Дуализм в шаманской практике якутов
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1053-1065
Аннотация
Введение. Якутский шаманизм представляет собой важный аспект традиционной культуры якутов, а также является основной частью традиционных верований. Авторы анализируют различные подходы к пониманию шаманизма, включая эволюционистскую теорию, конструктивистский подход и концепцию «изобретения традиции». Отмечается, что якутский шаманизм имеет ярко выраженные дуалистические черты, отражающие деление мифологического мышления на добро и зло, а также сопоставление божественных и злых сущностей. Целью исследования является изучение проявлений дуализма в шаманской практике у якутов. Материалы и методы. Исследование основано на теоретическом подходе Г. В. Ксенофонтова, который анализирует дуализм якутского шаманизма, связывая его с переходом от культа быка к культу коня и классовыми процессами. Г. В. Ксенофонтов делит религию на «верхний» этаж (белые шаманы) и «нижний» этаж (черные шаманы), акцентируя внимание на исчезновении первых с принятием христианства и сохранении вторых в народной культуре. Авторами приводятся полевые материалы, собранные в рамках этнографических экспедиций в районах Республики Саха (Якутия) в 2022–2024 гг. Результаты. В данной работе рассмотрены две ключевые научные парадигмы, определяющие исследование шаманизма: эссенциализм и конструктивизм. Важное внимание уделено дуалистической концепции, которая проявляется в делении шаманизма на «черное» и «белое». Дано описание этих двух типов шаманов, их функций и обрядов, а также их место в якутской культуре. Авторами исследовано влияние христианства на традиционное шаманство, отмечено, что с приходом христианских священников роль шаманов как культовых служителей изменилась, что привело к утрате некоторых аспектов «светлого» шаманизма, связанных с поклонением предкам и божествам. Обращение к практике праздника ысыах позволяет увидеть, как эта дуалистическая структура проявляется в обрядовой культуре, где сосуществуют символы плодородия и разрушительных сил. Авторы акцентируют внимание на методах лечебной практики, используемых шаманами, и их характеристиках, что подчеркивает наличие дуализма в религиозных представлениях и шаманских практиках народа саха. Выводы. В статье авторы выявили проявления дуализма в функциональной и сакральной части якутского шаманизма, обозначили методы и средства лечебной практики шаманов в традиционной медицине. Подчеркивается важность комплексного подхода к изучению якутского шаманизма, учитывающего как традиционные, так и современные элементы уже через такое направление, как неошаманизм, что позволяет более глубоко понять его значение в контексте культурного наследия народа саха.
Ключевые слова
Об авторах
Анатолий Игнатьевич ГоголевРоссия
доктор исторических наук, профессор
Наталья Анатольевна Стручкова
Россия
кандидат исторических наук, доцент, декан
Капитолина Максимовна Яковлева
Россия
кандидат исторических наук, доцент, декан
Саргылана Михайловна Михайлова
Россия
преподаватель
аспирант
Саина Андреевна Михайлова
Россия
магистрант
Список литературы
1. Архив ЯНЦ СО РАН — Архив Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.
2. ПМА 2022а — Местное празднование Ысыах (Республика Саха (Якутия), Вилюйский улус, г. Вилюйск. Запись 2022 г).
3. ПМА 2022б — Ысыах-Олонхо (Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Верхневилюйск. Запись 2022 г.).
4. ПМА 2024 — Обряд Алгыс (Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Ытык-Кюель. Запись 2024 г.).
5. Алексеев 1975 — Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1975. 210 с.
6. Алексеев 1994 — Алексеев Н. А. Якутская мифология и шаманы // Гуманитарные науки в Сибири. 1994. № 3. С. 59–63.
7. Алексеев 2008 — Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири / отв. ред. Е. Н. Кузьмина; авт. предисл.: Е. Н. Кузьмина, Е. Н. Романова, А. А. Бадмаев; Новосибирск: Наука, 2008. 492 с.
8. Борисова, Данилов 2021 — Борисова А. А., Данилов И. А. Образ Улуу Тойона в эпосе олонхо: функция и семантика (по материалам ранних записей) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2021. № 4(113). С. 10–18. DOI: 10.37972/chgpu.2021.113.4.002
9. Васильев 2000 — Васильев В. Е. Древние истоки культа божеств Айыы (по фольклорно-этнографическим материалам саха): автореф. дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000. 20 с.
