Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ БУДДИЗМА В КАЛМЫКИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринят обзор основных работ по истории буддизма в Калмыкии на современном этапе. Отмечается, что исследование буддологических проблем в целом и истории буддизма в Калмыкии, в частности, началось в республике лишь в 1970-е гг., что было обусловлено отсутствием официально зарегистрированных религиозных организаций и объединений в Калмыкии после восстановления ее автономии (1957 г.) до начала перестройки в СССР, а также атеистической политикой, проводившейся в целом в стране. Обширная историография изучения буддизма в Калмыкии, сформировавшаяся к настоящему времени, демонстрирует широту охвата тематики и глубину исследовательских интересов. Она позволяет выявить наиболее крупные из проблем, стоящих перед учеными-калмыковедами: продолжение введения в научный оборот новых исторических источников; изучение раннего периода распространения буддизма среди калмыков и их этнических предков - ойратов; сравнительно сопоставительный анализ традиций калмыков и ойратов; исследование специфики калмыцкой буддийской культуры с позиций междисциплинарного подхода; выявление путей возможного формирования централизованной общероссийской буддийской организации; а так же изучение не известных трагических страниц прошлого, в том числе репрессий против буддийского духовенства и церкви.

Об авторе

Э. П. Бакаева
Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
Россия


Список литературы

1. Авляев Г. О. Калмыцкие хурулы в XIX веке // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 56-69.

2. Алексеева П. Э. Калмыцкие путешественники конца XIX - начала XX вв. // Теегин герл. 1988. № 2. С.94-96.

3. Андреев А. И. О закрытии высшей буддийской конфессиональной школы Цаннид Чойра в Калмыкии. Письмо А. Доржиева председателю ЦИК СССР М. И. Калинину // Orient. Альманах. Вып. I. «Буддизм и Россия». СПб.: [б.и.], 1992. С. 152-158.

4. Атлас современной религиозной жизни России. Т. I-III. Отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2005, 2006, 2009. Т. I. 621 с. Т. II. 687 с. Т. III. 864 с.

5. Артыкбаев Ж. О. По маршрутам Зая-пандиты. Топонимические этюды // Монголоведение. № 1. Элиста: КИГИ РАН, 2002. С. 135-144.

6. Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. 160 с.

7. адмаев А. В. Зая-Пандита: (списки калмыцкой рукописи «биография Зая-Пандиты») Элиста: Калм. кн. изд-во, 1968а. 75 с.

8. Бадмаев А. В. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. 168 с.

9. Бадмаев А. В. Ойратская рукопись по фармакопее // Мир «ясного письма» Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 88-98.

10. Бадмаев А. В. Практический самоучитель старо-калмыцкой письменности. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1971. 100 с.

11. Бадмаев А. В. Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1968. 28 с.

12. Бадмаев Н. Домашне-религиозный быт приволжских калмыков // Астраханский вестник. 1898. № 3006. С. 2-3.

13. Бадмаев Н. Из калмыцкой жизни (калмыцкие праздники) // Астраханские епархиальные ведомости. 1899. № 8. С. 401-402.

14. Бадмаева Е. Н. Государственная политика и религиозная ситуация в Нижнем Поволжье в 1920-1930-е гг. // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. С. 25-30.

15. Бадмаева Е. Н. Историко-документальные материалы о репрессированных буддийских священнослужителях Калмыкии в конце 1920-х - начале 1930-х гг. // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: РГГУ, 2011. С. 285-292.

16. Бадмаева Е. Н. Религиозная политика Советского государства в период нэпа: на примере Калмыцкой автономной области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. Вып. № 9. История. Политология. Экономика. Информатика. № 1 (56). С. 107-113.

17. Бадмаева Е. Н. Религиозная ситуация в Калмыкии в 20-е гг. XX в. // Этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2009а. С. 332-335.

