Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Курсовые работы студентов Казанской духовной академии как источник изучения буддизма (по материалам Государственного архива Республики Татарстан). Часть 1

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-579-590

Аннотация

Введение. Статья посвящена деятельности одного из передовых духовных учреждений России второй половины XIX – начала ХХ вв. — Казанской духовной академии, готовившей кадры для миссионерской деятельности. Цель данной статьи — охарактеризовать исследования студентов Казанской духовной академии в области буддизма. Обзор и анализ студенческих курсовых работ свидетельствует о том, что, взяв на вооружение элементы классического сравнительного богословия — обличение иного вероучения, описание превосходства христианской веры над другими, духовные заведения России обучали миссионеров приемам работы по вовлечению в христианство инородцев. Материалами исследования послужили архивные документы описи 2 фонда 10 «Казанская духовная академия», хранящиеся в Государственном архиве Республики Татарстан и впервые вводимые в научный оборот. В ходе анализа в описи 2 выделено 62 документа, касающиеся исследуемой темы. Результаты. Курсовые работы, написанные студентами Казанской духовной академии, свидетельствуют о том, что обращение к теме буддизма было продиктовано практическими интересами. Материалы, освещающие различные аспекты буддизма, и собственно переводы буддийских религиозных текстов представляют несомненный интерес. В середине XIX – начале ХХ в. в Казанской духовной академии как в одном из передовых духовных учебных заведений сформировалась и выделилась научная школа сравнительного богословия. Опираясь на теоретические и методические основы новых направлений в изучении религии — европейских религиозных учений и сравнительного богословия, скрупулезно изучив исторические документы и первоисточники, проведя огромную работу по переводу религиозных буддийских текстов, студенты проводили научные исследования, не имеющие аналогов в богословской науке. Эти исследования отличались грамотной аргументацией, достаточно убедительной логикой изложения, критическим взглядом на христианское и чуждое им буддийское вероучение. Все работы отличает детальная обстоятельность. Предмет исследования ясно осмысливался и тщательно изучался авторами. Целью многих исследований студентов в рамках сравнительного богословия стало развенчивание буддизма как религии, об этом свидетельствуют и названия работ. Революция и последовавшее за этим событием закрытие Казанской духовной академии прервали научные традиции старейшего духовного заведения, но научное наследие в виде исследовательских работ студентов представляет большой интерес и требует дальнейшего изучения.

Об авторе

Александра Тагировна Баянова
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник



Список литературы

1. ГА РТ — Государственный архив Республики Татарстан.

2. Андросов 2011 — Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. 448 с.

3. Баянова, Сибгатуллина 2020 — Баянова А. Т., Сибгатуллина Р. Р. Материалы о калмыках из фонда 10 «Казанская духовная академия» в Государственном архиве Республики Татарстан // Монголоведение. 2020. Т. 12. № 1. С. 90–104. DOI: 10.22162/2500-1523-2020-1-90-104

4. Валеев 1999 — Валеев Р. М. Казанское востоковедение: истоки и развитие : XIX в. – 20-е гг. XX в.: автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. Казань, 1999. 35 с.

5. Журавский 1999 — Журавский А. В. Казанская духовная академия на переломе эпох. 1884–1921 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. М., 1999. 300 с.

6. Колесова 1997 — Колесова Е. В. Проблема оценки Казанского миссионерского востоковедения в отечественной историографии // Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Тез. и крат. содерж. докл. междунар. конф. (10–11 окт. 1996 г.). Казань: Фест, 1997. С. 96–98.

7. Львовский 1893 — Львовский Н. В. Калмыцко-русский словарь, составленный студентом Казанской духовной академии, бывшим противобуддийским миссионером среди калмыков Большедербетовского улуса, Ставропольской епархии и губернии иеромонахом Мефодием (Львовским) в 1893 г. // Книжный фонд библиотеки восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Шифр Calm D 13. Инв. № 2157.

8. Львовский 1893 — Львовский Н. В.(Мефодий). Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. Казань: Типолит. ун-та, 1893. 119 с.

9. Львовский 1904 — Львовский Н. В. (Мефодий). Краткая грамматика калмыцкого языка. Казань: Типолит. ун-та, 1904. 49 с.

