Экспорт образования: почему иностранцы едут учиться в российские регионы?
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1279-1294
Аннотация
Введение. Одна из задач российской системы образования — развитие образовательной мобильности, повышение экспорта российского образования. Однако для государства важно переориентировать потоки образовательных мигрантов из мегаполисов и больших городов в российские регионы. Привлечение иностранных граждан для обучения в Российской Федерации приносит целый ряд социальных, политических и экономических выгод. В последние годы все больше иностранных студентов получают образование или обучаются на факультетах довузовской подготовки в регионах страны, однако между регионами иностранные обучающиеся распределены также неравномерно. На неравномерное размещение иностранных студентов по стране влияют экономические, географические факторы, академическая репутация вузов, образовательная инфраструктура, а также неформальные, культурные связи. Цель статьи — на примере Республики Калмыкия и соседних с ней регионов рассмотреть вопросы образовательной миграции в регионы России для иностранных студентов. Материалы и методы. Для написания статьи была проанализирована статистика о количестве иностранных студентов и распределении их по регионам России, в частности в таких южнороссийских регионах, как Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский край, Республики Калмыкия и Дагестан. Проведен был социологический опрос иностранных обучающихся в Калмыцком государственном университете им. Б. Б. Городовикова. В работе применялся сравнительно-сопоставительный метод исследования. Результаты. Анализ представленности иностранных обучающихся в вузах анализируемых нами регионов в 2018–2019 учебном году показал, что наибольшее количество иностранцев обучалось в Ростовской области, однако по доле иностранных граждан в общем количестве студентов первое место заняла Астраханская область, далее — Республика Калмыкия, на третьем месте — Волгоградская область. Практически во всех регионах большая часть иностранцев обучается в медицинских и технических вузах. Проведенный опрос показал, что важными факторами выбора России для учебы являются качество и доступность образования, хорошие условия жизни, а также перспектива дальнейшего обучения и устройства на работу, получения гражданства. На выбор региона, а именно Калмыкии, влияют в основном советы знакомых, родственников, уже когда-либо обучавшихся в регионе, невысокая по сравнению с другими регионами и большими городами стоимость обучения и стоимость проживания в общежитии. Небольшие размеры столицы Калмыкии — г. Элисты многие иностранные студенты также выделили как преимущество, чтобы не тратить время на дорогу. Выводы. Анализ распределения иностранных студентов в анализируемой группе южнороссийских регионов показал, что более крупные регионы, такие как Ростовская область, Волгоградская область, Ставропольский край, Республика Дагестан, не используют свой потенциал по привлечению иностранных студентов в полной мере.
Об авторах
Ноган Вячеславовна БадмаеваРоссия
младший научный сотрудник
Ирина Эрдниевна Чимбеева
Россия
младший научный сотрудник
Список литературы
1. Алексеева 2012 — Алексеева Е. Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. 2012. Серия 18: Социология и политология. № 4. С. 113–136.
2. Арефьев 2020 — Арефьев А. Л. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Вып. 10. М.: Мин-во науки и высшего образования, ГИРЯ им. А. С. Пушкина. 2020. 557 с.
3. Бадмаева 2023 — Бадмаева Н. В. Численность обучающихся в системе высшего образования: статистический анализ данных по Республике Калмыкия на фоне общероссийских данных // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2023. № 4. С. 173–194. DOI: 10.22162/2587-6503-2023-4-173-193
4. Бежанова и др. 2019 — Бежанова Е. Х., Шхагошев Р. В., Шетов А. А. Анализ и оценка влияния различных факторов на динамику численности студентов вузов России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 4. С. 90–95.
5. Волох, Гришаева 2017 — Волох В.А., Гришаева С. А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 1. С. 80–87.
6. Гусейн-Заде, Деревянченко2021 — Гусейн-Заде Р. Г.-К., Деревянченко А. А. Иностранные студенты в российских вузах // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. С. 139–156.
7. Доклад о реализации 2024 — Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования [электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Министерство науки и высшего образования РФ. 2024 г. URL: http://static.government.ru/media/files/9FSaRZ2GJ7GRZc1hTICXDQAV9orIaXtI.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
8. Информация о количественных 2023 — Информация о количественных и качественных данных о студентах КалмГУ, а также в Башантинском колледже им. Ф. Г. Попова за период с 2018 по 2022/2023 учебный год. ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова». Исх. № 38-12/3047 от 14.07.2023 (сведения предоставлены университетом по нашему запросу).
9. Исходящее письмо... — Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова. Исходящее письмо № 14-121818 от 28.03.2024.
10. Количество иностранных граждан 2018–2021 — Количество иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. 2018–2021 [электронный ресурс] // Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59950 (дата обращения: 22.10.2024).
11. Лебедева 2022 — Лебедева Т. В. Влияние международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. № 4 (47). С. 23–39.
12. Лебедева 2024 — Лебедева Т. В. Особенности современной международной образовательной иммиграции в российских регионах // Проблемы развития территории. 2024. Т. 28. № 1. С. 132–146.
13. Распределение численности 2018–2023 — Распределение численности студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), по источникам финансирования в разрезе субъектов Российской Федерации. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». 2018–2023 гг. [электронный ресурс] // Минобрнауки РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 20.10.2024).
14. Решение по итогам совещания 2023 — Решение по итогам совещания на тему «О повышении привлекательности российского образования для иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации» от 19 апреля 2023 года [электронный ресурс] // Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. URL: http://science.council.gov.ru/activity/activities/other_activities/146322/ (дата обращения: 20.10.2024).
15. Рязанцев и др. 2019 — Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Безвербный В. А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 2. С. 420–435.
16. Суворова, Бронников 2019 — Суворова В. А., Бронников И. А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации// Управление. 2019. № 4. С. 131–139.
17. Торкунов 2013 ― Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4(25). С. 85–93.
18. Фофанова, Сычев 2018 — Фофанова К. В., Сычев А. А. К проблеме привлечения иностранных студентов в российские регионы // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2018. № 3. C. 1–8. DOI: 10.24411/2618-8120-2018-00022
Рецензия
Для цитирования:
Бадмаева Н.В., Чимбеева И.Э. Экспорт образования: почему иностранцы едут учиться в российские регионы? Oriental Studies. 2024;17(6):1279-1294. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1279-1294
For citation:
Badmaeva N.V., Chimbeeva I.E. Export of Education: Why Foreigners Prefer to Study in Russian Regions. Oriental Studies. 2024;17(6):1279-1294. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1279-1294

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.