Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Отражение единства человека и природы в мифологической картине мира (на материале русских, тувинских и башкирских фольклорных текстов)

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-664-680

Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию истоков культуры народа как системы его миропонимания. Впервые рассматриваются донаучные (профанные) знания и представления человека о мире и своем бытии в нем, сосуществование с силами природы, животным и растительным миром и поклонение персонифицированным духам, которые нашли отражение в народном творчестве. Целью данной работы является лингвокультурологическая интерпретация процесса вербализации языческих представлений о мире как особой лингвокультурной модели мира (в частности, тематического блока модели «Человек и природа»), нашедшей выражение в народном творчестве (фольклорном тексте), национально-маркированных единицах и в паремиологическом фонде русского, тувинского и башкирского языков. Материалом исследования выступают русские, тувинские и башкирские народные сказки, легенды и пословицы, отражающие антропоцентрическое восприятие окружающей действительности. Ведущим методом исследования является лингвокультурологический метод (метод лингвокультурологического поля, по В. В. Воробьеву), позволяющий выявить в текстах обусловленные системой древнего миропонимания русского, башкирского и тувинского народов культурные смыслы и вербализованные символы восприятия и оценки человеком мира природы как реализацию в анализируемых текстах антропологического культурного кода, что нашло закрепление, кроме сказочных текстов, и в пословичном фонде исследуемых языков. Также использованы лексико-семантический и описательный методы, метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод диахронического анализа. Результаты и выводы. В результате лингвокультурологического анализа выявлено, что язычество восточных славян получило отражение в миропонимании русского народа: натуралистическое отношение к природе обусловило наделение объектов материального мира чертами человека, что до сих пор наблюдается в обыденной русской языковой картине мира. В башкирской мифологии описание одушевления природы находит также отражение в легендах, обрядах, пословичном фонде башкирского языка. В мифологических представлениях тувинцев выражен принцип единства социума и природы, а также шаманизм как форма языческих верований. Анализ материала показал, что фрагменты мифологической картины мира, связанные с архаичным народным мышлением в целом, и вся совокупность лексического и паремиологического состава исследуемых языков, представляют собой транслятор архаических ментальных установок и культурных кодов. Результаты исследования описывают лингвокультурный механизм вербализации мифологической картины мира посредством русского и тюркских (башкирского, тувинского) языков и выявляют универсальное и этническое в миропонимании этих народов. 

Об авторах

Владимир Васильевич Воробьев
Российский университет дружбы народов (д. 10, корп. 3, ул. Миклухо-Маклая, 117198 Москва, Российская Федерация)
Россия

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой



Флюза Габдуллиновна Фаткуллина
Уфимский университет науки и технологий (д. 32, ул. Заки Валиди, 450076 Уфа, Российская Федерация)
Россия

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой



Райса Ханифовна Хайруллина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (3-а, ул. Октябрьской революции, 450008 Уфа, Российская Федерация)
Россия

доктор филологических наук, профессор 



Дмитрий Сергеевич Скнарев
Российский университет дружбы народов (д. 10, корп. 3, ул. Миклухо-Маклая, 117198 Москва, Российская Федерация)
Россия

доктор филологических наук, профессор



Список литературы

1. Бочина 2023 — Бочина Т. Г. Числовой и цифровой код тувинских загадок о человеке // Новые исследования Тувы. 2023. № 3. С. 6–20.

2. Будуп 2020 — Будуп Б. К. Пословицы тувинского народа. Кызыл: Тув. кн. изд-во им. Ю. Ш. Кюнзегеша, 2020. 112 с.

3. Воробьев и др. 2023а — Воробьев В. В., Фаткуллина Ф. Г., Саитбатталов И. Р. Лингвокультурологический аспект перевода библейских текстов на тюркские языки на материале русского, башкирского и тувинского языков) // Новые исследования Тувы. 2023. № 4. С. 61–69. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.4

4. Воробьев и др. 2023б — Воробьев В. В., Фаткуллина Ф. Г., Кужугет Ш. Ю. Лингвокультурологическое описание пространственного кода культуры (на материале русского и тувинского языков) // Новые исследования Тувы. 2023. № 4. С. 153–170. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.11

5. Гарипова 2010 — Гарипова Г. Р. Концепт «гостеприимство» в русском и английском языках: дисс. … канд. филол. наук. Уфа, 2010. 23 с.

6. Егорова 2016 — Егорова О. А. Сказка как отражение древних представлений человека о природе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-3. С. 175–179.

7. Зеленин 1995 — Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.

8. Кенин-Лопсан 2008 — Кенин-Лопсан М. Б. Дыхание черного ветра. Мифологическое наследие тувинского шаманизма. М.: Велигор, 2008. 192 с.

