Курсовые работы студентов Казанской духовной академии как источник изучения буддизма (по материалам Государственного архива Республики Татарстан). Часть 1
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-579-590
Аннотация
Введение. Статья посвящена деятельности одного из передовых духовных учреждений России второй половины XIX – начала ХХ вв. — Казанской духовной академии, готовившей кадры для миссионерской деятельности. Цель данной статьи — охарактеризовать исследования студентов Казанской духовной академии в области буддизма. Обзор и анализ студенческих курсовых работ свидетельствует о том, что, взяв на вооружение элементы классического сравнительного богословия — обличение иного вероучения, описание превосходства христианской веры над другими, духовные заведения России обучали миссионеров приемам работы по вовлечению в христианство инородцев. Материалами исследования послужили архивные документы описи 2 фонда 10 «Казанская духовная академия», хранящиеся в Государственном архиве Республики Татарстан и впервые вводимые в научный оборот. В ходе анализа в описи 2 выделено 62 документа, касающиеся исследуемой темы. Результаты. Курсовые работы, написанные студентами Казанской духовной академии, свидетельствуют о том, что обращение к теме буддизма было продиктовано практическими интересами. Материалы, освещающие различные аспекты буддизма, и собственно переводы буддийских религиозных текстов представляют несомненный интерес. В середине XIX – начале ХХ в. в Казанской духовной академии как в одном из передовых духовных учебных заведений сформировалась и выделилась научная школа сравнительного богословия. Опираясь на теоретические и методические основы новых направлений в изучении религии — европейских религиозных учений и сравнительного богословия, скрупулезно изучив исторические документы и первоисточники, проведя огромную работу по переводу религиозных буддийских текстов, студенты проводили научные исследования, не имеющие аналогов в богословской науке. Эти исследования отличались грамотной аргументацией, достаточно убедительной логикой изложения, критическим взглядом на христианское и чуждое им буддийское вероучение. Все работы отличает детальная обстоятельность. Предмет исследования ясно осмысливался и тщательно изучался авторами. Целью многих исследований студентов в рамках сравнительного богословия стало развенчивание буддизма как религии, об этом свидетельствуют и названия работ. Революция и последовавшее за этим событием закрытие Казанской духовной академии прервали научные традиции старейшего духовного заведения, но научное наследие в виде исследовательских работ студентов представляет большой интерес и требует дальнейшего изучения.
Ключевые слова
Об авторе
Александра Тагировна БаяноваРоссия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. ГА РТ — Государственный архив Республики Татарстан.
2. Андросов 2011 — Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. 448 с.
3. Баянова, Сибгатуллина 2020 — Баянова А. Т., Сибгатуллина Р. Р. Материалы о калмыках из фонда 10 «Казанская духовная академия» в Государственном архиве Республики Татарстан // Монголоведение. 2020. Т. 12. № 1. С. 90–104. DOI: 10.22162/2500-1523-2020-1-90-104
4. Валеев 1999 — Валеев Р. М. Казанское востоковедение: истоки и развитие : XIX в. – 20-е гг. XX в.: автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. Казань, 1999. 35 с.
5. Журавский 1999 — Журавский А. В. Казанская духовная академия на переломе эпох. 1884–1921 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. М., 1999. 300 с.
6. Колесова 1997 — Колесова Е. В. Проблема оценки Казанского миссионерского востоковедения в отечественной историографии // Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Тез. и крат. содерж. докл. междунар. конф. (10–11 окт. 1996 г.). Казань: Фест, 1997. С. 96–98.
7. Львовский 1893 — Львовский Н. В. Калмыцко-русский словарь, составленный студентом Казанской духовной академии, бывшим противобуддийским миссионером среди калмыков Большедербетовского улуса, Ставропольской епархии и губернии иеромонахом Мефодием (Львовским) в 1893 г. // Книжный фонд библиотеки восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Шифр Calm D 13. Инв. № 2157.
8. Львовский 1893 — Львовский Н. В.(Мефодий). Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. Казань: Типолит. ун-та, 1893. 119 с.
9. Львовский 1904 — Львовский Н. В. (Мефодий). Краткая грамматика калмыцкого языка. Казань: Типолит. ун-та, 1904. 49 с.
