К вопросу об отождествлении Гэсэра и Чингис-хана. Часть 1. Контаминация образов в фольклоре и исторической памяти народов Сибири и Внутренней Азии
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-72-2-440-455
Аннотация
Введение. Эпический герой Гэсэр (Кезер, Гесар) и основатель монгольской империи Чингис-хан относятся к одним из наиболее знаковых персонажей фольклора Внутренней Азии. Включенность народов Сибири в общемонгольские исторические события обусловила популярность, широкое распространение в фольклоре и в некоторых аспектах сходный сакральный статус этих двух персонажей. Рассмотрение в одном семантическом поле Чингис-хана и Гэсэра интересно и актуально с точки зрения исследования в рамках существовавшего заблуждения об их идентичности / тождественности, а также вопросов исторической памяти и мифологизации личности в народном сознании. Цель статьи ― выявить, классифицировать и исследовать сюжеты отождествления, родства и типологической близости Гэсэра и Чингис-хана в фольклоре и исторической памяти народов Внутренней Азии. В статье рассмотрена концепция Г. Н. Потанина, одним из первых в отечественной историографии указавшего на данную контаминацию и предпринявшего попытку анализа ее мифологической основы. Материалы и методы исследования. Применение методов историзма и объективности позволило реконструировать концепцию отождествления Гэсэра и Чингис-хана в трудах Г. Н. Потанина. Методы сравнительного анализа позволили выявить общие образы и сюжеты фольклорных произведений монгольских и тюркских народов и рассмотреть их как в рамках родственного происхождения, так и в аспекте типологической обусловленности историческими условиями. Контекстуальный анализ позволил выявить значения повествовательных ситуаций и семантику образов, реализуемых в контексте этих ситуаций. Исследование основано на фольклорных источниках народов Сибири и Внутренней Азии, архивных материалах Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Результаты. Выделены основные группы сюжетов отождествления Гэсэра и Чингис-хана: мифическое родство; слияние двух образов в один или генеалогическая преемственность; близость семантических функций культурных героев. Выводы. Образ демиурга Гэсэра-Чингиса характерен для южносибирской тюркской мифологии. В устной традиции монгольских народов образы Гэсэра и Чингис-хана не сливаются друг с другом, но имеют выраженные связи и близки как сакральные обожествленные персонажи. В мифо-эпическом пространстве бурят Чингис-хан и Гэсэр связываются родственными узами, выступают в роли родоначальников / прародителей не в целом монголов, а именно бурятских племен, и создателей некоторых элементов национального культурного кода.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Никитична НиколаеваРоссия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Евгений Владимирович Нолев
Россия
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. XX лет 1943 ― XX лет Бурят-Монгольской АССР / отв. ред. Б. Санжиев. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1943. 182 с.
2. Абай Гэсэр 1960 ― Абай Гэсэр / вступ. ст., подготовка текста, перевод и коммент. А. И. Уланова. Улан-Удэ: [б. и.], 1960. 314 с.
3. Абай Гэсэр-хубун 1961 ― Абай Гэсэр-хубун. Эпопея. (Эхирит-булагатский вариант) / подготовка текста, перевод и примечания М. П. Хомонова. Ч. I. Улан-Удэ: [б. и.], 1961. 231 с.
4. Атутова 2017 ― Атутова Г. И. Старинные бурятские сказания и предания от Бирху Гаврилова. Иркутск: Время странствий, 2017. 108 с.
5. Байкальские народные сказания 2011 ― Байкальские народные сказания. Фольклор западных бурят XIX–XX в. / сост. и пер. А. Преловский. М.: Новый ключ, 2011. 496 с.
6. Балдаев 1961 ― Балдаев С. П. Избранное. Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1961. 255 с.
7. Балдаев 2013 ― Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ: Бурятск. гос. ун-т, 2013. 710 с.
8. Ванчикова 2013 ― Ванчикова Ц. П. К вопросу о возникновении культа Чингис-хана: по материалам «Белой истории» // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2013. № 2(49). С. 112–119.
9. Ванчикова 2017 ― Ванчикова Ц. П. О культе Гэсэра по обрядовым текстам на монгольском языке // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 2. С. 145–151.
10. Галсанов и др. 1948 ― Галсанов Ц., Намсараев Х., Цыремпилон Д., Лубсанов Д., Тюшев В., Оршанский Я., Цыдынжапов Г., Болдано Н., Очиров Ц., Тумунов Ж. Против идеализации феодально-ханского эпоса // Бурят-Монгольская Правда. 18 декабря 1948. № 251(9437). С. 2–4.
11. Гунгаров 1990 ― Гунгаров В. Ш. Буряад түүхэ домогууд (= Бурятские исторические предания). Улаан-Үдэ: Буряад номой хэблэл, 1990. 176 н.
12. Дамдинсурэн 1957 ― Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады. М.: АН СССР, 1957. 240 с.
13. Дампилова 2023 ― Дампилова Л. С. Сохранность и трансформация фольклорных традиций бурят России, Монголии, Китая. Иркутск: Оттиск, 2023. 216 с.
14. Данилин 1993 ― Данилин А. Г. Бурханизм (Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае). Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1993. 204 с.
15. Донгак 2019 ― Донгак А. С. Языковые особенности тувинских вариантов «Сказания о Кезере» // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6(79). С. 653–655.
16. Жамцарано 2011 ― Жамцарано Ц. Путевые дневники. 1903–1907 гг. / сост. Ц. П. Ванчикова, В. Ц. Лыксокова, И. В. Кульганек. Улан-Удэ: Респ. тип., 2011. 264 с.
