Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Экспорт образования: почему иностранцы едут учиться в российские регионы?

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1279-1294

Аннотация

Введение. Одна из задач российской системы образования — развитие образовательной мобильности, повышение экспорта российского образования. Однако для государства важно переориентировать потоки образовательных мигрантов из мегаполисов и больших городов в российские регионы. Привлечение иностранных граждан для обучения в Российской Федерации приносит целый ряд социальных, политических и экономических выгод. В последние годы все больше иностранных студентов получают образование или обучаются на факультетах довузовской подготовки в регионах страны, однако между регионами иностранные обучающиеся распределены также неравномерно. На неравномерное размещение иностранных студентов по стране влияют экономические, географические факторы, академическая репутация вузов, образовательная инфраструктура, а также неформальные, культурные связи. Цель статьи — на примере Республики Калмыкия и соседних с ней регионов рассмотреть вопросы образовательной миграции в регионы России для иностранных студентов. Материалы и методы. Для написания статьи была проанализирована статистика о количестве иностранных студентов и распределении их по регионам России, в частности в таких южнороссийских регионах, как Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский край, Республики Калмыкия и Дагестан. Проведен был социологический опрос иностранных обучающихся в Калмыцком государственном университете им. Б. Б. Городовикова. В работе применялся сравнительно-сопоставительный метод исследования. Результаты. Анализ представленности иностранных обучающихся в вузах анализируемых нами регионов в 2018–2019 учебном году показал, что наибольшее количество иностранцев обучалось в Ростовской области, однако по доле иностранных граждан в общем количестве студентов первое место заняла Астраханская область, далее — Республика Калмыкия, на третьем месте — Волгоградская область. Практически во всех регионах большая часть иностранцев обучается в медицинских и технических вузах. Проведенный опрос показал, что важными факторами выбора России для учебы являются качество и доступность образования, хорошие условия жизни, а также перспектива дальнейшего обучения и устройства на работу, получения гражданства. На выбор региона, а именно Калмыкии, влияют в основном советы знакомых, родственников, уже когда-либо обучавшихся в регионе, невысокая по сравнению с другими регионами и большими городами стоимость обучения и стоимость проживания в общежитии. Небольшие размеры столицы Калмыкии — г. Элисты многие иностранные студенты также выделили как преимущество, чтобы не тратить время на дорогу. Выводы. Анализ распределения иностранных студентов в анализируемой группе южнороссийских регионов показал, что более крупные регионы, такие как Ростовская область, Волгоградская область, Ставропольский край, Республика Дагестан, не используют свой потенциал по привлечению иностранных студентов в полной мере. 

Об авторах

Ноган Вячеславовна Бадмаева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия

младший научный сотрудник 



Ирина Эрдниевна Чимбеева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия

младший научный сотрудник 



Список литературы

1. Алексеева 2012 — Алексеева Е. Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. 2012. Серия 18: Социология и политология. № 4. С. 113–136.

2. Арефьев 2020 — Арефьев А. Л. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Вып. 10. М.: Мин-во науки и высшего образования, ГИРЯ им. А. С. Пушкина. 2020. 557 с.

3. Бадмаева 2023 — Бадмаева Н. В. Численность обучающихся в системе высшего образования: статистический анализ данных по Республике Калмыкия на фоне общероссийских данных // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2023. № 4. С. 173–194. DOI: 10.22162/2587-6503-2023-4-173-193

4. Бежанова и др. 2019 — Бежанова Е. Х., Шхагошев Р. В., Шетов А. А. Анализ и оценка влияния различных факторов на динамику численности студентов вузов России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 4. С. 90–95.

5. Волох, Гришаева 2017 — Волох В.А., Гришаева С. А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 1. С. 80–87.

6. Гусейн-Заде, Деревянченко2021 — Гусейн-Заде Р. Г.-К., Деревянченко А. А. Иностранные студенты в российских вузах // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. С. 139–156.

7. Доклад о реализации 2024 — Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования [электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Министерство науки и высшего образования РФ. 2024 г. URL: http://static.government.ru/media/files/9FSaRZ2GJ7GRZc1hTICXDQAV9orIaXtI.pdf (дата обращения: 20.10.2024).

8. Информация о количественных 2023 — Информация о количественных и качественных данных о студентах КалмГУ, а также в Башантинском колледже им. Ф. Г. Попова за период с 2018 по 2022/2023 учебный год. ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова». Исх. № 38-12/3047 от 14.07.2023 (сведения предоставлены университетом по нашему запросу).

9. Исходящее письмо... — Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова. Исходящее письмо № 14-121818 от 28.03.2024.

10. Количество иностранных граждан 2018–2021 — Количество иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. 2018–2021 [электронный ресурс] // Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59950 (дата обращения: 22.10.2024).

11. Лебедева 2022 — Лебедева Т. В. Влияние международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. № 4 (47). С. 23–39.

12. Лебедева 2024 — Лебедева Т. В. Особенности современной международной образовательной иммиграции в российских регионах // Проблемы развития территории. 2024. Т. 28. № 1. С. 132–146.

13. Распределение численности 2018–2023 — Распределение численности студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), по источникам финансирования в разрезе субъектов Российской Федерации. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». 2018–2023 гг. [электронный ресурс] // Минобрнауки РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 20.10.2024).

14. Решение по итогам совещания 2023 — Решение по итогам совещания на тему «О повышении привлекательности российского образования для иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации» от 19 апреля 2023 года [электронный ресурс] // Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. URL: http://science.council.gov.ru/activity/activities/other_activities/146322/ (дата обращения: 20.10.2024).

15. Рязанцев и др. 2019 — Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Безвербный В. А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 2. С. 420–435.

16. Суворова, Бронников 2019 — Суворова В. А., Бронников И. А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации// Управление. 2019. № 4. С. 131–139.

17. Торкунов 2013 ― Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4(25). С. 85–93.

18. Фофанова, Сычев 2018 — Фофанова К. В., Сычев А. А. К проблеме привлечения иностранных студентов в российские регионы // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2018. № 3. C. 1–8. DOI: 10.24411/2618-8120-2018-00022


Рецензия

Для цитирования:


Бадмаева Н.В., Чимбеева И.Э. Экспорт образования: почему иностранцы едут учиться в российские регионы? Oriental Studies. 2024;17(6):1279-1294. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1279-1294

For citation:


Badmaeva N.V., Chimbeeva I.E. Export of Education: Why Foreigners Prefer to Study in Russian Regions. Oriental Studies. 2024;17(6):1279-1294. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1279-1294

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)