18. Бадмаева Е. Н. Религиозный фактор в трансформационном пространстве российского общества: опыт исторического прошлого // Северный Кавказ в современной геополитике России. Мат-лы рег. науч. конф. «Россия и Дагестан в новом геополитическом измерении» 25 сентября 2008 г. Махачкала: ИПФ «Наука-Дагестан», 2009б. С. 159-163.

19. Бадмаева Е. Н. Церковная политика советского государства в Калмыкии в 1921-1922 гг. // Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия. СПб.: СПб. гос. ун-т , 2000. С. 203-205.

20. Бакаева Э. П. Буддизм // Калмыки. М.: Наука, 2010. С. 406-429.

21. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии в 1957-1988 гг. // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: РГГУ, 2011. С. 118-136.

22. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.

23. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории // Буддизм России. 2009. № 42. С. 9-17.

24. Бакаева Э. П. Буддизм в современной Калмыкии и проблемы изучения шаманизма // Проблемы современного калмыковедения. Элиста: КГУ, 2001. С. 174-180.

25. Бакаева Э. П. Глава калмыцкой церкви (шаджин-лама): процедура избрания// Российское монголоведение. Бюллетень V. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001а. С. 312-324.

26. Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: НПП «Джангар», 2003. 358 с.

27. Бакаева Э. П. Из истории Большого монастыря (хурула) Его Святейшества Далай-ламы «Раши Лхунбо» / Буддизм России. 2004. №38. С. 85-90.

28. Бакаева Э. П. Из истории процесса над буддийским духовенством Калмыкии: «дело Тепкина и других» // VII Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1997 г.) Докл. рос. делегации. М.: ИВ РАН, 1997. С. 3-5.

29. Бакаева Э. П. Календарные праздники калмыков: проблемы соотношения древних верований и ламаизма (XIX - начало ХХ вв.) // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. С. 71-87.

30. Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность// Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. С. 161-200.

31. Бакаева Э. П. Об этнических группах калмыков и буддийских хурулах Малодербетовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии в конце XIX в. // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2013. № 2. С. 91-112.

32. Бакаева Э. П. Репрессии против духовенства: о закрытии высшей конфессиональной школы Чееря в Калмыкии// Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2013. №4. С. 7-14.

33. Бакаева Э. П. Сакральные места Калмыкии // Буддизм в Россиии на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012а. С. 31-42.

34. Бакаева Э. П. Центральное духовное управление буддистов: представления и реальность // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 4. С. 34-44.

35. Бакаева Э. П., Абаев Н. В., Бичелдей У. П. Ванчикова Ц. П., Лепехов С. Ю. Краткий очерк истории буддизма на территории России (до 1985 г.) // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под общ. ред. Н. Г. Очировой (Н. В. Абаев, Э. П. Бакаева, У. П. Бичелдей, Ц. П. Ванчикова, С. Ю. Лепехов, Т. М. Садалова). М.: Фонд современной истории, 2010а. С. 17-67.

36. Бакаева Э. П., Очирова Б. В. Открытие высших конфессиональных школ цанит-Чееря в Калмыкии: исторический контекст // Становление и развитие высшего профессионального образования в национальных республиках Юга России. Элиста: Изд-воКалмГУ, 2010б. С. 39-43.

37. Бакаева Э. П., Очирова Н. Г. Буддизм в Калмыкии // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под. общ. ред. Н. Г. Очировой. М.: Фонд современ. истории, 2010в. С. 69-103.

38. Бакаева Э. П., Очирова Н. Г. Введение // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под. общ. ред. Н. Г. Очировой. М.: Фонд современ. истории, 2010г. С. 7-17.

39. Бакаева Э. П., Очирова Н. Г. Заключение // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под. общ. ред. Н. Г. Очировой. М.: Фонд современ. истории, 2010д. С. 173-177.

40. Басхаев А. Н. Буддийская церковь в Калмыкии: 1900-1943 гг. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 240 с.

