Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

«Сутра о восьми светоносных неба и земли» как источник по пантеону Тибета

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-60-2-383-396

Полный текст:

Аннотация

Введение. Одна из тибетских версий апокрифической «Сутры о восьми светоносных неба и земли», вошедшая в сборники неканонических ритуальных сочинений «Сундуй» и «Доманг», по содержанию представляет собой обрядовый текст с перечислением имен персонажей буддийского пантеона Тибета, часть которых относится к тибетской автохтонной мифологии и не имеет аналогов в других буддийских традициях. Это сочинение, основной функцией которого является умилостивление упоминаемых в нем сверхъестественных существ путем начитывания, легло в основу ойратского перевода сутры, выполненного Зая-пандитой Намкай Джамцо (1599–1662). Цель статьи — на материале тибетской и ойратской версий «Сутры о восьми светоносных неба и земли», а также двух дополнительных тибетских текстов с использованием сравнительно-сопоставительного анализа рассмотреть классификации божеств, имеющие тибетское происхождение и различающиеся в двух версиях. Результаты. Выявленные отличия, свидетельствующие о том, что Зая-пандита опирался на отличный от сохранившейся тибетской редакции текст, отмечаются в перечнях имен нагов, хозяев местности, небожителей, которые относятся к тибетскому добуддийскому пантеону. Привлечение в качестве дополнительного источника текста терма авторства Ньянгрэл Ньима Осэра, который имеет восточнотибетское происхождение, позволяет сделать предположение, что оригинальная для Зая-пандиты тибетская версия сутры также могла быть составлена в Восточном Тибете. Присутствие дополнительного перечня имен хозяев местности (садаков) в тибетской версии сутры, который отсутствует в ойратском переводе, но полностью идентифицируется на материале «Вайдурья-карпо», на наш взгляд, свидетельствует о том, что на каком-то этапе редактирования тибетской версии сутры (позже второй половины XVII в., т. е. времени создания ойратского перевода) компиляторами мог привлекаться данный труд Сангье Гьяцо.

Об авторе

Саглара Викторовна Мирзаева
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник



Список литературы

1. Bai DUrya dkar po — Bai DUrya dkar po (= Белый берилл) [электронный ресурс] // Buddhist Digital Resource Center. URL: https://www.tbrc.org/#!rid=W2CZ8040 (дата обращения: 15.03.2022).

2. Bsang mchod — O rgyan rin po ches mdzad pa′i bsang mchod gnam sa snang brgyad bdud rtsi′i sprin phung dgos ′dod char rgyun zhes bya ba bzhugs so» (= Подношение воскурения санг, составленное Оргьен Ринпоче, «Восьми светоносных неба и земли» под названием «Дождь, дарующий желаемое и необходимое облаками амриты») [электронный ресурс] // Buddhist Digital Resource Center. URL: https://library.bdrc.io/show/bdr:MW20578?part=bdr:MW20578_C14AE4&s=q%3D%2522bsang%2520mchod%2520gnam%2520sa%2520snang%2520brgyad%2522~1%26lg%3Dbo-x-ewts%26t%3DInstance%26f%3Dasset%2Cinc%2Ctmp%3ApossibleAccess%26f%3Dasset%2Cinc%2Ctmp%3AcatalogOnly%26n%3D1 (дата обращения: 15.03.2022).

3. Naiman gegegen — Qarsi ǰasaqu naiman gegegen neretü sudur (= Cутра, называемая «Восемь светоносных», исправляющая неблагоприятствование) // Монгольский фонд Отдела рукописей и документов Института восточных рукописей РАН. Шифр A 9, инв. № 14.

4. Nayiman gegēn — Xutuq xaršiyin nayiman gegēni sudur orošibo (= Святая сутра восьми светоносных, [устраняющая] неблагоприятствование) [электронный ресурс] // Tod Nomin Gerel Collection. Digital Library for International Research. URL: http://www.dlir.org/archive/orc-exhibit/items/show/collection/7/id/11330 (дата обращения: 15.03.2022).

