Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Татарский язык в Татарстане в условиях новых подходов к оcвоению родного языка

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-604-615

Аннотация

Введение. В статье оценивается состояние и динамика языковой ситуации в Республике Татарстан и макрорегионе национальных республик Поволжья в условиях реализации новых подходов в обучении языкам народов России, закрепивших в 2017 г. изучение родного языка в качестве обязательной учебной дисциплины в школе и вместе с тем узаконивших возможность выбора родного языка. Цель исследования — на примере татарского языка в Татарстане и языков Поволжья показать векторы языковых процессов и эффекты языковой политики в стране. Материалы и методы. В основу положены данные двух исследовательских проектов: массовый опрос жителей Республики Татарстан с выборкой в 2 000 респондентов в июле 2018 г. о практиках использования языков в публичной и частной жизни (в фокусе внимания данной статьи находятся языковые практики татар) и серия полуформализованных интервью с представителями национальной интеллигенции, общественных организаций и массмедиа в Татарстане и в пяти республиках Поволжья (Башкортостане, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Чувашии) об актуальных вопросах языкового развития в период с июня по ноябрь 2021 г. (общее количество — 48 единиц). Результаты. На конкретно-социологических данных показаны тенденции языкового развития и соотношение применения государственных языков (русского и титульного) в пользовании СМИ и интернетом, общественных местах (на работе, в сфере торговли, государственных учреждениях), а также в индивидуальных языковых практиках, свидетельствующие о преимущественном использовании татарами русского языка наряду с татарским языком, т. е. об устойчивом сохранении языкового сдвига, унаследованного из позднесоветского времени. Выводы. Новый порядок преподавания родных языков привел к расширению сфер использования русского языка: его все чаще выбирают для изучения в качестве родного независимо от национальности, что неизбежно приведет к сокращению численности учащихся, осваивающих другие родные языки, снижению востребованности учителей и учебников по языкам народов Поволжья. Это вызывает обеспокоенность национальной интеллигенции и общественности будущностью языкового и культурного многообразия в России.

Об авторе

Лилия Равильевна Низамова
Казанский (Приволжский) федеральный университет (д. 18, ул. Кремлевская, 420008 Казань, Российская Федерация)
Россия

кандидат социологических наук, доцент



Список литературы

1. Опрос 2018 ― Анкетный опрос жителей Республики Татарстан (лето 2018 г., Республика Татарстан).

2. Интервью 2021 ― Интервью с лидерами общественного мнения (лето-осень 2021, Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия).

3. Бондаренко, Путило 2019 ― Бондаренко Д. В., Путило Н. В. Право на использование родного языка в Российской Федерации в условиях глобализации // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 43–55. DOI: 10.12737/jrl.2019.7.4

4. Бушуев 2019 ― Бушуев А. С. Современная этнодемография татар // Этнографическое обозрение. 2019. № 5. С. 133–150.

5. В Казани ответили 2021 ― В Казани ответили на обвинения в «татаризации» детей [электронный ресурс] // Телеканал «Царьград». 2021. 2 декабря. URL: https://tsargrad.tv/news/v-kazani-otvetili-na-obvinenija-v-tatarizacii-detej_456436 (дата обращения: 16.12.2021).

6. Габдрахманова, Макарова 2015 ― Габдрахманова Г. Ф., Макарова Г. И. Этноязыковая политика Республики Татарстан в сфере образования // Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений. Монография / под ред. Г. Ф. Габдрахмановой, Л. В. Сагитовой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Артифакт, 2015. С. 8–25.

7. Геллнер 1991 ― Геллнер Э. Нации и национализм / пер. с англ.; ред. и послесл. И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1991. 320 с.

8. Государственный язык 2022 ― «Государственный язык республик РФ» включили в обязательную часть учебного плана [электронный ресурс] // Вечерняя Казань. 2022. 6 января. https://www.evening-kazan.ru/news/gosudarstvennyy-yazyk-respublik-rf-vklyuchili-v-obyazatelnuyu-chast-uchebnogo-plana.html (дата обращения: 13.01.2022).

9. Долгова 2020 ― Долгова А. П. Об изменениях в ситуации с родными языками в школах Чувашии: взгляд из региона // Родной язык. 2020. № 1. С. 25–48.

10. Конституция РФ 1993 ― Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Ст. 26, 68 [электронный ресурс] // Система «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/45705/doclist/5694/showentries/0/highlight/Конституция%20РФ%20с%20изменениями:1 (дата обращения: 13.01.2022).

11. Лотфуллин 2020 ― Лотфуллин М. В. Преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Государственный язык республики» в системе общего образования РФ // Альманах «Этнодиалоги». 2020. № 2(60). С. 75–86. DOI 10.37492/ETNO.2020.60.2.004

12. Мальцева, Монахов 2019 ― Мальцева А. А., Монахов И. А. К вопросу о законодательном обеспечении языковой и образовательной политики в части поддержки сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // Вопросы этнополитики. 2019. № 4. С. 70–82. DOI: 10.28995/2658-7041-2019-4-70-82

13. Мартынова 2019 ― Мартынова М. Ю. Родной язык и школа: взгляд антрополога // Вестник антропологии. 2019. № 2 (46). С. 164–177. DOI: 10.33876/2311-0546/2019-46-2/164-177

14. Мухаметзянова 2018 ― Мухаметзянова А. Р. Сохранение и развитие татарского языка глазами татарстанской молодежи: предложения и проекты // Oriental Studies. 2018. Т. 36. № 2. С. 144–161. DOI 10.22162/2075-7794-2018-36-2-144-161

15. Степанов 2017 ― Степанов В. В. Мониторинг этнокультурной и языковой ситуации в сфере образования // Этнологический мониторинг: разработка фундаментальных подходов этнополитического мониторинга для оптимизации межнациональных отношений и предотвращения конфликтов в России / ред.: М. Ю. Мартынова, В. В. Степанов). М.: ИЭА РАН, 2017. С. 46–50.

16. ФЗ 2018 ― Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» [электронный ресурс] // Официальный портал правовой информации. 03.08.2018. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808030079?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 13.01.2022).

17. Халидов 2019 ― Халидов А. И. Перспективы сохранения языков народов РФ в условиях реализации «закона о добровольном изучении родных языков» // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2019. № 3 (46). С. 114–119.

18. Хамраева 2019 ― Хамраева Е. А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве российской школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 192. С. 98–105.


Рецензия

Для цитирования:


Низамова Л.Р. Татарский язык в Татарстане в условиях новых подходов к оcвоению родного языка. Oriental Studies. 2022;15(3):604-615. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-604-615

For citation:


Nizamova L.R. The Tatar Language in Tatarstan: A Perspective from New Approaches to Native Language Learning. Oriental Studies. 2022;15(3):604-615. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-604-615

Просмотров: 282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)