41. Батырева С. Г. Архитектурно-художественные традиции хурулов «Сякюсн-сюме» и «Бурхн Багшин Алтн Сюме». Этнические особенности искусства буддизма Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 2. С. 58-66.

42. Батырева С. Г. Буддийские тенденции в изобразительном искусстве Калмыкии // Буддизм России. 2009а. № 42. С. 33-36.

43. Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого старца: монголо-ойратские и бурятские параллели в живописи буддизма. Образ Белого старца в культуре калмыков // VIII Международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 5-12 августа 2002 г. Доклады рос. делегации. М., 2002. С. 171-177.

44. Батырева С. Г. Калмыцкая национальная школа культовой скульптуры и живописи // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. С. 40-57.

45. Бембеев Е. В. Бааза-багши: биография и духовная деятельность // Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 9-12.

46. Бичеев Б. А. Буддизм в Каспийском регионе // Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже III тысячелетия. Астрахань: Изд. дом «Астрахан. ун-т», 2001. С. 101-102.

47. Бичеев Б. А. Буддийский текст как сакральное пространство (на примере сургала Джибзун Дамба хутукты) // Мир буддийской культуры: наследие и современность. Чита: Экспресс-изд-во, 2010. С. 27-31.

48. Бичеев Б. А. Два списка ойратского перевода «Сутры сердца Праджняпарамиты» // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010а. С. 72-80.

49. Бичеев Б. А. «Иткл» - обет прибежища в буддизме: традиционалистский ресурс психотехники в этническом сознании калмыков. Элиста: КалмГУ, 2004. 80 с.

50. Бичеев Б. А. «Иткл» - символ буддизма Махаяны // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010б. С. 49-55.

51. Бичеев Б. А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2006. 42 с.

52. Бичеев Б. А. Ойратская версия «Истории Белой Тары» («Повести о Багамайхатун»). Элиста: КИГИ РАН, 2013. 248 с.

53. Бичеев Б. А. «Сказание о Багамай хатун» (символическая система произведения народного буддизма) // IX Междунар. конгресс монголоведов, г. Улан-Батор, 8-12 авг. 2006 г.: докл. российской делегации. М., 2006а. С. 233-238.

54. Бичеев Б. А. «Сутра Белого Старца» (к проблеме адаптации культового персонажа «Черной веры») // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность. Горно-Алтайск, 1999. С. 268-274.

55. Бичеев Б. А. Фонд ойратских рукописей комитета по делам национальностей СУАР КНР // Память мира: историко-документальное наследие буддизма М.: РГГУ, 2011. С. 240-244.

56. Борисенко И. В. Храмы Калмыкии Элиста: НПП «Джангар», 1994. 120 с.

57. Борисенко И. В., Мошулдаев Б. В. Хошеутовский хурул. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1989. 28 с.

58. Борманджинов А. Ламы калмыцкого народа: Ламы донских калмыков. Элиста: КИОН РАН, 1997. 59 с.

59. Буддийская культура и мировая цивилизация. Мат-лы III Рос. науч. конф. 22-26 сент. 2003 г. Элиста: КалмГУ, 2003. 214 с.

60. Буддийская традиция в Калмыкии в ХХ веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюд-гавджи). 1887-1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008. 190 с.

61. Буддизм России. 1995. №23. 38 с.

62. Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 136 с.

63. Бурчинова Л. С. Ламаистская церковь Калмыкии в системе российской государственности: разработка правового статуса калмыцкого духовенства в первой половине XIX в. // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 26-33.

64. Вангъял Геше. Лестница, украшенная драгоценностями / пер. с англ. Н. Овшиевой. Элиста: Либон, 1993. 192 c.

65. Викторин В. М. Ритуал «галтялган» укалмыков в сравнительно-историческом и этногенетическом аспектах изучения // Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста: КНИИИФЭ, 1989. С. 36-54.