10. Маклашева 2022 — Маклашева С. М. Преподавание новых языков в Казанской духовной академии (послереформенный период с 1870 г. по 1916 г.) // Православный собеседник. 2022. № 1 (29). С. 56–61.

11. Мельникова 2020 — Мельникова С. В. Рукописи диссертационных сочинений восточносибирского православного духовенства XIX – начала XX века в архиве Казанской духовной академии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 61–76. DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10030

12. Пишель 1911 — Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М.: Типолит. Т-ва «И. Кушнерев и Ко. », 1911. 230 c.

13. Православная энциклопедия 2012 — Православная энциклопедия. Т. XXIX. К–Каменац. М.: Православная энциклопедия, 2012. 751 с.

14. Терновский 1892 — Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870–1892. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1892. 652 с.

15. Успенский 1996 — Успенский В. Л. Казанская духовная академия — один из центров отечественного монголоведения // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 2. СПб.: Санкт-Петербургск. ун-т, 1996. С. 118–122.

16. Ухтомский 1892 — Ухтомский Э. Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье. СПб.: Синод. Тип., 1892. 48 с.

17. Ученые-исследователи 2006 — Ученые-исследователи Калмыкии (XVII – начало XX вв.). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006. 251 с.

18. Хабибуллин 2010 — Хабибулллин М. З. Казанская духовная академия — центр изучения истории, языка и этнографии народов Среднего Поволжья и Приуралья в 1842–1920 гг. // История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сб. ст. итоговой науч.-практ. конф. (г. Казань, 11–12 марта 2010 г.). Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ , 2010. С. 57–66.

19. Dutoit 1906 — Dutoit Ju. Das Leben des Buddha: Eine Zusammenstellung alter Berichteaus den Kanonischen Schriften der südlichen Buddhisten / Aus dem Päliübers. underläutert von Julius Dutoit. Leipzig: Lotus-Verlag, 1906. XXII, 358 s.

20. Dutoit 1906 — Dutoit Ju. Das Leben des Buddha: Eine Zusammenstellung alter Berichteaus den Kanonischen Schriften der südlichen Buddhisten. Leipzig: Lotus, 1906. XXII, 358 s.

21. Falke 1897 — Falke R. Buddha, Mohammed, Christus. Ein Vergleich der drei Persȍnlichkeiten und ihrer Religionen. Gȕtersloh: Druck und Verlag von G. Bertelsmann, 1897. 252 s.

22. Koeppen 1857 — Koeppen С. F. Die Religion des Buddha und ihre Entstehung. B. 1. Berlin: Ferdinand Schneider, 1857. 614 s.

23. Lassen 1867 — Lassen Chr. Indische Alterthumskunde. Leipzig: Kittler; London: Williams & Norgate, 1867. 1034 s.

24. Mȕller 1876 — Mȕller F. M. Einleitung in die vergleichende Religionswissenschaft. Strassburg: Verlag von K. Trȕbner, 1876. 353 s.

25. Olcott 1881 — Olcott H. A Buddhist Catechism according to the Canon of the Southern Church. London: Trȕbner Co., 1881. 28 p.

26. Schulze 1893 — Schulze T. Vedanta und Buddhismus als Fermente fur eine kunftige Regeneration des religiosen Bewutztseins innerhalb des europaischen Kulturkreises. Leipzig: Verlag von Wilhelm Friedrich, 1893. 143 s.

27. Seydel 1882 — Seydel R. Das Evangelium von Jesu in seinen Verhaltnissen zu Buddha-Sage und Baddha-Lehre mit Fortlaufender Rucksicht auf andere Religionskreise. Leipzig: Druck und Verlag von Breitkopf und Hartel, 1882. 361 s.

28. Waddell 1895 — Waddell L. A. The Buddhism of Tibet, or Lamaism with its Mystic Cults, Symbolism and Mythology, and its Relation to Indian Buddhism. London: Allen, 1895. 598 p.


Рецензия

Для цитирования:


Баянова А.Т. Курсовые работы студентов Казанской духовной академии как источник изучения буддизма (по материалам Государственного архива Республики Татарстан). Часть 1. Oriental Studies. 2024;17(3):579-590. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-579-590

For citation:


Bayanova A.T. Term Papers by Students of Kazan Theological Academy as a Buddhist Learning Source: Analyzing Materials from the State Archive of Tatarstan. Part 1. Oriental Studies. 2024;17(3):579-590. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-579-590

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)