Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Чонеское издание Кангьюра: социально-археографический анализ

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1106-1114

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема социально-археографических особенностей Чонеского издания Кангьюра, хранящегося в фондах Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Цель исследования — ввести в научный оборот ранее неизвестный комплект буддийского канона из фондов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Методологическим основанием исследования является так называемая «социальная археография» с использованием отдельных положений исторической феноменологии. Социально-археографический анализ сборника способствовал пониманию исторической значимости данной единицы хранения и специфики функционирования книжных собраний буддийских сообществ в байкальском регионе в XVIII–XIX вв. Основная проблема исследования заключается в реконструкции социальных аспектов возникновения буддийского канонического наследия в российских регионах с последующей задачей — определения места данной конкретной коллекции в книжных ресурсах страны. Выводы. Содержательный анализ коллекций показал, что к началу XX в. бурятские монастыри выстроили стройную иерархическую систему буддийского книжного репертуара, в которой Кангьюры занимали центральное место. За массовым приобретением бурятскими монастырями тибетских буддийских канонов в XVIII–XIX вв. стояли элементы обеих форм социально-религиозной мотивации, практической и сотериологической. Чонеский Кангьюр, хранящийся в фондах Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, представляет собой фундаментальный материал, который является источником для многочисленных исследований, прежде всего историко-источниковедческих, но также археографических и социальных. Ввод в научный оборот Чонеского Кангьюра продемонстрировал факт того, что тибетоязычные книги составляют неотъемлемую и богатейшую часть книжных ресурсов страны, являются одним из факторов в формировании книжной культуры нации. В статье также освещаются неизвестные ранее эпизоды из истории Чонеского Кангьюра.

Об авторе

Андрей Александрович Базаров
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Россия

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Бальжурова, Бороноева 2019 — Бальжурова А. Ж., Бороноева Т. А. Иволгинский дацан: сохранение исторического памятника, создание музея // Искусство Евразии. 2019. № 4 (15). С. 255–266.

2. Бахтина и др. 2006 — Бахтина О. Н., Дутчак Е. Е., Керов В. В. «Егда чтем, Господь к нам беседует …»: к вопросу об институализации социальной археографии // Российского университета дружбы народов. Серия «История России». 2006. № 2. С. 75–85.

3. Галданова и др. 1983 — Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б., Митупов Г. Ц. Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX века: структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск: Наука, 1983. 232 с.

4. Зорин и др. 2017 — Зорин А. В., Митруев Б. Л., Сабрукова С. С., Сизова А. А. Каталог сочинений тибетского буддийского канона из собрания ИВР РАН. Вып. 1. Кагьюр и Тэнгьюр. СПб.: Вост. лит., 2017. 512 с.

5. Музраева 2012 — Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии / отв. ред. Э. П. Бакаева, науч. ред. А. А. Бурыкин. Элиста: Джангар, 2012. 224 с.

6. Музраева 2011 — Музраева Д. Н. Молитвенные сборники (ранние памятники калмыцкого кириллического письма) как источник изучения буддийской литературы и письменной культуры калмыков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». 2011. № 7 (61). С. 121–125.

7. Нацов 1998 — Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии / предисл., пер., примеч. и глоссарий Г. Р. Галдановой. Ч. 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1998. 186 с.

8. Синицын 2013 — Синицын Ф. Л. «Красная буря»: Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг. СПб.: Изд. А. Терентьева и Фонда «Сохраним Тибет», 2013. 528 с.

9. Сыртыпова, Гармаева, Дашиев 2006 — Сыртыпова С. Д., Гармаева Х. Ж., Дашиев Д. Б. Тибетский фонд ЦВРК ИМБТ СО РАН: структура и содержание. Улан-Удэ: СО РАН БНЦ, 2006. 226 с.

10. Цыремпилов 2013 — Цыремпилов Н. В. Буддизм и империя: бурятская буддийская община в Росcии (ХVIII – нач. ХХ в.). Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2013. 338 с.

11. Успенский 2011 — Успенский В. Л. Экспедиция барона П. Л. Шиллинга фон Канштадта в Сибирь в 1830–1832 годы и её значение для тибетологии и монголоведения // Рериховское наследие: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Т. VIII: Н. К. Рерих и его современники. Архитекторы и архитектура. Восток глазами Запада. СПб.: Музей‐институт семьи Рерихов, 2011. C. 292–294.

12. Nourse 2014 — Nourse Benjamin J. Canons in Context: A History of the Tibetan Buddhist Canon in the Eighteenth Century. A Dissertation // Library of University of Virginia. 2014. 239 p.


Рецензия

Для цитирования:


Базаров А.А. Чонеское издание Кангьюра: социально-археографический анализ. Oriental Studies. 2024;17(5):1106-1114. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1106-1114

For citation:


Bazarov A.A. The Choné Kangyur: A Socio-Archaeographic Analysis. Oriental Studies. 2024;17(5):1106-1114. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-75-5-1106-1114

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)