66. Викторин В. М. Ритуальный жертвенный праздник священного места - земли и воды («газр-усн оваа тяклгн») у «мочажных» калмыков-торгутов: по наблюдениям и записям в с. Восточное (Кисин) Икрянинского района Астраханской области 22 июня 1986 г. // Традиции живая нить. Материалы по этнографии Астраханского края. Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. консерватории, 2003. Вып. 8. С. 59-68.

67. Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. 132 с.

68. Гордеев А. Буддийская сангха Калмыкии. Элиста: б/и, 1995. 70 c.

69. Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - начало XX в.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 128 с.

70. Дорджиева Г. Ш. Буддизм Калмыкии в вероисповедной политике Российского государства (середина XVII - начало XX вв.). Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. 203 с.

71. Дорджиева Г. Ш. Буддизм у калмыков // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Элиста: Издат. дом «Герел», 2009. Т. 3. С. 218-259.

72. Дорджиева Г. Ш. Буддийская церковь Калмыкии в конце XIX - первой половине XX в. М., 2001. 181 с.

73. Дорджиева Г. Ш. Ламаистская церковь в Калмыкии как феодальный собственник и эксплуататор // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста: КНИИЯЛИ, 1980. С. 8-22.

74. Дорджиева Г. Ш. Религиозная политика Советской власти в Калмыкии в конце 20-х - 30-х гг. XX века // Буддизм России. 2009а. № 42. С. 18-24.

75. Дорджиева Г. Ш. Репрессированное буддийское духовенство в Калмыкии. Элиста: издво КалмГУ, 2014. 191 с.

76. Дорджиева Г. Ш. Социальная роль ламаизма и основные вехи его распространения среди ойратов и калмыков // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 5-13.

77. Дорджиева Д. А. Репрессии против духовенства в Калмыкии (1917-1940-е гг.). Автореф. дис… канд. ист. наук. Ставрополь, 2007. 22 с.

78. Жуковская Н. Л. Буддийские организации Москвы // Москва: народы и религии. М.: ИЭА РАН, 1997. С. 118-133.

79. Заклинания. На калм. яз. / сост., подготовка текстаВ. П. Дарбаковой. Элиста: Калм. кн. издво, 1994. 98 с.

80. Зальвр. Автор-составитель В. П. Дарбакова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1996. 144 с.

81. История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под общ. ред. Н. Г. Очировой (Н. В. Абаев, Э. П. Бакаева, У. П. Бичелдей, Ц. П. Ванчикова, С. Ю. Лепехов, Т. М. Садалова). М.: Фонд современ. истории, 2010. 392 с.

82. Йор. Автор-составитель В. П. Дарбакова. Элиста: НПП «Джангар», 2009. 160 с.

83. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста: Калм. кн. издво, 1969. 204 с.

84. Калмыцкие молитвы / сост. Дандырова Н.М. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 160 с.

85. Кануков Х. Б. Будда-ламаизм и его последствия. Астрахань: Калмиздат «Красный калмык», 1928. 94 с.

86. Китинов Б. У. Основные этапы распространения и особенности буддизма у ойратов (XIII - сер. XVII в.). Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1996. 23 с.

87. Китинов Б. У. Cвященный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII - XVII вв.). Подред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2004. 190 с.

88. Кузнецова А. И. Буддийские организации Москвы // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. С. 256-292.

89. Кукеев А. Г. Калмыцко-тибетские культурно-религиозные отношения на современном этапе // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. Мат-лы Междунар. науч. конф., г. Элиста, 13-18 сент. 2009 г.: в 2 ч. Ч. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2009. С. 580-582.

90. Кукеев А. Г. К вопросу о современном состоянии буддизма в Калмыкии // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1 (65). Ч. 2. С.123-126.

91. Кукеев А. Г. Коллекция буддийских письменных памятников хурула «Геден Шеддуб Чойкорлинг» // Взаимодействие культур народов Прикаспия. Элиста: Изд-во КГУ, 2011а. С. 114-118.

