Профессиональная культура преподавателей в условиях менеджеристского управления (на примере вузов юга России)
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-74-4-849-869
Аннотация
Введение. Классические университеты создавались и функционировали на протяжении веков как социальный институт воспроизводства культуры. Роль преподавателей в этом процессе была ведущей. Чтобы успешно выполнять указанную миссию, внутри университетов сформировалась профессиональная культура преподавательского сообщества, сохранение которой выступало гарантом социальной полезности высшего образования. Менеджеристские реформы радикально изменили внутренние характеристики университетов, сместив целевые ориентиры с науки, образования и воспитания на интеграцию в коммерческие ценности рыночных институтов. Это негативно отразилось на способности преподавательского сообщества поддерживать и передавать новым поколениям преподавателей свою профессиональную культуру. Цель исследования мы видим в определении взаимосвязи между менеджеристской моделью управления и деформацией профессиональной культуры преподавателей, что в конечном итоге приводит к усугублению асимметрии между центром и регионами. Материалы и методы. Исследование выстроено на основе использования двух основных источников информации: массового опроса и нормативных документов. Массовый опрос проводился в семи регионах юга России: Калмыкия, Краснодарский край, Крым, Ростовская область, Астраханская область, Ставропольский край, г. Севастополь. Всего в выборке оказались 951 преподаватель из девяти университетов. Для изучения нормативной базы менеджеристского управления использовались федеральные законы, постановления правительства и приказы Министерства науки и высшего образования России. Для прояснения некоторых аспектов воздействия менеджеризма на профессиональную культуру преподавателей обращались к данным государственной статистики, расположенным на официальном сайте Росстата. Результаты. В процессе исследования установлено, что менеджеристское управление разрушает профессиональную культуру преподавателей. У профессорско-преподавательского состава появляются чуждые его деятельности цели и система ценностей, в результате чего обычными практиками становятся участие в платных публикациях, заочных конференциях, публикации в «мусорных» журналах, завышение оценок обучающимся, лжеавторство, фальсификации эмпирических данных, плагиат и т. п. Выводы. Источниками деформации профессиональной культуры преподавателей выступают нехватка ресурсов для достижения целей менеджеристского управления и потеря академическим сообществом своей субъектности, что делает преподавателей индифферентными к разрушению собственной профессиональной культуры. В конечном итоге слабая ресурсная база ведет к росту имитационных практик в профессиональной деятельности и, как следствие, усугублению асимметрии между центром и регионами.
Об авторах
Виталий Владимирович КовалевРоссия
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник
Александр Викторович Дятлов
Россия
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. ПМА 2024 — опрос на тему «Профессиональная культура преподавателей в условиях менеджеристского управления». Участники: 958 преподавателей 9 вузов 7 субъектов РФ: Калмыкии, Астраханской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Крыма и г. Севастополь (сентябрь 2024 г.)
2. Баллер, Злобин 1970 — Баллер Э. А., Злобин Н. С. Культура. Творчество. Человек. М.: Молодая гвардия, 1970. 272 с.
3. Вебер 1990а — Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М: Прогресс, 1990. С. 644–706.
4. Вебер 1990б — Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М: Прогресс, 1990. С. 707–735.
5. Везетиу 2024 — Везетиу Е. В. Научно-методическая культура как разновидность профессиональной культуры преподавателя вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82–2. С. 46–49.
6. Воденко, Сальникова 2024 — Воденко К. В., Сальникова И. И. К проблеме профессиональной культуры современного ученого // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2024. Т. 49. № 2. С. 212–221. DOI: 10.52575/2712-746X-2024-49-2-212-221
7. Галустов, Наливайко 2019 — Галустов А. Р., Наливайко Е. А. Маркетинговая культура преподавателя вуза в структуре его профессиональной компетентности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 5. С. 30–34.
8. Давидович, Жданов 1979 — Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1979. 264 с.
9. Каган 2024 — Каган М. С. Философия культуры. М.: Юрайт, 2024. 353 с.
10. Ковалев и др. 2022 — Ковалев В. В., Молдобаев Т. Ш., Молитвин М. Н., Суязов В. В. Анализ эффективности программ поддержки российских университетов (2010–2020) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2022. Т. 38. № 2. С. 208–234. DOI: 10.21638/spbu05.2022.203
11. Ковалев, Дятлов 2023 — Ковалев В. В., Дятлов А. В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение // Вестник университета. 2023. № 7. С. 24–32. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-7-24-32
12. Кондрашова, Поплавская 2022 — Кондрашова Р. Ю., Поплавская О. В. Профессиональная культура преподавателя высшей школы // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2022. № 1. С. 55–61.
13. Лубский 2017 — Лубский А. В. Методология социального исследования. М.: Инфра-М, 2017. 154 с.
14. Малиновский 2005 — Малиновский Б. К. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005. 184 с.
15. Мигунова 2015 — Мигунова М. Г. Деятельностный подход к пониманию культуры // Kant. 2015. № 4. С. 37–40.
16. Маркарян 1969 — Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван: АН Армянской ССР, 1969. 228 с.
17. Основные показатели 2024 — Основные показатели подготовки кадров высшей квалификации, научных кадров в докторантуре по Российской Федерации [электронный ресурс] // Федеральная служба госстатистики. 4.04.2024. Образование. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 25.09.2024).
18. Полтерович 2011 — Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 24–50.
19. Средняя заработная 2023 — Средняя заработная плата преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-декабрь 2023 года [электронный ресурс] // Федеральная служба госстатистики. URL: rosstat.gov.ru›storage/mediabank/Таблица 1-м (дата обращения: 26.09.2024).
20. Степаненко 2018 — Степаненко И. Ю. Концепция ресурсов и ее объяснительные возможности // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 467–476.
21. Федеральный закон 2012 — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] // Российская газета. 2012. 30 декабря. URL: https://rg.ru/documents/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 25.09.2024).
22. Явнова 2019 — Явнова И. И. Социальная политика консервативного правительства Маргарет Тэтчер (80-е гг. XX века) // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 12. С. 105–109. DOI: 10.30853/manuscript.2019.12.19
Рецензия
Для цитирования:
Ковалев В.В., Дятлов А.В. Профессиональная культура преподавателей в условиях менеджеристского управления (на примере вузов юга России). Oriental Studies. 2024;17(4):849-869. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-74-4-849-869
For citation:
Kovalev V.V., Dyatlov A.V. Professional Culture of Lecturers in the Face of Managerialism: The Case of South Russian Universities. Oriental Studies. 2024;17(4):849-869. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-74-4-849-869

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.