Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Дуализм в шаманской практике якутов

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1053-1065

Аннотация

Введение. Якутский шаманизм представляет собой важный аспект традиционной культуры якутов, а также является основной частью традиционных верований. Авторы анализируют различные подходы к пониманию шаманизма, включая эволюционистскую теорию, конструктивистский подход и концепцию «изобретения традиции». Отмечается, что якутский шаманизм имеет ярко выраженные дуалистические черты, отражающие деление мифологического мышления на добро и зло, а также сопоставление божественных и злых сущностей. Целью исследования является изучение проявлений дуализма в шаманской практике у якутов. Материалы и методы. Исследование основано на теоретическом подходе Г. В. Ксенофонтова, который анализирует дуализм якутского шаманизма, связывая его с переходом от культа быка к культу коня и классовыми процессами. Г. В. Ксенофонтов делит религию на «верхний» этаж (белые шаманы) и «нижний» этаж (черные шаманы), акцентируя внимание на исчезновении первых с принятием христианства и сохранении вторых в народной культуре. Авторами приводятся полевые материалы, собранные в рамках этнографических экспедиций в районах Респуб­лики Саха (Якутия) в 2022–2024 гг. Результаты. В данной работе рассмотрены две ключевые научные парадигмы, определяющие исследование шаманизма: эссенциализм и конструктивизм. Важное внимание уделено дуалистической концепции, которая проявляется в делении шаманизма на «черное» и «белое». Дано описание этих двух типов шаманов, их функций и обрядов, а также их место в якутской культуре. Авторами исследовано влияние христианства на традиционное шаманство, отмечено, что с приходом христианских священников роль шаманов как культовых служителей изменилась, что привело к утрате некоторых аспектов «светлого» шаманизма, связанных с поклонением предкам и божествам. Обращение к практике праздника ысыах позволяет увидеть, как эта дуалистическая структура проявляется в обрядовой культуре, где сосуществуют символы плодородия и разрушительных сил. Авторы акцентируют внимание на методах лечебной практики, используемых шаманами, и их характеристиках, что подчеркивает наличие дуализма в религиозных представлениях и шаманских практиках народа саха. Выводы. В статье авторы выявили проявления дуализма в функциональной и сакральной части якутского шаманизма, обозначили методы и средства лечебной практики шаманов в традиционной медицине. Подчеркивается важность комплексного подхода к изучению якутского шаманизма, учитывающего как традиционные, так и современные элементы уже через такое направление, как неошаманизм, что позволяет более глубоко понять его значение в контексте культурного наследия народа саха. 

Об авторах

Анатолий Игнатьевич Гоголев
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

доктор исторических наук, профессор



Наталья Анатольевна Стручкова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

кандидат исторических наук, доцент, декан 



Капитолина Максимовна Яковлева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

кандидат исторических наук, доцент, декан



Саргылана Михайловна Михайлова
Арктический государственный институт культуры и искусств Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

преподаватель

аспирант



Саина Андреевна Михайлова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

магистрант



Список литературы

1. Архив ЯНЦ СО РАН — Архив Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

2. ПМА 2022а — Местное празднование Ысыах (Республика Саха (Якутия), Вилюйский улус, г. Вилюйск. Запись 2022 г).

3. ПМА 2022б — Ысыах-Олонхо (Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Верхневилюйск. Запись 2022 г.).

4. ПМА 2024 — Обряд Алгыс (Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Ытык-Кюель. Запись 2024 г.).

5. Алексеев 1975 — Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1975. 210 с.

6. Алексеев 1994 — Алексеев Н. А. Якутская мифология и шаманы // Гуманитарные науки в Сибири. 1994. № 3. С. 59–63.

7. Алексеев 2008 — Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири / отв. ред. Е. Н. Кузьмина; авт. предисл.: Е. Н. Кузьмина, Е. Н. Романова, А. А. Бадмаев; Новосибирск: Наука, 2008. 492 с.

8. Борисова, Данилов 2021 — Борисова А. А., Данилов И. А. Образ Улуу Тойона в эпосе олонхо: функция и семантика (по материалам ранних записей) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2021. № 4(113). С. 10–18. DOI: 10.37972/chgpu.2021.113.4.002

9. Васильев 2000 — Васильев В. Е. Древние истоки культа божеств Айыы (по фольклорно-этнографическим материалам саха): автореф. дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000. 20 с.