92. Кукеев А. Г. Коллекция предметов религиозного культаизхуруловг. Лаганьип. Комсомольский // Ойраты и калмыки в истории России, Монголии и Китая: мат-лы Междунар. науч. конф., г. Элиста, 9-14 мая 2007 г.: в 3 ч. Ч. 3. Элиста: КИГИ РАН, 2008а. С. 48-50.

93. Кукеев А. Г. Неизвестный текст об обряде поклоненияБеломустарцу// Бааза-багшииего духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 72-75.

94. Кукеев А. Г. О коллекции книг Лобсанг Шерапа (В. Н. Мияева). 1970-2003 гг. // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. Вып. IV. Элиста: Изд-во КИГИ РАН, 2007. С. 96-100.

95. Кукеев А. Г. О медицинских сочинениях из разряда «Лхан-таб», хранящихся в Рукописном фонде КИГИ РАН // Трофим Алексеевич Бертагаев (к 100-летию со дня рождения). Элиста: НПП «Джангар», 2005. С. 337-340.

96. Кукеев А. Г. О проблеме перевода буддийских терминов с тибетского на русский язык // О тенденциях взаимодействия и взаимовлияния русского и национальных языков в современной России. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 137-140.

97. Кукеев А. Г. О синкретическом образе Цаган Аав // Философия и проблемы гуманитарного образования в условиях обновления общества. Элиста: Изд-во КГУ, 2006. С. 114-121.

98. Кукеев А. Г. Символическое значение образов буддийской танки «шинэ» // Источниковедение и историография стран Азии и Африки: мат-лы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 10-12 апр. 2007 г.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007а. С. 95-97.

99. Кукеев А. Г. Символическое значение образов танки с изображением сипахо // Научная мысль Кавказа. 2006а. № 3 (спецвыпуск). С. 160-162.

100. Кукеев А. Г. Текст воскурения и жертвоприношения «Erketu dedu mongko tenggeriyin sang orosubui» // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 61-64.

101. Кукеев А. Г. , Меняев Б. В. Коллекция письменных памятников из Бага-Чоносовского хурула // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 4. С. 42-46.

102. Кукеев А. Г. , Санджиев Ч. А. Религиозный синкретизм в современном буддизме (к постановке вопроса) // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1(65). Ч. 2. С. 117-120.

103. Кукеев А. Г. , Шантаев Б. А. О ступах школы Кагъю, построенных в Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 1. С. 39-41.

104. Курапов А. А. Буддизм и власть в Калмыцком ханстве: XVII-XVIII вв. Астрахань; Элиста: НПП «Джангар», 2007. 248 с.

105. Ламаизм в Бурятии XVIII -начала XX вв. Новосибирск: Наука, 1983. 235 с.

106. Ламаизм в Калмыкии / ред. В. П. Дарбакова, А. И. Наберухин, Н. Л. Жуковская. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. 112 с.

107. Ламаизм в Калмыкии ивопросынаучногоатеизма. Элиста: КНИИИФЭ, 1980. 157 с.

108. Лунный свет: калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм., ред-сост. А. В. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. 477 с.

109. Львовский Н. (Мефодий). Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии и калмыцкие хурулы: Происхождение и история. 2-е изд. Ставрополь, 1898. 172 с.

110. Максимов К. Н. Антирелигиозная политика советской власти в Калмыкии (1918-1928 гг.) // Проблемы истории массовых политических репрессий в СССР. 1953-2013: 60 лет без Сталина. Осмысление прошлого советского государства. Мат-лы VIII Междунар. науч. конф. Ч. II. Краснодар: Экоинвест, 2013. С. 167-178.

111. Максимов К. Н. Великая Отечественная война: Калмыкия и калмыки / КИГИ РАН. М.: Наука, 2007. 374 с.

