Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Связь акциональных и вербальных кодов в бурятских обрядах для бездетных семей

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2025-78-2-421-432

Аннотация

Введение. Актуальность работы обусловлена отсутствием специальных исследований по теме бездетности в монголоведной фольклористике с позиции связи вербального компонента со структурой обрядового действа. Впервые предлагается сравнительное исследование внутри одного обряда в диахронном срезе и с другими региональными обрядами в синхронном аспекте, что позволит выявить взаимосвязь вербальных и акциональных кодов. Целью данного исследования является выявление связи акционального и вербального компонентов обряда, задачи связаны с определением устойчивых мотивов и символов, сохранившихся в культурных кодах традиционного обряда. Методы. Для выявления особенностей архитектоники и семантики обрядового действа используется структурно-семиотический метод анализа совместно c методом типологизации. Исследование проводится с позиции «включенного наблюдения», что способствует выявлению того, как носители этнической культуры понимают и объясняют свои традиционные ритуальные практики. Результаты. В статье рассматриваются в сравнительном аспекте во времени и пространстве три обрядовых действа, относящиеся к западным бурятам. Исследуемые баргузинские и кабанские буряты относятся к западным бурятам (верхоленским эхиритским родам, переселившимся с Предбайкалья в Прибайкалье три века назад). Обряд баргузинских бурят для бездетных семей проводился в начале XX в. и тесно связан с их древними мифологическими традициями поклонения огню. В обряде «Суд старух» западных бурят, проводившемся приблизительно в это же время, акциональный код отличается прагматическим аспектом, вербальная часть частично соответствует семантике обрядового действа предыдущего обряда. Третий обряд «Поклонение бабушке Аля» западных бурят, восходящий к шаманским традициям угощения и задабривания гневных и мстящих духов, проводился как в начале XX в., так бытует и в настоящее время. В современном варианте данного обряда актуален только акциональный код, вербальная часть сохранилась в более ранних архивных записях. Выводы. Установлено, что в синхронном срезе обряды отличаются по композиции и семантике. В обряде баргузинских бурят основное значение имеет мифологический  компонент:  шаманский ритуал просьбы души ребенка у божества огня. В обрядах «Суд старух» и «Поклонение бабушке Аля» более востребован реальный прагматический аспект: просьба у божеств увеличения силы для детородной функции. В диахронном срезе в современных обрядах наблюдается утрата вербального компонента, актуализируется пищевой код. Выявлена взаимозависимость акционального и вербального кодов в ходе обрядового действа.

Об авторе

Людмила Санжибоевна Дампилова
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (д. 6, ул. Сахьяновой, 670047 Улан Удэ, Российская Федерация)
Россия

доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник



Список литературы

1. ПМА: Инф. 1 — Будзанаева Э. Д., 1951 г. р., род бутай шоно, с. Баянгол, Баргузинский район, Республика Бурятия, 05.07.2023.

2. ПМА: Инф. 2 — Богомолова В. И., 1930 г. р., булагат, III готольский род; с. Хо-хорск, Боханский район, Иркутская область. 23.08.2010.

3. ПМ С. Д. Гымпиловой: Инф. 3 — Коняева Ж. П., 1938 г. р., булагат, III готольский род, с. Хо-хорск, Боханский район, Иркутская область. 23.08.2010.

4. ЦВРК — Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения. буддологии и тибетологии СО РАН.

5. Балдаев 1961 — Балдаев С. П. Избранное. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. 256 с.

6. Байбурин 1993 — Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 238 с.

7. Басаева 1980 — Басаева К. Д. Семья и брак у бурят: вторая половина XIX – начало XX в. Новосибирск: Наука, СО, 1980. 224 с.

8. Галданова 1987 — Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 116 с.

9. Дампилова 2024 — Дампилова Л. С. Мотив бездетности в мифе о первопредках бурят // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2024. Т. 83. № 4. С. 40–46.

10. Манжигеев 1978 — Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М.: Наука, 1978. 125 с.

11. Небесная 1992 — Небесная дева лебедь: Бурятские сказки, предания и легенды / сост., запись И. Е. Тугутова, А. И. Тугутова; пер. и предисЛ. А. И. Тугутова; коммент. И. Е. Тугутова, А. И. Тугутова, Л. Н. Нуркаевой. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. 368 с.

12. Неклюдов 1992–1993 — Неклюдов С. Ю. Полистадиальный образ духа — хозяина, хранителя и создателя огня в монгольской мифологической традиции // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 1992–1993. T. XLVI (2–3). P. 311–321.

13. Николаева, Дампилова 2023 — Николаева Н. Н., Дампилова Л. С. Функции шаманов в бурятской эпической традиции // Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 3. С. 647–659. doi: 10.22162/2619-0990-2023-67-3-647-659

14. Обряды 2002 — Обряды в традиционной культуре бурят / Д. Б. Батоева, Г. Р. Галданова, Д. А. Николаева, Т. Д. Скрынникова. М.: Вост. лит., 2002. 222 с.

15. Потанин 1883 — Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. Материалы этнографические. СПб.: Тип. Киршбаума, 1883. 1026 с.

16. Содномпилова и др. 2021 — Содномпилова М. М., Башкуев В. Ю., Нанзатов Б. З. Человек в традиционной культуре и медицине тюрко-монгольских народов Внутренней Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2021. 310 с.

17. Толстой 1995 — Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995.

18. С. 167–184.

19. Топоров 1988 — Топоров В. Н. О ритуале: введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: [б. и.], 1988. С. 5–60.

20. Тюпа 2021 — Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021. 270 с.

21. Хабунова и др. 2024 — Хабунова Е. Э., Дампилова Л. С., Эльбикова Б. В. Здоровье как главная ценность жизни в благопожеланиях монгольских народов // Монголоведение. 2024. Т. 16. № 2. С. 400–412. doi: 10.22162/2500-1523-2024-2-400-41

22. Хангалов 1960 — Хангалов М. Н. Собр. соч. В 3 тт. Т. 3. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. 421 с.

23. Хандагурова 2008 — Хандагурова М. В. Обрядность кудинских и верхоленских бурят во второй половине ХХ в. (бассейнов верхнего и среднего течения рек: Куда, Мурино и Каменка). Иркутск: Амтера, 2008. 267 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дампилова Л.С. Связь акциональных и вербальных кодов в бурятских обрядах для бездетных семей. Oriental Studies. 2025;18(2):421-432. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2025-78-2-421-432

For citation:


Dampilova L.S. The Connection between Actional and Verbal Codes in Buryat Rituals for Childless Families. Oriental Studies. 2025;18(2):421-432. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2025-78-2-421-432

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)