17. Козин 1948 ― Козин С. А. Эпос монгольских народов. М.; Л.: 1-я тип. Изд-ва АН СССР, 1948. 248 с.
18. Крадин и др. 2019 ― Крадин Н. Н., Харинский А. В., Прокопец С. Д., Ивлиев А. Л., Ковычев Е. В., Эрдэнэболд Э. Великая киданьская стена: Северо-Восточный вал Чингис-Хана. М.: Наука; Вост. лит., 2019. 168 с.
19. Кузьмин 2011 ― Кузьмин С. Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 659 с.
20. Кузьмин, Митруев 2023 ― Кузьмин С. Л., Митруев Б. Л. Барон Р. Ф. фон Унгерн-Штернберг как бог войны: исторические и религиозные основания // Восточный Курьер (= Oriental Courier). 2023. № 3. С. 96–111.
21. Мифы, легенды, предания 2010 ― Мифы, легенды, предания тувинцев / сост. Н. А. Алексеев, Д. С. Куулар, З. Б. Самдан, Ж. М. Юша. Новосибирск: Наука, 2010. 372 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 28).
22. Мирзаева 2016 ― Мирзаева С. В. Лузанг Шуну, Галдама и Амурсана ― нойоны Джунгарского ханства // Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 313‒343.
23. Монголой нюуса тобшо 1990 ― Монголой нюуса тобшо. Сокровенное сказание монголов. / науч. ред. Л. Д. Шагдаров. Улаан-Үдэ: Буряадай номой хэблэл, 1990. 318 н.
24. Небесная дева 1992 ― Небесная дева лебедь: Бурятские сказки, предания и легенды / сост. и запись И. Е. Тугутова, А. И. Тугутова; пер. и предисл. А. И. Тугутова; коммент. И. Е. Тугутова и др. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. 368 с.
25. Неклюдов 2019 ― Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
26. Несказочная проза 2011 ― Несказочная проза алтайцев / сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. Новосибирск: Наука, 2011. 576 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30).
27. Носырев 1927 ― Носырев В. А. Предание о Чингисхане // Бурятиеведение. Бюллетень Бурят-монгольского научного общества имени Доржи Банзарова. № 3-4. Верхнеудинск, 1927. С. 84.
28. Тушемилов 2022 ― Тушемилов П. М. Абай Гэсэр / науч. зап. Т. М. Болдоновой; пер., вступ. ст. и послесл. С. Ш. Чагдурова. Иркутск: Оттиск, 2022. 256 с.
29. О характере 1953 ― О характере бурятского героического эпоса «Гэсэр». Доклады и материалы из выступлений на объединенной научной сессии Института востоковедения Академии наук ССР и Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры (2–5 февраля 1953 г., г. Улан-Удэ). Улан-Удэ: [б. и.], 1953. 199 с.
30. Потанин 1882 ― Потанин Г. Н. Громовник по поверьям и сказаниям племен южной Сибири и северной Монголии // Журнал Министерства народного просвещения. 1882. Ч. CCXIX. С. 116–331.
31. Потанин 1916 ― Потанин Г. Н. Ерке. Культ сына неба в Северной Азии. Материалы к турко-монгольской мифологии. Томск: Типо-лит. Сибирского Т-ва Печатного Дела, 1916. 131 с.
32. Сагалаев 1992 ― Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1992. 175 с.
33. Скрынникова 1995 ― Скрынникова Т. Д. Сакральные функции Гэсэра // Гэсэриада — духовное наследие народов Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. С. 99–102.
34. Хабунова 2021 ― Хабунова Е. Э. «Сказание о Гесере-богдо» в записи от Дорджиева Шарлда Дорджиевича, 1893 г. р.: общая характеристика, текст, комментарий // Монголоведение. 2021. Т. 13. № 2. С. 382–398. DOI: 10.22162/2500-1523-2021-2-382-398
35. Хангалов 2004 ― Хангалов М. Н. Собрание сочинений: В 3 тт. Т. 2 / под ред. Г. Н. Румянцева. Улан-Удэ: Респ. тип., 2004. 312 с.
36. Цыбенова, Ринчинова 2019 ― Цыбенова Л. Г., Ринчинова А. Э. Исторические аспекты эпического сказания «Шоно-Баатор» народов Джунгарии // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12(105). С. 51–53.
37. Цыбикова 2022 ― Цыбикова Б-Х. Б. Образ Чингисхана в фольклоре бурят // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2022. № 3(37). С. 149–159.
38. Шаракшинова 1969 ― Шаракшинова Н. О. Героический эпос о Гэсэре: учеб. пособие для студентов филол. фак. Иркутск: [б. и.], 1969. 348 с.
39. Янгутов 2017 ― Янгутов Л. Е. Гэсэр в традиции Ньингма // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2017. № 2(26). С. 44–47.
40. Ratcliffe 2019 ― Ratcliffe J. Becoming-Geser, BecomingBuryat: Oral Epic and the Politics of Navigating Four Identity Crises. A thesis submitted for the Degree of Doctor of Philosophy of the Australian National University. December 2019. 263 p.
Рецензия
Для цитирования:
Николаева Н.Н., Нолев Е.В. К вопросу об отождествлении Гэсэра и Чингис-хана. Часть 1. Контаминация образов в фольклоре и исторической памяти народов Сибири и Внутренней Азии. Oriental Studies. 2024;17(2):440-455. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-72-2-440-455
For citation:
Nikolaeva N.N., Nolev E.V. Identifying [between] Geser and Genghis Khan. Part 1: Contamination of Images in Folklore and Historical Memories of Central and Inner Asia. Oriental Studies. 2024;17(2):440-455. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-72-2-440-455

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.