Бурят-Монгольский ученый комитет (1922–1929 гг.): этапы становления и организация первых научных исследований
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-697-709
Аннотация
Цель статьи ― анализ истории создания Бурят-Монгольского ученого комитета, этапов его становления, выявление вклада его сотрудников в организацию и проведение научных исследований. Материалы и методы. Использование опубликованных материалов и неопубликованных документов, хранящихся в Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Государственном архиве Республики Бурятия, позволило восстановить историческую ретроспективу событий. Привлечение в качестве методологического инструментария основных научных принципов исторического исследования ― историзма, системности и объективности, опора на комплексный подход, предполагающий применение методов системного анализа, локальной истории, проблемно-хронологического и историко-сравнительного методов, обеспечили достижение поставленной цели. Результаты. Бурят-Монгольский ученый комитет, созданный в июле 1922 г., был призван содействовать национально-культурному строительству бурят-монгольского народа и решать научно-исследовательские и просветительские задачи. Его становление проходило в условиях ограниченных бюджетных средств, массовой безграмотности населения, острейшего недостатка научных кадров, слабой организации печати и издательского дела, особенно на бурят-монгольском языке. Сотрудниками Буручкома было организовано изучение истории, археологии, духовной и материальной культуры бурят, их языка и религии, положено начало экспедиционной деятельности. Значительное место в работе организации занимали перевод на бурятский язык учебной и общественно-политической литературы, терминологическая и словарная работа, подготовка и издание методических руководств, учебников, учебных пособий для бурят-монгольских школ. Формирование научной среды сопровождалось организацией библиотеки и музея, которые должны были стать базой для будущей научной работы. Эффективной деятельности Буручкома способствовало плодотворное научное сотрудничество с центральными научными учреждениями страны и Монгольским ученым комитетом. Заключение. Буручком, имевший в своем распоряжении небольшой коллектив научных сотрудников, достаточно успешно занимался организацией и проведением научных исследований в области истории, археологии, этнографии, языкознания. Ученый комитет решил важную задачу создания основ научных исследований в Бурят-Монголии, став центральным научным учреждением республики, исследующим проблемы гуманитарных наук.
Ключевые слова
Об авторах
Борис Ванданович БазаровРоссия
доктор исторических наук, академик РАН, профессор, директор
Анна Максимовна Плеханова
Россия
доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заместитель директора по научной работе
Список литературы
1. ГА РБ ― Государственный архив Республики Бурятия.
2. ЦВРК ИМБТ СО РАН ― Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН.
3. Аюшеева 2012 ― Аюшеева М. В. О научных связях между Буручкомом и Монголучкомом // Мир Центральной Азии – 3: сб. науч. ст. / науч. ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ; Иркутск: Оттиск, 2012. С. 64–67.
4. Аюшеева, Ринчинова, Цыпилова 2017 ― Аюшеева М. В., Ринчинова О. С., Цыпилова С. С. Экспедиционная деятельность Бурят-Монгольского ученого комитета (1922–1929) // Культура Центральной Азии: письменные источники / гл. ред. Ц. П. Ванчикова. Вып. 10. Улан-Удэ, 2017. С. 135–154.
5. Бадлаева 2017 ― Бадлаева Т. В. Значение Бурятского ученого комитета в распространении научного книгоиздания (1920–1930-е гг.) // Мир Центральной Азии – 4: сб. науч. ст. / науч. ред. Б. В. Базаров. Иркутск: Оттиск, 2017. С. 219–222.
6. Базарова 2010 ― Базарова В. В. Формирование научных и общественных организаций Бурятии в области языка и культуры в 1920-е гг. // Власть. 2010. № 12. С. 161–165.
7. Бурят-Монгольский 2017 ― Бурят-Монгольский ученый комитет (1922–1929) / авт.-сост. Ц. П. Ванчикова, М. В. Аюшеева, О. С. Ринчинова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2017. 248 с.
8. Ванчикова 2013 ― Ванчикова Ц. П. Базар Барадиевич Барадин (1878–1937): его роль в становлении академической науки Бурятии // Национальные лидеры бурят: от идеи автономии к государственности: сб. науч. статей / отв. ред. чл.-корр. РАН Б. В. Базаров. Улан-Удэ, 2013. С. 26–34.
9. Забанов 1929 ― Забанов М. Н. Бытовые черты в эпических произведениях эхирит-булагатов. Верхнеудинск: Изд. Бурят-Монгольского ученого ком., Тип. Буриздата, 1929. 36 с.
10. Лыксокова 2012 ― Лыксокова В. Ц. Из истории создания и деятельности Бурят-Монгольского ученого комитета (по документам ГАРБ) // Мир Центральной Азии – 3: сб. науч. ст. / науч. ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ; Иркутск: Оттиск, 2012. С. 61–64.
11. Материалы 2020 ― Материалы Первого культурно-национального совещания 1926 г. / авт.-сост. Ц. П. Ванчикова, М. В. Аюшеева, О. С. Ринчинова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2020. 296 с.
12. Номогоева 2011 ― Номогоева В. В. Бурятия в 1920–1930-е гг.: опыт социально-культурной модернизации. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. 318 с.
13. Хишигт 2012 ― Хишигт Н. Научные связи Института истории Академии наук Монголии и Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук // Мир Центральной Азии – 3: сб. науч. ст. / науч. ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ; Иркутск: Оттиск, 2012. С. 9–10.
14. Цыпилова 2017 ― Цыпилова С. С. Бурят-Монгольский ученый комитет: этапы становления // Мир Центральной Азии – 4: сб. науч. ст. / науч. ред. Б. В. Базаров. Иркутск: Оттиск, 2017. С. 216–219.
15. Юсупова 2018 ― Юсупова Т. И. Советско-монгольское научное сотрудничество: становление, развитие и основные результаты (1921–1961). СПб.: Нестор-История, 2018. 312 с.
Рецензия
Для цитирования:
Базаров Б.В., Плеханова А.М. Бурят-Монгольский ученый комитет (1922–1929 гг.): этапы становления и организация первых научных исследований. Oriental Studies. 2021;14(4):697-709. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-697-709
For citation:
Bazarov B.V., Plekhanova A.M. Buryat-Mongolian Scientific Committee, 1922–1929: Stages of Formation and Organization of Earliest Scientific Studies. Oriental Studies. 2021;14(4):697-709. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-697-709
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.