10. Маклашева 2022 — Маклашева С. М. Преподавание новых языков в Казанской духовной академии (послереформенный период с 1870 г. по 1916 г.) // Православный собеседник. 2022. № 1 (29). С. 56–61.
11. Мельникова 2020 — Мельникова С. В. Рукописи диссертационных сочинений восточносибирского православного духовенства XIX – начала XX века в архиве Казанской духовной академии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 61–76. DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10030
12. Пишель 1911 — Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М.: Типолит. Т-ва «И. Кушнерев и Ко. », 1911. 230 c.
13. Православная энциклопедия 2012 — Православная энциклопедия. Т. XXIX. К–Каменац. М.: Православная энциклопедия, 2012. 751 с.
14. Терновский 1892 — Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870–1892. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1892. 652 с.
15. Успенский 1996 — Успенский В. Л. Казанская духовная академия — один из центров отечественного монголоведения // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 2. СПб.: Санкт-Петербургск. ун-т, 1996. С. 118–122.
16. Ухтомский 1892 — Ухтомский Э. Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье. СПб.: Синод. Тип., 1892. 48 с.
17. Ученые-исследователи 2006 — Ученые-исследователи Калмыкии (XVII – начало XX вв.). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006. 251 с.
18. Хабибуллин 2010 — Хабибулллин М. З. Казанская духовная академия — центр изучения истории, языка и этнографии народов Среднего Поволжья и Приуралья в 1842–1920 гг. // История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сб. ст. итоговой науч.-практ. конф. (г. Казань, 11–12 марта 2010 г.). Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ , 2010. С. 57–66.
19. Dutoit 1906 — Dutoit Ju. Das Leben des Buddha: Eine Zusammenstellung alter Berichteaus den Kanonischen Schriften der südlichen Buddhisten / Aus dem Päliübers. underläutert von Julius Dutoit. Leipzig: Lotus-Verlag, 1906. XXII, 358 s.
20. Dutoit 1906 — Dutoit Ju. Das Leben des Buddha: Eine Zusammenstellung alter Berichteaus den Kanonischen Schriften der südlichen Buddhisten. Leipzig: Lotus, 1906. XXII, 358 s.
21. Falke 1897 — Falke R. Buddha, Mohammed, Christus. Ein Vergleich der drei Persȍnlichkeiten und ihrer Religionen. Gȕtersloh: Druck und Verlag von G. Bertelsmann, 1897. 252 s.
22. Koeppen 1857 — Koeppen С. F. Die Religion des Buddha und ihre Entstehung. B. 1. Berlin: Ferdinand Schneider, 1857. 614 s.
23. Lassen 1867 — Lassen Chr. Indische Alterthumskunde. Leipzig: Kittler; London: Williams & Norgate, 1867. 1034 s.
24. Mȕller 1876 — Mȕller F. M. Einleitung in die vergleichende Religionswissenschaft. Strassburg: Verlag von K. Trȕbner, 1876. 353 s.
25. Olcott 1881 — Olcott H. A Buddhist Catechism according to the Canon of the Southern Church. London: Trȕbner Co., 1881. 28 p.
26. Schulze 1893 — Schulze T. Vedanta und Buddhismus als Fermente fur eine kunftige Regeneration des religiosen Bewutztseins innerhalb des europaischen Kulturkreises. Leipzig: Verlag von Wilhelm Friedrich, 1893. 143 s.
27. Seydel 1882 — Seydel R. Das Evangelium von Jesu in seinen Verhaltnissen zu Buddha-Sage und Baddha-Lehre mit Fortlaufender Rucksicht auf andere Religionskreise. Leipzig: Druck und Verlag von Breitkopf und Hartel, 1882. 361 s.
28. Waddell 1895 — Waddell L. A. The Buddhism of Tibet, or Lamaism with its Mystic Cults, Symbolism and Mythology, and its Relation to Indian Buddhism. London: Allen, 1895. 598 p.
Рецензия
Для цитирования:
Баянова А.Т. Курсовые работы студентов Казанской духовной академии как источник изучения буддизма (по материалам Государственного архива Республики Татарстан). Часть 1. Oriental Studies. 2024;17(3):579-590. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-579-590
For citation:
Bayanova A.T. Term Papers by Students of Kazan Theological Academy as a Buddhist Learning Source: Analyzing Materials from the State Archive of Tatarstan. Part 1. Oriental Studies. 2024;17(3):579-590. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-579-590

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.