Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Дискурсивное пространство ведущих китайских «новых медиа»

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-68-4-903-913

Аннотация

Введение. Активное развитие интернет-пространства в Китае способствовало появлению такого феномена, как «новые медиа». Новые медиа стали важной площадкой для реализации дискурсивных практик и появления новых особенностей дискурса. Специфика социальных платформ и интернет-пространства в Китае, а также комплексность языковых форм и жанров способствуют появлению специфических дискурсивных практик, которые являются предметом изучения как отечественных исследователей, так и зарубежных. Целью данного исследования является выявление посредством анализа китайских социальных платформ современного состояния новых медиа. На сегодняшний день китайское интернет-пространство используется не только для быстрого информационного обмена, но и для понимания общественного мнения по политическим, социальным, экономическим и традиционным культурным повесткам. Изучение дискурсивных практик в рамках китайского интернет-пространства осуществляется исследователями преимущественно в рамках двух стратегий: жанрово-структурного потенциала (М. Халлидей и Р. Хасан) и структурных особенностей (Дж. Мартин). Материалы и методы. В рамках данной статьи авторами были использованы как общенаучные, так и лингвистические методы исследования, что позволило построить комплексную таблицу с анализом аудитории и контента «новых медиа» КНР. Более того, были приведены подробные описания функционирования каждой выбранной социальной платформы, что позволяет сформировать емкое представление о деятельности каждой социальной сети. Гендерный состав пользователей и их возраст позволят определить дискурсивные стратегии и популярные обсуждаемые тематики. Реализация в рамках «новых медиа» дискурсивных стратегий, а также появление новых дискурсивных практик требуют новых подходов и методов изучения. 

Об авторах

Станислав Витальевич Мажинский
Тюменский государственный университет (д. 6, ул. Володарского, 625003 Тюмень, Российская Федерация) Сибирский федеральный университет (д. 79, пр. Свободный, 660041 Красноярск, Российская Федерация)
Россия

кандидат исторических наук, доцент 



Ирина Геннадьевна Нагибина
Сибирский федеральный университет (д. 79, пр. Свободный, 660041 Красноярск, Российская Федерация) Хулунбуирский институт (д. 26, ул. Чэньцзисыхань чжунлу, 021008 Хулун-Буир, Китайская Народная Республика)
Россия

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой 

профессор



Юй Чжан
Сибирский федеральный университет (д. 79, пр. Свободный, 660041 Красноярск, Российская Федерация)
Россия

старший преподаватель 



Список литературы

1. Билибили 2022 — Билибили юнху хуасян фэнси_Bчжань юнху шуцзю фэнси цзуиcинь (Bilibili 用户画像分析_B站用户数据分析最新) (= Анализ пользовательского портрета Bilibili_Последний анализ пользовательских данных Bilibili) [электронный ресурс] // Bilibili.com. 8.09.2022. URL: https://www.bilibili.com/read/cv18496411/ (дата обращения: 30.05.2023).

2. Вэй Инин 2021 — Вэй Инин (魏一宁). Юнъю 6 и юнху дэ QQ, сян лючжу 00 хоу (拥有6亿用户的QQ,想留住00后) (= QQ с 600 млн пользователей хочет сохранить поколение пользователей 2000-х гг.) [электронный ресурс] // SinaFinance. 27 ноября 2021. URL: https://finance.sina.com.cn/tech/2021-11-27/doc-ikyamrmy5364435.shtml (дата обращения: 30.05.2023)

3. Вэйбо 2021 — Вэйбаогао (微报告) (= Отчет платформы Вэйбо) [электронный ресурс] // Data Weibo.com. 2021. URL: https://data.weibo.com/report/report (дата обращения: 30.05.2023).

4. Вэйсинь 2022 — Вэйсинь (WeChat) 2022 тунцзи шуцзюй цзыляо (微信(WeChat)2022統計數據資料) (= Материалы статистики WeChat за 2022 год) [электронный ресурс] // ImBee.com. Oktober 16, 2022. URL: https://www.imbee.io/resource/wechat-statistics-2022-tc (дата обращения: 30.05.2023).

5. Гао 2019 — Гао Чжунцзянь (高中建). Чжулю иши синтай дэ цзымэйти яньцзю (主流意识形态的自媒体话语研究) (= Исследование дискурса мейнстримной идеологии самомедиа). Хэнань шэкэ вэньчжай (河南社科文摘) (= Рефераты по социальным наукам провинции Хэнань), 2019. № 5. С. 62–65.

6. Горошко 2013 — Горошко Е. И. Возникновение лингвистики новых медиа и перспективы развития этого направления // Гипертекст как объект лингвистического исследования: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (г. Самара, 20 июня 2013 г.) / отв. ред. С. А. Стройков. Самара: ПГСГА, 2013. С. 27–41.

7. Дачжун дяньпин 2021 — Фасянь пиньчжи шэньхо: дачжун дяньпин чаньпинь фэнси баогао (发现品质生活:大众点评产品分析报告) (= Появление качественной деятельности: отчет об анализе продукта Дачжун дяньпин) [электронный ресурс] // woshipm.com. 18.06.2021. URL: https://www.woshipm.com/evaluating/4686633.html (дата обращения: 30.05.2023).

