Отражение единства человека и природы в мифологической картине мира (на материале русских, тувинских и башкирских фольклорных текстов)
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-664-680
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию истоков культуры народа как системы его миропонимания. Впервые рассматриваются донаучные (профанные) знания и представления человека о мире и своем бытии в нем, сосуществование с силами природы, животным и растительным миром и поклонение персонифицированным духам, которые нашли отражение в народном творчестве. Целью данной работы является лингвокультурологическая интерпретация процесса вербализации языческих представлений о мире как особой лингвокультурной модели мира (в частности, тематического блока модели «Человек и природа»), нашедшей выражение в народном творчестве (фольклорном тексте), национально-маркированных единицах и в паремиологическом фонде русского, тувинского и башкирского языков. Материалом исследования выступают русские, тувинские и башкирские народные сказки, легенды и пословицы, отражающие антропоцентрическое восприятие окружающей действительности. Ведущим методом исследования является лингвокультурологический метод (метод лингвокультурологического поля, по В. В. Воробьеву), позволяющий выявить в текстах обусловленные системой древнего миропонимания русского, башкирского и тувинского народов культурные смыслы и вербализованные символы восприятия и оценки человеком мира природы как реализацию в анализируемых текстах антропологического культурного кода, что нашло закрепление, кроме сказочных текстов, и в пословичном фонде исследуемых языков. Также использованы лексико-семантический и описательный методы, метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод диахронического анализа. Результаты и выводы. В результате лингвокультурологического анализа выявлено, что язычество восточных славян получило отражение в миропонимании русского народа: натуралистическое отношение к природе обусловило наделение объектов материального мира чертами человека, что до сих пор наблюдается в обыденной русской языковой картине мира. В башкирской мифологии описание одушевления природы находит также отражение в легендах, обрядах, пословичном фонде башкирского языка. В мифологических представлениях тувинцев выражен принцип единства социума и природы, а также шаманизм как форма языческих верований. Анализ материала показал, что фрагменты мифологической картины мира, связанные с архаичным народным мышлением в целом, и вся совокупность лексического и паремиологического состава исследуемых языков, представляют собой транслятор архаических ментальных установок и культурных кодов. Результаты исследования описывают лингвокультурный механизм вербализации мифологической картины мира посредством русского и тюркских (башкирского, тувинского) языков и выявляют универсальное и этническое в миропонимании этих народов.
Об авторах
Владимир Васильевич ВоробьевРоссия
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
Флюза Габдуллиновна Фаткуллина
Россия
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
Райса Ханифовна Хайруллина
Россия
доктор филологических наук, профессор
Дмитрий Сергеевич Скнарев
Россия
доктор филологических наук, профессор
Список литературы
1. Бочина 2023 — Бочина Т. Г. Числовой и цифровой код тувинских загадок о человеке // Новые исследования Тувы. 2023. № 3. С. 6–20.
2. Будуп 2020 — Будуп Б. К. Пословицы тувинского народа. Кызыл: Тув. кн. изд-во им. Ю. Ш. Кюнзегеша, 2020. 112 с.
3. Воробьев и др. 2023а — Воробьев В. В., Фаткуллина Ф. Г., Саитбатталов И. Р. Лингвокультурологический аспект перевода библейских текстов на тюркские языки на материале русского, башкирского и тувинского языков) // Новые исследования Тувы. 2023. № 4. С. 61–69. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.4
4. Воробьев и др. 2023б — Воробьев В. В., Фаткуллина Ф. Г., Кужугет Ш. Ю. Лингвокультурологическое описание пространственного кода культуры (на материале русского и тувинского языков) // Новые исследования Тувы. 2023. № 4. С. 153–170. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.11
5. Гарипова 2010 — Гарипова Г. Р. Концепт «гостеприимство» в русском и английском языках: дисс. … канд. филол. наук. Уфа, 2010. 23 с.
6. Егорова 2016 — Егорова О. А. Сказка как отражение древних представлений человека о природе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-3. С. 175–179.
7. Зеленин 1995 — Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.
8. Кенин-Лопсан 2008 — Кенин-Лопсан М. Б. Дыхание черного ветра. Мифологическое наследие тувинского шаманизма. М.: Велигор, 2008. 192 с.
9. Куулар 2000 — Куулар Д. С. Тувинский фольклор в контексте центрально-азиатских устно-поэтических традиций: дисс. … д-ра филол. наук. Улан-Удэ, 2000. 46 с.