10. Гоголев 1980 — Гоголев А. И. Историческая этнография якутов (вопросы происхождения якутов): учебное пособие. Якутск: ЯГУ, 1980. 91 с.

11. Горохов 1884 — Горохов Н. С. Приложение К сказке «Юрюнг-Уолан» // Известия Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. Т. 15. Иркутск, 1884. № 5–6. С. 43–60.

12. Григорьева 1996 — Григорьева А. М. Народное врачевание в Якутии (XVII–XX вв.). М.: [б. и.], 1996. 184 с.

13. Данилова 2019 — Данилова Н. К. «Дом — мир женщины»: сакральные женские образы и феминная символика в жизненном пространстве народа саха // Человек и культура. 2019. № 3. С. 13–27. DOI: 10.25136/2409-8744.2019.3.29870

14. Заболоцкая 2014 — Заболоцкая П. Е. Комплексный подход к изучению шаманских мистерий-камланий и атрибутов шаманства в современное время (на материале культуры якутов) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (50): в 3 ч. Ч. II. С. 73–80.

15. Иохельсон 1895 — Иохельсон В. И. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении. СПб.: Тип. С. Н. Худякова, 1895. 37 с.

16. Корякин 2004 — Корякин П. И. Белый шаман — Аан Намысын алгысчыт [электронный ресурс] // Журнал «Илин». 2004. № 2 (37). URL: https://ilin-yakutsk.narod.ru/2004-2/19.htm (дата обращения: 08.10.2024).

17. Ксенофонтов 1937 — Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар: очерки по древней истории якутов. Т. 1. Иркутск: ОГИЗ; Восточносибирское областное изд-во, 1937. 572 с.

18. Кулаковский 1979 — Кулаковский А. Е. Научные труды (= Научнай үлэлэр). Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979. 494 с.

19. Линденау 1983 — Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 176 с.

20. Попов 1947 — Попов А. А. Получение «шаманского дара» у вилюйских якутов // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (Москва). 1947. Т. 2. С. 282–293.

21. Приклонский 1891 — Приклонский В. Л. Три года в Якутской области // Живая старина. 1891. Вып. 4. С. 43–66.

22. Семенова 2006 — Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. 232 с.

23. Токарев 1940 — Токарев С. А. Очерки истории якутского народа. М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1940. 248 с.

24. Токарев 1986 — Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1986. 576 с.

25. Трощанский 1902 — Трощанский В. Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типо-литография Имп. ун-та, 1902. 228 с.

26. Уткин 1994 — Уткин К. Д. Истоки якутского шаманизма. Междунар центр хомус (варган) Якутск: Ситим, 1994. 19 с.

27. Ушницкий 2012 — Ушницкий В. В. По следам предков саха в Центральной Азии и в юге Сибири. Saarbrȕcken: LAP (Lambert Academic Publishing), 2012. 312 с.

28. Хаккарайнен, Штырков 2015 — Хаккарайнен М. В. Шаманизм. Штырков С. А. Религиозная жизнь Сибири и Дальнего Востока: Материалы к учебнику / науч. ред. Н. Б. Вахтин. СПб.: Нестор-История, 2015. 68 с.

29. Харузина 1909 — Харузина В. Н. К вопросу о почитании огня // Этнографическое обозрение. 1909. № 3–4. С. 68–205.

30. Чиркова 2002 — Чиркова А. К. Шаман: Жизнь и бессмертие. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. 272 с.

31. Ястремский 1897 — Ястремский C. B. Остатки старинных верований у якутов // Известия Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. 1897. Т. 28. № 4. С. 226–255.


Рецензия

Для цитирования:


Гоголев А.И., Стручкова Н.А., Яковлева К.М., Михайлова С.М., Михайлова С.А. Дуализм в шаманской практике якутов. Oriental Studies. 2024;17(5):1053-1065. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1053-1065

For citation:


Gogolev A.I., Struchkova N.A., Yakovleva K.M., Mikhailova S.M., Mikhailova S.A. Dualism in Yakut Shamanic Practices. Oriental Studies. 2024;17(5):1053-1065. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1053-1065

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)