8. Доуинь 2023 — Доуинь юнху фэнси баогао (抖音用户分析报告) (= Отчет об анализе пользователей Доуинь) [электронный ресурс] // Top10bit.com. URL: https://www.top10bit.com/douyin-user-analysis-report-2023/ (дата обращения: 30.05.2023).

9. Доуинь vs Куайшоу 2021 — Доуинь VS Куайшоу, цзай юнху тиян шан ю шэнмэ цубе? (抖音VS快手,在用户体验上有什么区别?) (= Douyin VS Kuaishou, в чем разница пользовательского опыта?) [электронный ресурс] // woshipm.com. 18.05.2021. URL: https://www.woshipm.com/evaluating/4476532.html (дата обращения: 30.05.2023).

10. Ли 2016 — Ли Чжаньцзы (李战子). Хуаюй фэнси юй синь мейти яньцзю (话语分析与新媒体研究) (= Анализ дискурса и исследования новых медиа). Дандай сюцысюэ (当代修辞学) (Современная риторика). 2016. № 4 (196). С. 46–55.

11. Ли, У 2016 — Ли Чаоюань (李朝渊), У Дунъин (吴东英). Синьмэйти хуаюй чжун дэ мяньцзы цэлюэ: и цие вэйбо вэйли (新媒体话语中的面子策略:以企业微博为例) (= Стратегия лица в дискурсе новых медиа: на примере корпоративного Вэйбо) // Инъюн яньцзю (应用研究) (= Прикладные исследования). 2016. Т. 2. С. 93–104.

12. Лю 2020 — Лю Цзяньчжэнь (刘建桢). Синьмэйти юйцзинься кэпу хуаюй циньхэли цзяньгоу яньцзю (新媒体语境下科普话语亲和力建构研究) (= Конструирование интимизации научно-популярного дискурса в контексте новых медиа). Кэпу яньцзю (科普研究) (= Научно-популярные исследования). 2020. № 4 (87). С. 47–54.

13. Мажинский 2023 — Мажинский С. В. «Линия Ху Хуаньюна» и проблема диспропорции территориального развития Китая // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2023. № 2. С. 131–141.

14. Носовец 2016 — Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39–47.

15. Цяньгуа 2022 — 2022 нянь цяньгуа хоюэ юнху хуасян цуши баогао (сяохуншу пинтай) (2022年千瓜活跃用户画像趋势报告(小红书平台)) (= Отчет портала Цяньгуа о тенденциях пользовательских портретов активных пользователей в 2022 г. (платформа Сяохуншу) [электронный ресурс] // Qiangua Data. 23.03.2022. URL: https://www.cbndata.com/report/2891/detail?isReading=report&page=1 (дата обращения: 30.05.2023).

16. Чжиху 2019 — Чжиху юнху шуцзюй фэнси баогао (知乎用户数据分析报告) (= Отчет об анализе пользовательских данных Чжиху) [электронный ресурс] // zhihu.com. August 2019. URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/79521617 (дата обращения: 30.05.2023).

17. Чэнь 2019 — Чэнь Юйцянь (陈禹潜). Жэньминь жибао синьмэйти синьвэнь пинлунь хуаюй фэнси — и вэйсинь динъюэ хао вэй ли (人民日报新媒体新闻评论话语分析 — 以微信订阅号为例) (= Дискурсивный анализ комментариев новостей новых медиа Жэньмин жибао — на примере учетных записей подписки WeChat). 新闻战线 (Синьвэнь чжаньсянь) (= Передовые известия). 2019. № 23. С. 66–69.

18. Шэцзяо 2020 — Шэцзяо чаньпинь юнху люши фэнси: байду теба вэйхэ люши юнху (社交产品用户流失分析:百度贴吧为何流失用户) (= Анализ оттока пользователей в социальных продуктах: почему Baidu Tieba теряет пользователей) [электронный ресурс] // woshipm.com. 06.11.2020. URL: https://www.woshipm.com/operate/4245799.html (дата обращения: 30.05.2023).

19. Kiely 2023 — Kiely T. J. The 8 Top Chinese Social Media Apps, Sites & Platforms 2023 [электронный ресурс] // Meltwater. March 27, 2023. URL: https://www.meltwater.com/en/blog/top-chinese-social-media-apps-sites (дата обращения: 30.05.2023).

20. O’Reilly 2009 — O’Reilly T. What is Web 2.0. Sebastopol: O’Reilley Media Inc., 2009. 12 p.

21. Portoles 2022 — Portoles S. Top 12 Chinese Social Media and Blog Platforms [электронный ресурс] // Sapore di Cina. Ferbruary 21, 2022. URL: https://www.saporedicina.com/english/chinese-social-media/ (дата обращения: 30.05.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Мажинский С.В., Нагибина И.Г., Чжан Ю. Дискурсивное пространство ведущих китайских «новых медиа». Oriental Studies. 2023;16(4):903-913. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-68-4-903-913

For citation:


Mazhinskiy S.V., Nagibina I.G., Zhang Yu. Discursive Space of Leading Chinese ‘New Media’. Oriental Studies. 2023;16(4):903-913. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-68-4-903-913

Просмотров: 459


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)