10. Ламажаа и др. 2023 — Ламажаа Ч. К., Сувандии Н. Д., Монгуш А. В. Святое в тувинской культуре: прошлое и современность // Новые исследования Тувы. 2023. № 3. С. 220–241. DOI: 10.25178/nit.2023.3.14
11. Леви-Стросс 1978 — Леви-Стросс К. Мифологики. В 4 тт. М.: Университетская книга, 2000. 461 с.
12. Левкиевская 2000 — Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, 2000. 528 с.
13. Маслова 2007 — Маслова В. А. Homo lingualis в культуре. М.: Гнозис, 2007. 318 с.
14. Мелетинский 2000 — Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., РГГУ, 2000. 169 с.
15. Мокиенко 2010 — Мокиенко В. М. Современная паремиология (лингвистические аспекты) // Мир русского слова. 2010. № 3. С. 6–21.
16. Надршина 1968 — Надршина Ф. А. Слово народное. Уфа: Китап, 1983. 160 с. (На баш. яз.).
17. Орус-оол 2001 — Орус-оол С. М. Тувинские героические сказания» (текстология, поэтика, стиль). М.: МАКС Пресс, 2001. 422 с.
18. Пермяков 1975 — Пермяков Г. Л. К вопросу о структуре паремиологического фонда // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В. Я. Проппа / cост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. М.: Наука, ГРВЛ, 1975, С. 247–274.
19. Пропп 1976 — Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука 1976. 327 с.
20. Селиверстова 2017 — Селиверстова Е. И. Пространство русской пословицы. М.: Флинта-Наука, 2017. 296 с.
21. Сиссе 2020 — Сиссе К. Тотемный символ, персонаж русских сказок — медведь // Неофилология. 2020. Т. 6. № 21. С. 164–169. DOI 10.20310/2587-6953-2020-6-21-164-169
22. Соян, Ломакина 2024 — Соян А. М., Ломакина О. В. Образ юрты в тувинской паремиологии: когнитивный подход // Когнитивные исследования языка. Общероссийская общественная организация Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. 2024. № 2. С. 103–107.
23. Степанова, Алентьева 2006 — Степанова Т. М., Алентьева М. А О мифологической составляющей фольклора и литературы // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С. 224–226.
24. Телия 1996 — Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 с.
25. Тер-Минасова 2000 — Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово / Slovo, 2000. 624 с.
26. Толстой 2003 — Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. 622 с.
27. Топоров 1995 — Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.
28. Уметбаев 1998 — Уметбаев М. И. Башкиры // Ватандаш. 1998. № 2. С. 159–173.
29. Ураксин 1975 — Ураксин З. Г. Фразеология башкирского языка. М.: Наука, 1975. 192 с.
30. Фаткуллина, Хайруллина 2020 — Фаткуллина Ф. Г., Хайруллина Р. Х. Особенности национального понимания в паремиологии: сравнительно-сопоставительное исследование (на материале русского, башкирского и турецкого языков) // Паремиология без границ. М.: РУДН, 2020. С. 149–163.
31. Халимулина 2008 — Халимулина Р. С. Мифологическая картина мира: гносеологический аспект: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 16 с.
32. Хисамитдинова 2019 — Хисамитдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: Китап, 2019. 432 с.
33. Юнг 1994 — Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. 336 с.
34. Fefelova et al. 2021 — Fefelova G., Fatkullina F., Sagitova A., Khairullina R. Сonceptual framework and mentality as postulates of cognitive linguistics // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. № 2. Рp. 249–255. DOI: 10.15405/epsbs.2021.02.02.32 (На англ. яз.)
35. Khairullina et at. 2020 — Khairullina R., Fatkullina F., So Qiang., Lin Ziyu. Taboo as a Linguistic and Cultural phenomen // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 92. Рp. 1969–1975 (На англ. яз.).
Рецензия
Для цитирования:
Воробьев В.В., Фаткуллина Ф.Г., Хайруллина Р.Х., Скнарев Д.С. Отражение единства человека и природы в мифологической картине мира (на материале русских, тувинских и башкирских фольклорных текстов). Oriental Studies. 2024;17(3):664-679. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-664-680
For citation:
Vorobiev V.V., Fatkullina F.G., Khairullina R.H., Sknarev D.S. The Unity of Man and Nature in Mythological Worldviews: Analyzing Russian, Tuvan and Bashkir Folklore Texts. Oriental Studies. 2024;17(3):664-679. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-664-680

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.