112. Максимов К. Н. Исторические источники по изучению репрессивной политики советского государства против буддийского духовенствав 1920 - начале 1930 гг. // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: РГГУ, 2011. С. 275-284.

113. Максимов К. Н. Трагедия народа. Репрессии в Калмыкии. 1918-1940-е годы. М.: Наука, 2004. 311 с.

114. Марзаева М. Б. Буддийская община Карма Кагью // Проблемы развития региона в условиях трансформации общества. Элиста: КТИ ПГТУ, 2007. С. 170-175.

115. Марзаева М. Б. Буддийская традиция Сакъя в современной Калмыкии // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, г. Грозный, 16 нояб. 2007 г. Нальчик, 2008. С. 241-244.

116. Марзаева М. Б. Буддийские культовые объекты Калмыкии // Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 63-72.

117. Марзаева М. Б. К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях в современной Калмыкии // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития. Ч. II. Элиста: КИГИ РАН, 2008а. С. 74-77.

118. Марзаева М. Б. К вопросу об этноконфессиональной ситуации в Калмыкии // Народы Калмыкии: проблемы национальной идентичности и менталитета. Элиста: КГУ, 2005. С. 94-98.

119. Марзаева М. Б. «Красношапочный» буддизм в современной Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008б. № 2. С. 42-46.

120. Марзаева М. Б. О роли буддийской конфессии в развитии современной калмыцкой культуры // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1(65). Ч. 2. С. 126-130.

121. Марзаева М. Б. Особенности процесса возрождения буддизма в Республике Калмыкия // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. Вып. 7. С. 32-36.

122. Марзаева М. Б. Религиозная ситуация во 2-ой половине ХХ века // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Т. 3. Элиста: Издат. дом «Герел», 2009. С. 343-362.

123. Марзаева М. Б. Роль буддизма в Калмыкии // Религиозный фактор и проблемы безопасности Юга России. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010а. С. 47-50.

124. Марзаева М. Б. Толерантность и воспитание культуры межнационального межрелигиозного общения в условиях Республики Калмыкии // Народы Калмыкии: проблемы национального самосознания и толерантности. Элиста: ФПГТУ, 2008в. С. 63-72.

125. Марзаева М. Б. Церковь и государственные органы в современной Калмыкии // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. В 2 ч. Ч. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2009а. С. 587-589.

126. Меняев Б. В. Жанровые особенности ойратского литературного памятника «Сказание нектарного Учения» // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1 (65). Ч. 2. С. 76-78.

127. Меняев Б. В. К истории изучения «Алмазной сутры» // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. Вып. II. Элиста: АПП «Джангар», 2005. С. 96-100.

128. Меняев Б. В. О некоторых буддийских терминах в ойратском сборнике «Сказание нектарного учения» // О тенденциях взаимодействия и взаимовлияния русского и национальных языков в современной России. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 134-136.

129. Меняев Б. В. О некоторых памятниках буддийской литературы, хранящихся в семьях хошутов, проживающих в поселке Сарпа Кетченеровского района Калмыкии) // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития. Ч. I. Элиста: КИГИ РАН, 2007. С. 95-96.

130. Меняев Б. В. Ойратский перевод истории одного деяния Будды // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 11-16.

131. Меняев Б. В. Рассказы с мотивом посещения ада из сборника «Сказания нектарного учения» // Научная мысль Кавказа. 2008б. № 4. Ч. 2. С. 18-21.

132. Меняев Б. В. Тексты, посвященные культу бодхисатвы Авалокитешвары, у калмыков // Буддийская традиция в Калмыкии в ХХ веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюдгавджи). 1887-1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008а. С. 75-89.

133. Меняев Б. В. , Санджиев Ч. А. О калмыцких оберегах «мирде» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2010. № 1. С. 62-63.

134. Митиров А. Г. К истории Арши Бакшин хурула // Буддийская традиция в Калмыкии в ХХ веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюдгавджи). 1887-1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 146-149.