9. Куулар 2000 — Куулар Д. С. Тувинский фольклор в контексте центрально-азиатских устно-поэтических традиций: дисс. … д-ра филол. наук. Улан-Удэ, 2000. 46 с.

10. Ламажаа и др. 2023 — Ламажаа Ч. К., Сувандии Н. Д., Монгуш А. В. Святое в тувинской культуре: прошлое и современность // Новые исследования Тувы. 2023. № 3. С. 220–241. DOI: 10.25178/nit.2023.3.14

11. Леви-Стросс 1978 — Леви-Стросс К. Мифологики. В 4 тт. М.: Университетская книга, 2000. 461 с.

12. Левкиевская 2000 — Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, 2000. 528 с.

13. Маслова 2007 — Маслова В. А. Homo lingualis в культуре. М.: Гнозис, 2007. 318 с.

14. Мелетинский 2000 — Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., РГГУ, 2000. 169 с.

15. Мокиенко 2010 — Мокиенко В. М. Современная паремиология (лингвистические аспекты) // Мир русского слова. 2010. № 3. С. 6–21.

16. Надршина 1968 — Надршина Ф. А. Слово народное. Уфа: Китап, 1983. 160 с. (На баш. яз.).

17. Орус-оол 2001 — Орус-оол С. М. Тувинские героические сказания» (текстология, поэтика, стиль). М.: МАКС Пресс, 2001. 422 с.

18. Пермяков 1975 — Пермяков Г. Л. К вопросу о структуре паремиологического фонда // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В. Я. Проппа / cост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. М.: Наука, ГРВЛ, 1975, С. 247–274.

19. Пропп 1976 — Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука 1976. 327 с.

20. Селиверстова 2017 — Селиверстова Е. И. Пространство русской пословицы. М.: Флинта-Наука, 2017. 296 с.

21. Сиссе 2020 — Сиссе К. Тотемный символ, персонаж русских сказок — медведь // Неофилология. 2020. Т. 6. № 21. С. 164–169. DOI 10.20310/2587-6953-2020-6-21-164-169

22. Соян, Ломакина 2024 — Соян А. М., Ломакина О. В. Образ юрты в тувинской паремиологии: когнитивный подход // Когнитивные исследования языка. Общероссийская общественная организация Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. 2024. № 2. С. 103–107.

23. Степанова, Алентьева 2006 — Степанова Т. М., Алентьева М. А О мифологической составляющей фольклора и литературы // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С. 224–226.

24. Телия 1996 — Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 с.

25. Тер-Минасова 2000 — Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово / Slovo, 2000. 624 с.

26. Толстой 2003 — Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. 622 с.

27. Топоров 1995 — Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.

28. Уметбаев 1998 — Уметбаев М. И. Башкиры // Ватандаш. 1998. № 2. С. 159–173.

29. Ураксин 1975 — Ураксин З. Г. Фразеология башкирского языка. М.: Наука, 1975. 192 с.

30. Фаткуллина, Хайруллина 2020 — Фаткуллина Ф. Г., Хайруллина Р. Х. Особенности национального понимания в паремиологии: сравнительно-сопоставительное исследование (на материале русского, башкирского и турецкого языков) // Паремиология без границ. М.: РУДН, 2020. С. 149–163.

31. Халимулина 2008 — Халимулина Р. С. Мифологическая картина мира: гносеологический аспект: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 16 с.

32. Хисамитдинова 2019 — Хисамитдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: Китап, 2019. 432 с.

33. Юнг 1994 — Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. 336 с.

34. Fefelova et al. 2021 — Fefelova G., Fatkullina F., Sagitova A., Khairullina R. Сonceptual framework and mentality as postulates of cognitive linguistics // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. № 2. Рp. 249–255. DOI: 10.15405/epsbs.2021.02.02.32 (На англ. яз.)

35. Khairullina et at. 2020 — Khairullina R., Fatkullina F., So Qiang., Lin Ziyu. Taboo as a Linguistic and Cultural phenomen // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 92. Рp. 1969–1975 (На англ. яз.).


Рецензия

Для цитирования:


Воробьев В.В., Фаткуллина Ф.Г., Хайруллина Р.Х., Скнарев Д.С. Отражение единства человека и природы в мифологической картине мира (на материале русских, тувинских и башкирских фольклорных текстов). Oriental Studies. 2024;17(3):664-679. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-664-680

For citation:


Vorobiev V.V., Fatkullina F.G., Khairullina R.H., Sknarev D.S. The Unity of Man and Nature in Mythological Worldviews: Analyzing Russian, Tuvan and Bashkir Folklore Texts. Oriental Studies. 2024;17(3):664-679. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-664-680

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)