10. Гоголев 1980 — Гоголев А. И. Историческая этнография якутов (вопросы происхождения якутов): учебное пособие. Якутск: ЯГУ, 1980. 91 с.
11. Горохов 1884 — Горохов Н. С. Приложение К сказке «Юрюнг-Уолан» // Известия Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. Т. 15. Иркутск, 1884. № 5–6. С. 43–60.
12. Григорьева 1996 — Григорьева А. М. Народное врачевание в Якутии (XVII–XX вв.). М.: [б. и.], 1996. 184 с.
13. Данилова 2019 — Данилова Н. К. «Дом — мир женщины»: сакральные женские образы и феминная символика в жизненном пространстве народа саха // Человек и культура. 2019. № 3. С. 13–27. DOI: 10.25136/2409-8744.2019.3.29870
14. Заболоцкая 2014 — Заболоцкая П. Е. Комплексный подход к изучению шаманских мистерий-камланий и атрибутов шаманства в современное время (на материале культуры якутов) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (50): в 3 ч. Ч. II. С. 73–80.
15. Иохельсон 1895 — Иохельсон В. И. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении. СПб.: Тип. С. Н. Худякова, 1895. 37 с.
16. Корякин 2004 — Корякин П. И. Белый шаман — Аан Намысын алгысчыт [электронный ресурс] // Журнал «Илин». 2004. № 2 (37). URL: https://ilin-yakutsk.narod.ru/2004-2/19.htm (дата обращения: 08.10.2024).
17. Ксенофонтов 1937 — Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар: очерки по древней истории якутов. Т. 1. Иркутск: ОГИЗ; Восточносибирское областное изд-во, 1937. 572 с.
18. Кулаковский 1979 — Кулаковский А. Е. Научные труды (= Научнай үлэлэр). Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979. 494 с.
19. Линденау 1983 — Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 176 с.
20. Попов 1947 — Попов А. А. Получение «шаманского дара» у вилюйских якутов // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (Москва). 1947. Т. 2. С. 282–293.
21. Приклонский 1891 — Приклонский В. Л. Три года в Якутской области // Живая старина. 1891. Вып. 4. С. 43–66.
22. Семенова 2006 — Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. 232 с.
23. Токарев 1940 — Токарев С. А. Очерки истории якутского народа. М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1940. 248 с.
24. Токарев 1986 — Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1986. 576 с.
25. Трощанский 1902 — Трощанский В. Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типо-литография Имп. ун-та, 1902. 228 с.
26. Уткин 1994 — Уткин К. Д. Истоки якутского шаманизма. Междунар центр хомус (варган) Якутск: Ситим, 1994. 19 с.
27. Ушницкий 2012 — Ушницкий В. В. По следам предков саха в Центральной Азии и в юге Сибири. Saarbrȕcken: LAP (Lambert Academic Publishing), 2012. 312 с.
28. Хаккарайнен, Штырков 2015 — Хаккарайнен М. В. Шаманизм. Штырков С. А. Религиозная жизнь Сибири и Дальнего Востока: Материалы к учебнику / науч. ред. Н. Б. Вахтин. СПб.: Нестор-История, 2015. 68 с.
29. Харузина 1909 — Харузина В. Н. К вопросу о почитании огня // Этнографическое обозрение. 1909. № 3–4. С. 68–205.
30. Чиркова 2002 — Чиркова А. К. Шаман: Жизнь и бессмертие. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. 272 с.
31. Ястремский 1897 — Ястремский C. B. Остатки старинных верований у якутов // Известия Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. 1897. Т. 28. № 4. С. 226–255.
Рецензия
Для цитирования:
Гоголев А.И., Стручкова Н.А., Яковлева К.М., Михайлова С.М., Михайлова С.А. Дуализм в шаманской практике якутов. Oriental Studies. 2024;17(5):1053-1065. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1053-1065
For citation:
Gogolev A.I., Struchkova N.A., Yakovleva K.M., Mikhailova S.M., Mikhailova S.A. Dualism in Yakut Shamanic Practices. Oriental Studies. 2024;17(5):1053-1065. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1053-1065

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.