Русско-персидские школы как элемент реализации политики «мягкой силы» Российской империи в Северной Персии в конце XIX – начале XX в.
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-71-1-8-17
Аннотация
Введение. В конце XIX – начале XX в. усилилось противостояние России и Великобритании в Персии, сопровождавшееся проникновением других великих держав (Франции, Германии, США) в регион Ближнего и Среднего Востока. В этих условиях традиционные экономические методы распространения своего влияния в Персии, применявшиеся Россией, оказались недостаточными. Целью настоящего исследования стало обоснование факта открытия российских образовательных учреждений в Северной Персии как нового способа реализации политических целей России в этой стране. Задачей работы стало подтверждение с помощью архивных документов положения о том, что деятельность русско-персидских школ в указанный период должна была способствовать формированию у персидского населения положительного образа России. Материалы и методы. Важнейшими источниками, характеризующими процесс открытия русско-персидских школ в Северной Персии (их цели и задачи, постановку учебного процесса, конкретные результаты), стали обнаруженные в фондах Российского государственного исторического архива документы как центральных органов власти, так и дипломатических, экономических и военных учреждений Российской империи в Персии. Достичь поставленной цели исследования удалось с помощью использования аналитического и обобщающего методов с применением сопоставительного сравнения историографических сведений с архивными материалами. В результате были выявлены предпосылки возникновения русско-персидских школ в Северной Персии, определена обоснованность их деятельности именно в этом регионе страны, четко прослежен контекст конкуренции России с другими государствами в этом деле и сделаны выводы следующего характера: российское правительство ясно осознавало необходимость открытия школ, которые бы распространяли среди населения Персии русский язык и представления о России; контингент выпускников этих учебных заведений стал бы важным элементом реализации интересов России как в торгово-экономической сфере, так и в политической, несмотря на разные сложности, в первую очередь финансового характера; школы пользовались популярностью у персов как в Тегеране, так и в других городах Северной Персии.
Ключевые слова
Об авторе
Владимир Олегович КулаковРоссия
кандидат исторических наук, доцент
Список литературы
1. РГИА — Российский государственный исторический архив.
2. Алиев 2004 — Алиев С. М. История Ирана. XX век. М.: ИВ РАН, Крафт+, 2004. 649 с.
3. Ананьич 1962 — Ананьич Б. В. Учетно-ссудный банк Персии в 1894–1907 гг. // Монополии и иностранный капитал в России (Труды Ленинградского отделения Института истории. Вып. 4). М.; Л.: ЛОИИ, 1962. С. 274–314.
4. Антюхова 2018 — Антюхова Е. А. Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 4. С. 197–209.
5. Дзевановский-Петрашевский 2018 — Дзевановский-Петрашевский В. Серая Маркович Шапшал (1873–1961). Опыт биографического очерка // Караимский альманах. 2018. Т. 7. С. 25–65.
6. Кулагина 2010 — Кулагина Л. М. Россия и Иран (XIX – начало XX века). М.: Ключ-С, 2010. 272 с.
7. Мустафаева 2023 — Мустафаева С. Р. Архивные документы Наримана Нариманова о благотворительной деятельности Гаджи Зейналабдина Тагиева в области просвещения. // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: мат-лы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 7 февраля 2023 г.). М.: Печатный цех, 2023. С. 59–66.
8. Павлова 2017 — Павлова И. К. Из истории деятельности Учетно-ссудного банка Персии (по материалам русских архивов) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2017. Т. 22. № 2. С. 47–60.
9. Rustayi 2003 — Mohsen Rustayi. Tarix-e tab u tababat dar Iran (az ahd-e Qajar ta paian asr-e Reza shah) be ravaiat-e asnad (= История медицины и врачебного дела в Иране (со времен династии Каджаров до конца правления Реза-шаха) на основе документов). Tehran: National Library and Archives of Iran, 2003. 930 p.
Рецензия
Для цитирования:
Кулаков В.О. Русско-персидские школы как элемент реализации политики «мягкой силы» Российской империи в Северной Персии в конце XIX – начале XX в. Oriental Studies. 2024;17(1):8-17. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-71-1-8-17
For citation:
Kulakov V.O. Russian-Persian Schools as an Element of Imperial Russia’s Soft Power Policy in Northern Persia: Late Nineteenth – Early Twentieth Centuries. Oriental Studies. 2024;17(1):8-17. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-71-1-8-17

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.