Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Сакральное пространство этнической Бурятии: культ целебных родников

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-72-2-389-400

Аннотация

Введение. Сакральная карта пространства освоения этноса представляет собой сложную мозаику полифункциональных зон, включающих место жительства, территории хозяйственного назначения, сакральные места. Сакральную карту пространства этнической Бурятии составляет множество элементов пространства, таких как маркеры границ поселений, мест хозяйственной деятельности, погребения, места иерофании. Особняком в сакральном пространстве выделяются «лечебные» места, в состав которых входят целебные источники. Целью исследования является изучение образов целебных источников, их функций и значимости для общества через призму пространственных, социальных «текстов» культуры. Материалы и методы. Пространство освоения бурят представляет собой сложное информационное пространство, элементы которого сохраняют актуальность по настоящее время. Целебные источники рассматриваются с позиций информационной теории культуры, что позволяет выявить разные наслоения иногда противоречивой информации, транслируемой разными поколениями людей. Результаты. Прослежены изменения статуса родников от «воды бессмертия», дарованного людям божествами, до символа святости буддийских иерархов, благодаря которым появились многие аршаны. Представлены образы сверхъестественных хозяев целебных источников. Рассмотрены целебные свойства аршанов, практики лечения больных на источниках, обустройство территорий у родников. Выводы. Исследование культа аршанов и практик лечения их водами выявило наиболее актуальную для общества информацию. Информационные пласты, характеризующие образ источника, отражают изменения в восприятии его значимости — от локального родового статуса до общественного. Изменения вследствие мощного влияния буддизма произошли в ритуальной организации и оформлении лечебных практик и места лечения.

Об авторе

Марина Михайловна Содномпилова
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Россия

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Аракчаа и др. 2018 — Аракчаа К. Д., Смирнова И. Н., Копылова Ю. Г. Аржаан Чойган —целительная жемчужина Тувы. Кызыл: Журналист, 2018. 168 с.

2. Бархутова и др. 1999 — Бархутова Д. Д., Цыреторов С. Ц., Намсараев Б. Б., Банзаракцаева Т. Г. Традиции рекреационного использования водных экосистем в лесостепных районах Бурятии // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 2–3 июля 1999 г.). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. С. 166–168.

3. Бурнаков 2020 — Бурнаков В. А. «Змеиные сюжеты» в фольклоре хакасов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2020. № 1(27). C. 90–100. DOI: 10.23951/2307-6119-2020-1-90-100

4. Бурчина 1990 — Бурчина Д. А. Гэсэриада западных бурят. Новосибирск: Наука, 1990. 449 с.

5. Бутанаев, Монгуш 2005 — Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Хакасск. гос. ун-т, 2005. 197 с.

6. Вторушина 2023 — Вторушина Н. Маршрут выходного дня: едем купаться в Риху [электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/35jWSd (дата обращения: 16.09.2023).

7. Галданова 1987 — Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 114 с.

8. Галданова и др. 1983 — Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б., Митупов Г. Ц. Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX в. Новосибирск: Наука, 1983. 233 с.

9. Гомбоев 2006 — Гомбоев Б. Ц. Культовые места Баргузинской долины. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006. 287 с.

10. Демич 2017 — Демич В. Ф. О змее в русской народной медицине (культурно-этнографический очерк) // Инородцы. Очерки дореволюционной этнографии. М.: Common place, 2017. С. 108–138.

11. Дондокова 2003 — Дондокова Д. Д. Лексика духовной культуры бурят. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2003. 135 с.

12. Кон 1936 — Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. 2-е изд. Т. 3–4. М.: Советский писатель, 1936. 344 с.

13. Линховоин 2012 — Линховоин Л. Лодон багшын дэбтэрhэ. Материалы на бурятском и русском языках. Улан-Удэ: Монгол-буриад ном, 2012. 384 с.

14. Лотман 2001 — Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Среди мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПБ, 2001. 703 с.

15. Львова и др. 1989 — Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Наука, 1989. 243 с.

16. Михайлов 1980 — Михайлов Т. М. Этническая характеристика шаманского пантеона бурят // Быт бурят в настоящем и прошлом (XIX – начало XX в.). Улан-Удэ: Иркутская областная типография № 1, 1980. С. 73–100.

17. Миягашева 2022 — Миягашева С. Б. «Пять целебных вод»: аршаны в традиционной культуре бурят // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: Мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 22–25 июня 2022 г.). Кызыл: ТувГУ, 2022. С. 89–91.

18. Нацов 1995 — Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. I. Пер. и примеч. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 156 с.

19. Потанин 1883 — Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Выпуск IV. Мат-лы этнографич. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. 1029 с.

20. Профилактическая медицина 2022 — Профилактическая медицина. Актуальные медико-экологические проблемы Сибири / под общ. ред. акад. М. Ф. Савченкова. Иркутск: ИНЦХТ, 2022. 202 с.

21. Сагалаев 1992 — Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992. 175 с.

22. Содномпилова 2009 — Содномпилова М. М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2009. 366 c.

23. Содномпилова и др. 2012 — Содномпилова М. М., Нанзатов Б. З., Эрдэнэболд Л. Зооморфный код в контексте этногенетических связей монгольских и тюркских народов // Культурное наследие народов Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2012. С. 83–97.

24. Содномпилова 2019 — Содномпилова М. М. Между медициной и магией: практики народной медицины в культуре монгольских народов (XVII–XIX вв.). М: Наука, Вост. лит., 2019. 205 с.

25. Тучкова 2018 — Тучкова Н. А. Проблема исторической датировки фольклорного материала // Вестник Томского государственного университета 2018. № 432. С. 178–181. DOI: 10.17223/15617793/432/23

26. Тюркские народы Сибири 2006 — Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Томилов. М.: Наука, 2006. 678 с.

27. Целебные источники 2023 — Целебные источники Иволгинской долины [электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/Yj6221Skwx9jKQwT (дата обращения: 28.10.2023).

28. Эрдэнэболд 2013 — Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало XX в.). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2013. 196 с.

29. Ong 2002 — Ong W. J. Orality and Literacy. The Technologizing of the Word. New York: Routledge, 2002. 203 р.


Рецензия

Для цитирования:


Содномпилова М.М. Сакральное пространство этнической Бурятии: культ целебных родников. Oriental Studies. 2024;17(2):389-400. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-72-2-389-400

For citation:


Sodnompilova M.M. Sacral Space of Ethnic Buryatia: The Cult of Healing Springs. Oriental Studies. 2024;17(2):389-400. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-72-2-389-400

Просмотров: 186


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)