Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Обряд сэтэр татаха и культ почитания духов воды у монгольских народов

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1066-1075

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению архаических пластов традиционной культуры монгольских народов, основанных на почитании воды, водных источников и, в частности, анализу культа водных духов. Целью исследования является описание ритуала почитания хозяи­на воды Луусан-хана с посвящением ему жертвенного животного сэтэр. Материалы и методы. Достижение данной цели осуществляется посредством использования этнографических и фольклорных источников бурят и монголов. Основным источником послужил текст рукописи на монгольском языке под названием «Luus-un qaγan-u seter-ün sudur bui» («Сутра сэтэра Луусан-хана») из фондов Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Результаты. В статье проведен источниковедческий анализ манускрипта, текст которого впервые вводится в научный оборот. Исследована семантика обряда сэтэр татаха и его элементов, определены мотивы обменов и умилостивлений во время поклонения воде и водным хозяевам, установлены мифоритуальные параллели культа почитания воды с традиционными мировоззрениями тюрко-монгольских народов. Определено, что с точки зрения своего назначения данный обрядовый текст позволяет понять основные направления развития бурятских ритуальных практик конца XIX – начала XX в. Выводы. Выявлено, что обряд сэтэр татаха входил в круг ритуального комплекса бурят и имел большое значение для хозяйственной деятельности скотоводов. Установлено, что исследуемый письменный источник относится к ритуальным текстам синкретического характера, предназначенным для совершения религиозно-бытовых культов и практик, среди которых одним из уникальных и редких является культ почитания водного покровителя Луусан-хана. 

Об авторе

Суржана Борисовна Миягашева
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Россия

кандидат исторических наук, научный сотрудник



Список литературы

1. Абаева 2022 — Абаева Л. Л. Феномен сакрализации воды в религиозных доминантах монгольских народов // Власть. 2022. Т. 30. № 6. С. 262—268.

2. Бадмаев 2014 — Бадмаев А. А. О шаманском обряде посвящения животных «сэтэрлэх» у закаменских хонгодоров // Проблемы архео­логии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2014. Т. 20. С. 334–336.

3. Бадмаев 2018 — Бадмаев А. А. Подводный мир в традиционном мировоззрении бурят // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17. № 3. С. 148–155.

4. Бакаева 2003 — Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: Джангар, 2003. 358 с.

5. Бутанаев, Монгуш 2005 — Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2005. 196 с.

6. Вяткина 1968 — Вяткина К. В. Культ коня у монгольских народов // Советская этнография. 1968. № 6. С. 117–122.

7. Герасимова и др. 2006 — Герасимова К. М., Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят: учебное пособие. 2-е изд. Улан-Удэ: Бэлиг, 2006. 144 с.

8. Дампилова 2017 — Дампилова Л. С. Мифологическая семантика змей (могой), хозяев вод (лус) и дракона (луу) в фольклоре монгольских народов // Традиционная культура. 2017. № 4(68). С. 182–189.

9. Жуковская 1968 — Жуковская Н. Л. Влияние монголо-бурятского шаманства и дошаманских верований на ламаизм // Проблемы этнографии и этнической истории народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Нау­ка, 1968. С. 211–236.

10. Зорин 2014 — Зорин А. В. Текст по культу Ваджрапани и восьми царей нагов в древнем тибетском свитке Дх-178 из собрания ИВР РАН // Зографский сборник. Т. 4 / отв. ред.: М. Ф. Альбедиль, Я. В. Васильков. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 170–197.

11. Кенин-Лопсан 2006 — Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. 248 с.

12. Липец 1984 — Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 262 с.

13. Лосино-серый скакун 2010 — Лосино-серый скакун // Степные были и небылицы. Улан-Удэ: Респ. информ. центр, 2010. C. 144–146.

14. Менкенова и др. 2020 — Менкенова К. В., Алжеева М. М., Эрдниева Е. А., Сельдиков А. М. Культ нагов — водных духов (усна эзн) в калмыцких народных сказках // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 12. С. 252–256.

15. Намжилов 2022 — Намжилов О. Н. О буддизме простыми словами. Улан-Удэ: Респ. тип., 2022. 424 с.

16. Нацов 1995 — Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. I / введение, перевод и примечания Г. Р. Галдановой. Улан-­Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 155 с.

17. Неклюдов 2014 — Неклюдов С. Ю. Эти каприз­ные и ленивые драконы: от паремии к мифу // Антропологический форум. 2014. № 21. С. 152–165.

18. Неклюдов 2017 — Неклюдов С. Ю. Многоликий дракон // In Umbra: демонология как семиотическая система: альманах. Вып. 6. М.: Индрик, 2017. С. 157–202.

19. Неклюдов 2019 — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М.: Индрик, 2019. 520 с.

20. Нестеров 1990 — Нестеров С. П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск: Наука, 1990. 141 c.

21. Потанин 1883 — Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии: результаты путешествия, исполн. в 1876–1877 г. по поручению Имп. Рус. геогр. о-ва чл. сотр. оного Г. Н. Потаниным. Вып. 4. Материалы этнографические. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. 1025 с., илл.

22. Содномпилова 2009 — Содномпилова М. М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2009. 366 с.

23. Содномпилова, Нанзатов 2014 — Содномпилова М. М., Нанзатов Б. З. Зөв зус, или «правильная» масть лошади в коневодческой культуре монгольских народов: символика масти // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2014. № 3(15). С. 100–116.

24. Цыденов 2012 — Цыденов Э. М. К некоторым обрядам в современном бурятском шаманизме // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 8. С. 242–247.

25. Терентьев 2014 — Терентьев В. И. Религиозные практики кочевников Западной Монголии: обычай сэтэртэй мал у дербетов // Антропологический форум. 2014. № 22. С. 191–211.

26. Хангалов 2021 — Хангалов М. Н. Собрание сочинений: в 3 тт. Т. I. Улан-Удэ: НоваПринт, 2021. 568 с.

27. Эрдэнэболд 2012 — Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало ХХ в.). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2012. 194 с.

28. Сухбаатар 1997 — Сухбаатар О. Монгол хэлний харь Yгийн толь (= Словарь заимствованных слов монгольского языка). Улаанбаатар: Адмон, 1997. 233 х.

29. Annotated catalogue 2006 — Annotated catalogue of the collection of Mongolian manuscripts and xylographs M II of the Institute of Mongolian, Tibetan and Buddhist studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. (CNEAS Monograph Series, No. 24). Compiled by Nikolay Tsyrempilov, edited by Tsymzhit Vanchikova. Sendai: Tohoku University, 2006. 210 p.

30. Nebesky-Wojkowitz 1993 — Rene de Nebesky-Wojkowitz. Oracle and Demons of Tibet. The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Dei­ties.Varanasi: Published by Book Faith India, 1993. 572 p.

31. Luus-un — Luus-un qaγan-u seter-ün sudur bui («Сутра сэтэра Луусан-хана»): рукопись формата потхи, 10 х 34 (8,5 х 29,5) см // Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Ф. М-II. Инв. № 498 (На монг. яз.).


Рецензия

Для цитирования:


Миягашева С.Б. Обряд сэтэр татаха и культ почитания духов воды у монгольских народов. Oriental Studies. 2024;17(5):1066-1075. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1066-1075

For citation:


Miyagasheva S.B. The Rite of Seter Tatakh and the Cult of Water Spirits among the Mongolic Peoples. Oriental Studies. 2024;17(5):1066-1075. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1066-1075

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)