Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Роль Пандито Камбы-ламы Лопсана-Чамзы в развитии духовности тувинского народа

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-512-524

Аннотация

 Введение. В 2024 г. в Туве широко отметили юбилейные события, связанные со 105-летием со дня основания института Камбы-ламы Тувы. В этой связи отмечается возросший интерес к личности первого Камбы-ламы Тувы — Лопсана-Чамзы, к основным вопросам его политической биографии и духовного пути. Цель статьи заключается в том, чтобы познакомить читателей с личностью Лопсана-Чамзы, попытаться оценить его роль в формировании духовности тувинского народа в один из самых сложных и переломных моментов в истории Тувы. Материалы и методы. Комплексное освещение обозначенной темы стало возможным благодаря привлечению широкого круга исторических источников. Они сосредоточены в Национальном архиве Республики Тыва, Научном архиве Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Важную роль для оценки масштабов влияния Камбы-ламы Лопсана-Чамзы на духовное развитие тувинского народа сыграли также документы на старомонгольском и тибетском языках. Авторы статьи подробно останавливаются на таких вопросах, как происхождение первого Камбы-ламы Тувы, его духовное образование и развитие монастырского комплекса Усту-Хурэ под его руководством, авторитет Камбы-ламы Лопсана-Чамзы среди населения Западной Тувы, высокая духовная реализация Лопсана-Чамзы. Результаты исследования показали, что первый Пандито Камбы-Лама Тувы Лопсан-Чамзы был важной исторической фигурой первой четверти ХХ в., высокообразованным, честно соблюдавшим свои обеты монахом. Его авторитет и влияние распространялись далеко за пределы монастыря Усту-Хурэ и Западной Тувы. Наличие текста на тибетском языке «Молитва долгой жизни Лопсана-Чамзы», который был написан Четвертым Кунченом Келзаном Туптеном Ванчуком, действительно свидетельствует о статусе Лопсана-Чамзы как о высокореализованном духовном наставнике. К сожалению, жизнь, которую он достойно прожил во благо своего народа и во благо развития буддийского учения в Туве, трагически оборвалась в 1930 г. в результате политических репрессий. 25 июля 2024 г. глава Республики Тыва Владислав Ховалыг подписал указ «О восстановлении доброго имени и увековечении памяти Ондара Лопсана-Чамзы — первого Пандито Камбы-Ламы».

Об авторах

Зоя Юрьевна Доржу
Тувинский государственный университет (д. 36, ул. Ленина, 667000 Кызыл, Российская Федерация)
Россия

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории



Монгуш Иванович Монгуш
Тувинский государственный университет (д. 36, ул. Ленина, 667000 Кызыл, Российская Федерация)
Россия

соискатель кафедры отечественной истории



Регина Олеговна Ширап
Тувинский государственный университет (д. 36, ул. Ленина, 667000 Кызыл, Российская Федерация)
Россия

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории



Список литературы

1. ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации.

2. НА РТ — Национальный архив Республики Тыва.

3. НА ТИГПИ — Научный архив Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований.

4. ЦВРК ИМБТ СО РАН — Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук.

5. Аюшеева 2022 — Аюшеева М. В. Материалы о буддизме в Туве в фонде Г.-Д. Нацова // Культура Центральной Азии: письменные источники. 2022. № 15. С. 3–17.

6. Моллеров, Самдан 2022 — Моллеров Н. М., Самдан А. А. Камбы-лама Ондар Лопсан-Чамзы (1857–1930): основные вехи исторической биографии // Новые исследования Тувы. 2022. № 3. С. 116–134. DOI:10.25178/nit.2022.3.9 (дата обращения: 20.01.2024).

7. Монгуш 2001 — Монгуш М. В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец ХХ в). Новосибирск: Наука, 2001. 200 с.

8. Монгуш 2021 — Монгуш Х. Д. Пандито Чамзы-Камбы. [Б. м.: б. и.], 2021. 147 с.

9. Ондар 2007 — Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2007. 550 с.

10. Отрощенко 2014 — Отрощенко И. В. Буддизм и политика в истории Тувы (О появлении института Камбы-ламы) // Новые исследования Тувы. № 1. 2014. С. 24–44.

11. Серенот 2016 — Серенот С. К. Шаандагы тыва ламаларнын болгаш хурээлернин тоогузу. Тоогу материалдар, сактыышкыннар (=История тувинских лам и буддийских храмов). Абакан: Кооператив «Журналист», 2016. 195 с.

12. Шаравии 2001 — Шаравии В. Чамзы-Камбы // Тыванын аныяктары. 2001. № 27. С. 3.

13. Танды-Тыва урянхайларнын 2010 — Танды-Тыва урянхайларынын Танды-Тыва урянхайларынын Пандито Камбы-Ламазы Геше-Лхарамба Лопсан Чамзы Хуулган (= Пандито Камбы-лама Танды-Тыва урянхайцев Геше-Лхарамба Лопсан Чамзы Ринпоче) // Тун. 2010. № 1. С. 1.

14. Dung Dkar 2002 — Dung Dkar. Tsig mzot chenmo (= Лопсан Дунгкар. Толковый словарь тибетского языка). Pekin: [б. и.], 2002. 1312 p.

15. Tibetan-English 2008 — Tibetan-English dictionary of Buddhist Terminology / by Tsepak Rigzin; Reprint; revised and enlarged edition (4). Dharamshala: Library of Tibetan Works & Archives, 2008. 309 p.


Рецензия

Для цитирования:


Доржу З.Ю., Монгуш М.И., Ширап Р.О. Роль Пандито Камбы-ламы Лопсана-Чамзы в развитии духовности тувинского народа. Oriental Studies. 2024;17(3):512-524. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-512-524

For citation:


Dorzhu Z.Y., Mongush I.I., Shirap R.O. Pandito Kamby-Lama Lopsan-Chamzy and His Role in Spiritual Development of the Tuvan People. Oriental Studies. 2024;17(3):512-524. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-512-524

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)