Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Государство и шаманизм в Бурятии: от противостояния к инкорпорации

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-519-529

Аннотация

Наблюдаемую в последнее время трансформацию места и роли шаманизма в структуре общества нельзя объяснить в отрыве от общей социальной динамики и динамики политических процессов. Целью представляемого исследования является раскрытие причин и анализ механизмов возрождения шаманизма в постсоветской России, а также выработка на этой основе эффективной государственной политики. Результаты. При помощи сравнительно-исторического метода выявляются структурные противоречия между представителями официальной религии и общественных институтов, призванных поддерживать внутрисистемный баланс в человеческом обществе, и индивидуальными шаманами, исполняющими аналогичную роль, но в рамках так называемой «большой вселенной», включающей в себя также мир природных явлений и мир духов. Показывается, что в ситуации, когда социальные институты во главе с государством в состоянии самостоятельно предоставить приемлемые решения для большинства проблем отдельного человека, шаманизм приобретает ярко выраженный оппозиционный характер, сохраняя свой потенциал лишь на «окраинах» и в «разрывах» социальных систем. При этом опыт постсоветской Бурятии доказывает, что в ситуации острого социального кризиса, шаманизм может быть вновь рекрутирован обществом для решения насущных задач. В этом случае он становится важным структурным элементом расширенной системы общественных отношений, а границы социума расширяются. Выводы. Утверждается, что в этом случае эффективной стратегией является инкорпорация шаманов в социально-правовое поле государства с ограниченным предоставлением в их распоряжение присущих ему особых ресурсов. В результате их духовный потенциал и авторитет используются на общее благо, при этом удается избежать перехвата рычагов управления социальными процессами духовными лидерами с периферии социальных систем. 

Об авторе

Максим Сергеевич Михалев
Институт Китая и современной Азии РАН (д. 32, Нахимовский пр-т, 117997 Москва, Российская Федерация)
Россия

доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель центра «Государство и религия в Азии»



Список литературы

1. Агопов 2020 — Агопов Г. В. Шаманизм в XXI веке: фигура шамана в обществе // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 1(4). С. 254–263.

2. Базаров 2000 — Базаров Б. Д. Таинства и практика шаманизма: кн. в 2 ч. Улан-Удэ: Буряад унэн, 2000. 275 с.

3. Буряты 2004 — Буряты / под ред. Л. Л. Абаевой, Н. Л. Жуковской. М.: Наука, 2004. 633 с.

4. Жуковская 2008 — Жуковская Н. Л. Буддизм и шаманизм как факторы формирования бурятского менталитета // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / под ред. Н. Л. Жуковской. М.: Вост. лит., 2008. С. 9–36.

5. Жуковская 2018а — Жуковская Н. Л. Шаманы и шаманки Бурятии: их мистический опыт и мои экспедиционные исследования. Ч. I // Oriental Studies. 2018. № 5(39). С. 97–109. DOI: 10.22162/2619-0990-2018-39-5-97-109

6. Жуковская 2018б — Жуковская Н. Л. Шаманы и шаманки Бурятии: их мистический опыт и мои экспедиционные исследования. Ч. II // Oriental Studies. 2018. № 6(40). С. 15–22. DOI: 10.22162/2619-0990-2018-40-6-15-21

7. Козин 1941 — Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongrol-un Niruca tobciyan. Юань Чао Би Ши. Монгольский обыденный изборник. Т. I. М.; Л.: АН СССР, 1941. 620 c.

8. Крывелев 1976 — Крывелев И. А. История религий: Очерки. В 2 т. 1975–1976. Т. 2. М.: Мысль, 1976. 422 с.

9. Михайлов 1987 — Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 286 c.

10. Михалев 2016 — Михалев М. С. О социальной подоплеке ревитализации шаманизма в современных условиях (на примере бурят Китая) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2016. № 3(25). С. 74–82. DOI: 10.22162/2075-7794-2016-25-3-74-82

11. Михалев 2018 — Михалев М. С. Трансформация картины мира шамана как отражение ценностей современного бурятского общества // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2018. № 1 (35). С. 89–97. DOI: 10.22162/2075-7794-2018-35-1-89-97

12. Новик 1984 — Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М.: Наука, 1984. 304 с.

13. Полякова 2021 — Полякова О. А. Шаманизм в современном глобализующемся мире // KANT. 2021. № 3(40). С. 164–169.

14. Харитонова 2006 — Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006. 372 с.

15. Харитонова 2020 — Харитонова В. И. Трансформация шаманизма в современной России, или Куда идем мы с чудачком? // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 251–275.

16. Цыденова 2010 — Цыденова Т. Б. Буряты Китая в российской историографии // Вестник Бурятского госуниверситета. 2010. № 8. С. 255–260.

17. Шагланова 2009 — Шагланова О. А. «Городской шаманизм» в Бурятии: метаморфозы традиционной религии в пространстве города // Город и село в постсоветской Бурятии: социально-антропологические очерки / под ред. Т. Д. Скрынниковой. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2009. С. 141–162.

18. Tamier 2017 — 塔米尔(= Tamier). 中俄布里亚特人的萨满教复兴现象比较研究 (= Сравнительный анализ возрождения шаманизма у бурят России и Китая) // 世界宗教文化 (= Религиозная культура народов мира). 2017. № 2. С. 93–97.


Рецензия

Для цитирования:


Михалев М.С. Государство и шаманизм в Бурятии: от противостояния к инкорпорации. Oriental Studies. 2022;15(3):519-529. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-519-529

For citation:


Mikhalev M.S. State and Shamanism in Buryatia: From Antagonism to Incorporation. Oriental Studies. 2022;15(3):519-529. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-519-529

Просмотров: 153


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)