5. Rin chen gter mdzod — Rin chen gter mdzod chen mo (= Великая драгоценная сокровищница терма) [электронный ресурс] // Buddhist Digital Resource Center. URL: https://library.bdrc.io/show/bdr:MW8LS31885 (дата обращения: 15.03.2022).

6. Snang brgyad 1994 — Gnam sa snang brgyad (= Восемь светоносных неба и земли) // Gzungs bsdus (= Собрание дхарани) [электронный ресурс] // Vol. 1. Delhi: Dkon mchog lha bris, 1194. Pp. 1502–1519. Buddhist Digital Resource Center. URL: https://www.tbrc.org/#!rid=O1KG5988%7CO1KG5988C2O0160$W1KG5988 (дата обращения: 15.03.2022).

7. Васубандху 2001 — Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2. Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме / изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир, 2001. 755 с.

8. Герасимова 1989 — Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1989. 320 с.

9. Герасимова 1999 — Герасимова К. М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 138 с.

10. Зорин 2010 — Зорин А. В. У истоков тибетской поэзии. Буддийские гимны в тибетской литературе VIII–XIV вв. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. 384 с.

11. Мирзаева 2020 — Мирзаева С. В. О двух монгольских переводах «Сутры о восьми светоносных неба и земли» // Новый филологический вестник. 2020. № 4 (55). С. 371–387. DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00117

12. Мирзаева, Тувшинтугс 2019 — Мирзаева С. В., Тувшинтугс Б. Монголоязычные версии «Сутры о восьми светоносных» (монг. Найман гэгээн, калм. Нәәмн гегән): об истории изучения и списках в фондохранилищах России // Oriental Studies. 2019. № 4. С. 716–727. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-44-4-716-727

13. Мирзаева, Тувшинтугс 2020 — Мирзаева С. В., Тувшинтугс Б. Модель буддийской космологии в «Сутре о восьми светоносных» // Монголоведение. 2020. № 2. С. 271–287. DOI: 10.22162/2500-1523-2020-2-271-287

14. Огудин 2020 — Огудин В. Л. Золотая черепаха. Мир тибетской геомантии (саче). М.: Ганга, 2020. 704 с.

15. Maurer 2009 — Maurer P. Die Grundlagen der tibetischen Geomantie dargestellt anhand des 32. Kapitels des Vaidurya dkar po von sde srid Sangs rgyas rgya-mtsho (1653–1705). Ein Beitrag zum Verständnis der Kultur- und Wissenschaftsgeschichte Tibets zur Zeit des 5. Dalai Lama Ngag dbang blo bzang rgya mtsho (1617–1682). Beiträge zur Zentralasienforschung. Band 21. Halle: International Institute for Tibetan and Buddhist Studies, 2009. 364 p.

16. Maurer 2014 — Maurer P. Wasser in der tibetischen Geomantie. Zur Wirkung von Flüssen, Quellen oder Tümpeln — Landschafts Interpretation auf dem Dach der Welt // Akademie Aktuell. 2014. No. 3. Pp. 78–81.

17. Ramstedt 1935 — Ramstedt G. J. Kalmückisches Wörterbuch. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1935. 560 p.

18. Tucci 1949 — Tucci G. Tibetan Painted Scrolls. Vol. II. Roma: la Libreria Dello Stato, 1949. 798 p.


Рецензия

Для цитирования:


Мирзаева С.В. «Сутра о восьми светоносных неба и земли» как источник по пантеону Тибета. Oriental Studies. 2022;15(2):383-396. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-60-2-383-396

For citation:


Mirzaeva S.V. Sūtra of Eight Luminous of Heaven and Earth as a Source on Tibetan Pantheon. Oriental Studies. 2022;15(2):383-396. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-60-2-383-396

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)