-chudes-buddy-shakyamuni/ (дата обращения: 15.12.2020).

29. Руднев 1905 ― Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурачинов Урги, Забайкалья и Астраханской губернии // Сборник МАЭ. СПб.: Тип. Имп. акад.наук, 1905. Вып. 5. 16 с.

30. Туристический путеводитель — Туристический путеводитель по городу Элисте [электронный ресурс] // Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру. URL: http://www.capone-online.ru/volga_guide_elista.html (дата обращения: 19.12.2020).

31. Цаган Аав 1801–1925 ― Цаган Аав, Белый старец [электронный ресурс] // Собрание Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-Пандиты КалмНЦ (КИГИ) РАН. Инв. № И-45.

32. Шараева 2017а ― Шараева Т. И. Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков: Зеленая Тара // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. № 3 (31). С. 84–92. DOI: 10.22162/2075-7794-2017-31-3-84-92

33. Шараева 2017б ― Шараева Т. И. Сувенирная продукция и развитие туризма (на примере этнического предпринимательства мастеров народных ремесел Калмыкии) // Монголоведение. 2017. № 11. С. 70–80. DOI: DOI 10.22162/2500-1523-2017-11-70-80

34. Шараева 2017в ― Шараева Т. И. Этнические маркеры калмыков: исследование и материалы. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017. 288 с.

35. Эрендженова 2014 — Эрендженова В. О калмыцких реликвиях и общественном фонде «Наследие» // Элистинская панорама. 20.10.2014 [электронный ресурс] // http://buddhist.ru/buddhist-news/site/6533-o-kalmyckih-relikviiah-i-obshe (дата обращения: 17.12.2020).


Review

For citations:


Sharaeva T. Iconographic Features of Kalmyk Embroidery: Traditional and Contemporary Practices. Oriental Studies. 2021;14(2):314-336. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336

Views: 458


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)