Традиция «Мавлид» в творчестве поэтов Средней Азии начала ХХ в.: историко-литературный аспект
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1295-1308
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию литературной традиции «Мавлид» в творчестве среднеазиатских поэтов начала XX в. на примере казахской и узбекской поэзии. Литература Средней Азии является результатом синтеза ислама и тюркского мира, в ней в религиозно-просветительских целях говорилось об истории возникновения ислама, разрабатывались мотивы, сюжеты, образы из Корана, хадисов и других религиозных текстов. Литературная традиция «Мавлид», посвященная празднованию дня рождения Пророка Мухаммеда (С. А. В.), занимает важное место в мусульманской культуре. В литературе Средней Азии начала ХХ в. эта традиция приобрела особое звучание, сочетая в себе элементы классической исламской литературы и местные культурные особенности. Цель исследования — рассмотреть историю становления литературной традиции «Мавлид», тематическое и жанровое своеобразие произведений о мавлиде, а также роль данных произведений в мире ислама. Материалы и методы. В статье проводится историко-литературный анализ произведений о мавлиде казахских и узбекских поэтов исследуемого периода, в частности дастанов муллы Юлдашбая Хилватий «Мавлид-и Шариф» и Шади Жангирулы «Сияр-Шариф». При работе с данными текстами были использованы материалы фонда Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан и рукописного фонда Научно-исследовательского института тюркологии Международного казахско-турецкого университета имени А. Ясави. Результаты. Описаны тематика данных произведений, их жанровое и художественное своебразие, выявлены основные ссылки и реминисценции из Корана и хадисов, раскрыт их большой воспитательный потенциал в передаче религиозных и нравственных ценностей, в укреплении веры и национальной идентичности. Выводы. Данные религиозно-литературные тексты внесли значительный вклад в развитие традиций «Мавлид» в узбекской и казахской литературах в начале ХХ в.
Ключевые слова
Об авторах
Хамидулла Хабибуллаевич ТаджиевРоссия
PhD (доктор философии), доцент
Майгуль Тулегеновна Шакенова
Россия
кандидат филологических наук, доцент
Список литературы
1. Акамов 2012 — Акамов А. Особенности жанра мавлида в кумыкской духовной литературе. // Востоковедение (Гуманитарный вектор). 2012. № 4 (32). С. 184–189.
2. Исматуллах 2001 — Исматуллах А. Мулла Йулдош Хилватий. Девон. Ташкент: Фан. 2001. 95 с.
3. Керімбай, Төлеген 2017 — Керімбай С., Төлеген М. Яссауи Феномені. Отбасы хрестоматиясы (= Феномен Ясави. Семейная антология). Алматы: Орхон, 2017. 456 б.
4. Көпейұлы 2023 — Көпейұлы М. Ж. Таңдамалы шығармалар жинағы (= Сборник избранных произведений). Үшінші кітап / Құрастырып, баспаға дайындаған К. Мұстафаева. Алматы, 2023. 336 бет.
5. Кыдыр 2016 — Кыдыр Т. Мұхаммед пайғамбардың көркем бейнесінің әдебиетте жырлану ерекшеліктері (= Особенности воспевания образа Пророка Мухаммеда в литературе) // ҚазҰУ Хабаршысы. Шығыстану Сериясы. 2016. № 1. Т. 76. Б. 241–245.
6. Османова 2021 — Османова М. Н. Маргиналии рукописных Коранов нагорного Дагестана как исторический источник // Научный диалог. 2021. № 2. С. 371–384. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-2-371-384.7
7. Сибагатов 2016 — Сибагатов Ф. Ш. Жанр мавлюд в башкирской литературе начала ХХ в. // Oriental Studies. 2016. Т. 9. № 2. С. 139–145. DOI: 10.22162/2075-7794-2016-23-1-139-145
8. Таджиев и др. 2020 — Таджиев Х., Хасанов Н., Кыдыр Т. Следы Ахмада Яссави в религиозно-просветительской литературе Туркестана конца XIX – начала XX века. // Исследовательский журнал «Тюркская культура и Hacı Bektaş Veli». № 96. 2020. Pp. 319–344. DOI: 10.34189/hbv.96.014
9. Таджиев, Кыдыр 2024 — Таджиев Х., Кыдыр Т. Алтын Орда және ХХ ғасыр басындағы қазақ әдебиеті: рухани үндестік — дәстүр жалғастығы (= Золотая Орда и казахская литература начало ХХ века: духовная гармония — преемственность традиции). Шымкент: Қанағат баспасы, 2024. 308 б.
10. Тажудинова 2014 — Тажудинова С. Ш. К проблеме типологии жанра «Мавлид» в творчестве Али-Гаджи из инхо: историко-литературный аспект [электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16211 (дата обращения: 31.07.2024).
11. Тажудинова 2015 — Тажудинова С. Ш. Образ Пророка Мухаммада в «Мавлиде» Али-Гаджи из Инхо // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. №. 1. С. 113–115.
12. Тримингэм 1989 — Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе / пер. с англ. М.: Наука, 1989. 328 с.
13. Хасанов и др. 2022 — Хасанов Н., Кыдыр Т., Таджиев Х. Взгляд на религиозно-просветительскую литературу Туркестана конца XIX - начала XX веков (на примере Сарями, Мухайира, Хазини) // Тюркская культура и Hacı Bektaş Veli. №. 101. 2022. Pp. 187–210. DOI: 10.34189/hbv.101.006
14. Aksoy 2006 — Aksoy H. Türk Edebiyatında Mevlidler. Türkler. Т. 12. Ankara: Yeni Türkiye Yayınevi, 2006. Pp. 758–760.
15. Banarlı 2013 — Banarlı N. Büyük Nazireler Mevlid Ve Mevlid’de Milli Çizgiler // Marmara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi. 1. Sy. 1 (Aralık, 2013). DOI: 10.15370/muifd.29098
Рецензия
Для цитирования:
Таджиев Х.Х., Шакенова М.Т. Традиция «Мавлид» в творчестве поэтов Средней Азии начала ХХ в.: историко-литературный аспект. Oriental Studies. 2024;17(6):1295-1308. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1295-1308
For citation:
Tadzhiуev Kh.Kh., Shakenova M.T. The Mawlid Tradition in Works of Early Twentieth-Century Central Asian Poets: Historical and Literary Aspects. Oriental Studies. 2024;17(6):1295-1308. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2024-76-6-1295-1308

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.