Иерархическая и символическая структура объектов Прибежища
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1096-1105
Аннотация
В статье рассматривается иерархическая и символическая структура объектов, визуализируемых в практике принятия обета Прибежища. Цель статьи — выявить иерархическую и символическую структуру объектов Прибежища, определить их роль и значение в практике духовного самосовершенствования в буддизме. Материалы и методы. Для данного исследования привлечена ойратская рукопись руководства к практике Прибежища, составленная в конце XVII в. При анализе текста, исходя из поставленной цели, использовался междисциплинарный подход, включавший методы философского, религиоведческого и текстологического анализа. Результаты. Тексты руководств практики Прибежища представляют особый вид буддийской литературы, в содержании которых этико-религиозные наставления даются в тесной связи с техникой визуализации конкретных объектов почитания. На ойратском «ясном письме» известна рукопись под названием «Дверь, ведущая в Учение, размышление о руководстве к практике Прибежища, именуемое „Утолитель чаяний благочестивых“» («Šaǰind-du oroxoyin öüden itegeliyin kötölböriyin sedkilge sayin xubitani erel xangγaqči kemēkü orošibo»). Текст этого руководства является оригинальным ойратским сочинением, составленным в конце XVII в. Среди других произведений подобного вида данное руководство выделяется структурой, объемом и содержанием. В нем содержатся не только традиционные наставления по технике визуализации объектов Прибежища и способов получения новых знаний в процессе медитативной практики, но и около двух десятков нарративов дидактического содержания. Согласно традиции буддизма, только принявший обет Прибежища считается вступившим на путь просветления. Исходя из такой цели, выстраивается иерархия объектов Прибежища и вербальная аффирмация, способствующая закреплению в сознании объектов почитания.
Об авторе
Баазр Александрович БичеевРоссия
доктор философских наук, профессор
Список литературы
1. Бичеев 2004 — Бичеев Б. А. «Иткл» — Обет Прибежища в буддизме. Традиционалистский ресурс психотехники в этническом сознании калмыков. Элиста: КалмГУ, 2004. 80 с.
2. Бичеев 2015 — Бичеев Б. А. История публикаций ойратского перевода «Сутры Золотого света» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 4. С. 157–160.
3. Бичеев, Тюмидова 2023 — Бичеев Б. А., Тюмидова М. Е. Ойратский текст «Руководство к практике Прибежища» // Народы и религии Евразии. 2023. № 28(4). С. 59–72. DOI: 10.14258/nreur(2023)4-04
4. Бурмистров 2022 — Бурмистров С. Л. Учение о Трех Прибежищах в индийской махаяне // Религиоведение. 2022. № 4. С. 55–67. DOI: 10.22250/20728662_2022_4_55
5. Вангьял 1993 — Вангьял Геше. Лестница, украшенная драгоценностям /пер. с англ. Н. Овшиновой. Элиста: Либон, 1993. 192 с.
6. Джанжа Ролби 1997 — Джанжа Ролби Дорже. Древо Собрания Трехсот Изображений. СПб.: Алга-Фонд, 1997. 130 с.
7. Лувсанбалдан 1975 — Лувсанбалдан Х. Тод үсэгтүүний дурсгалууд (= «Ясное письмо» и его наследие).Уланбаатар: Шинжлэх Ухааны Академийн хэвлэх, 1975. 356 с.
8. Минаев 1887 — Минаев И. П. Буддийский символ веры // Записки восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. 1. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. С. 203–207.
9. Пакчок 2016 — Пакчок Тенпа. Буддийское Прибежище (как стать буддистом). Элиста: Золотая обитель Будды Шакьямуни, 2016. 40 с.
10. Позднеев 1887 — Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. 492 c.
11. Раднабхадра 1999 — Раднабхадра. «Лунный свет»: История рабджамЗая-пандиты / пер. с ойр. Г. Н. Румянцева и А. Г. Сазыкина. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 176 с.
12. Сазыкин 2001 — Сазыкин А. Г. Каталог монгольских рукописей и ксилографов Института востоковедения Академии наук СССР. Т. II. М.: Вост. лит., 2001. 411 с.
13. Сетенов 1914 — Сетенов Д. Руководство к познанию ламайского вероучения. С тибетского на калмыцкий язык перевел старший бакша Большедербетовского улуса ставропольских калмыков Дорже Сетенов. Пг.: Тип.Имп. Акад. наук, 1914. 111 с.
14. Тинлей 1996 — Тинлей Геше. Сутра и Тантра — драгоценности тибетского буддизма. М.: Буддийский центр ламы Цонкапы, 1996. 128 с.
15. Тинлей 1997 — Тинлей Геше. Мудрость и сострадание. Лекции о природе сознания, сострадания и мудрости. СПб.: Ясный свет, 1997. 238 с.
16. Торчинов 2007 — Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Санкт-Петерб. филос. об-во, 2007. 544 с.
17. Хальмг туульс 1968 — Хальмг туульс (= Калмыцкие сказки). 2-гч боть / сост. А. Ц. Бембеева, Ц.-Д. Номинханов. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1968. 264 с.
18. Alateng et al. 2021 — Alateng Aoqier, Yakhontova N. S., Yampolskaya N. V. Oirat Manuscripts in the Cabinet for Collecting, Cataloguing and Publishing Old Books of Ethnic Minorities in Urumqi (Part One) // Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 2021.Vol. 13. Iss. 4. Pp. 530–541.
19. Gerelmaa 2005 — Gerelmaa G. Brief Catalogy of OiratManuscripts Kept by Institute of Language and Literature. Ulaanbaatar: Соёмбо принтинг, 2005. 270 p.
20. Itegeliyin — Itegeliyin sedkilge sayin xubitani erelxangγaqči kemēkü orošibo. Ойр. рукопись, 40 л., 52×10,3 см китайская бумага, черная тушь // Рукописный фонд Института языка и литературы Академии наук Монголии. Инв. № 637(46).
Рецензия
Для цитирования:
Бичеев Б.А. Иерархическая и символическая структура объектов Прибежища. Oriental Studies. 2024;17(5):1096-1105. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1096-1105
For citation:
Bicheev B.A. Objects of Refuge: Hierarchical and Symbolic Structure. Oriental Studies. 2024;17(5):1096-1105. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1096-1105

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.