135. Митиров А. Г. Об особенностях ламаистской культовой практики калмыков // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. С. 58-70.

136. Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 224 с.

137. Музраева Д. Н. О коллекции буддийской литературы гавджи Тогмед-Очира (Тугмюда Гавджи) (1887-1980) // IX Междунар. конгр. монголоведов (Улан-Батор, 8-12 августа 2006 г.). Докл. росс. ученых. М: ИВ РАН., 2006. С. 293-297.

138. Музраева Д. Н. О лексических особенностях перевода тибетского сочинения «Сутра о мудрости и глупости», выполненного Тугмюдом-гавджи // О тенденциях взаимодействия и взаимовлияния русского и национальных языков в современной России. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 174-178.

139. Музраева Д. Н. О малоизвестной ойратской рукописи, именуемой Mila burхani zarliq («Изречения Будды Милы») // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. В 2 ч. Ч. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2009а. С. 262-266.

140. Музраева Д. Н. О памятниках буддийской литературы на тибетском и ойратском языках из коллекции Намки Кичикова (1901-1986): по материалам экспедиции 2006 г. // Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. С. 234-236.

141. Музраева Д. Н. Опыт археографического и переводоведческого анализа текста Oülgurun Dalai («Моря притч») (на материале VI главы рукописи перевода Тугмюд-гавджи) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012а. № 3. С. 167-185.

142. Музраева Д. Н. Сутра, именуемая «Способная усмирить и подавить землю и воду» (Γazar usuni nomoγodxon darüülün čidaqči kemekü sudur) из коллекции Н. Д. Кичикова (1901 - 1986) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009б. №2. С. 87-95.

143. Музраева Д. Н. Тибето-монгольская повествовательная литература XVII-XVIII вв. (Переводы письменных памятников на монгольском и ойратском языках). Элиста: НПП «Джангар», 2013. 150 с.

144. Музраева Д. Н. Тибетские и монгольские письменные памятники в государственных и частных собраниях Калмыкии: проблемы описания исследований и перевода // VI съезд российских востоковедов. г. УланУдэ, 17-21 окт. 2008 г. М.: ИВ РАН, 2008а. С. 64-65.

145. Музраева Д. Н. Тибетское повествовательно-дидактическое сочинение «Повесть о Лунной кукушке» и его распространение в Центральной Азии. Автореф. дис… канд. фил. наук. СПб., 1994. 14 с.

146. Музраева Д. Н. Традиция ойратских переводов с тибетского языка (на материале перевода «Üligeriyin dalai», выполненного Тугмюдом Гавджи (О. М. Дорджиевым) // Владимирцовские чтения-V. Доклады Всерос. науч. конференции. М., 2006а. С. 165-173.

147. Наднеева К. А. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы. Элиста: Калм. кн. из-во, 1994. 75 с.

148. Наднеева К. А. Критика некоторых нравственных доктрин ламаизма. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1969. 16 с.

149. Намруева Л. В. Конфессиональный фактор в идентификационных процессах (по итогам опроса 2008 года в Калмыкии) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 1. С. 59-64.

150. Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. СПб.: Тип. Крайя, 1852. 199 с.

151. Нефедьев Н. А. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. СПб.: Тип. Крайя, 1834. 290 с.

152. Норбо Ш. Зая-пандита (Материалы к биографии) / пер. состарописьм. монг. яз. Д. Н. Музраевой, К. В. Орловой, В. П. Санчирова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 335 с.

153. Нурова Г. В. Об изготовлении скульптуры Заяпандиты // Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. C. 157-160.

154. Нурова Г.В. Об образе и культе Будды Майтрейи в культуре калмыков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 3. С. 61-65.

155. Нурова Г. В. Понятие пространства в сакральной живописной культуре калмыков // Вестник Майкопского Государственного технологического университета. 2011. №4. С. 130-134.

156. Нурова Г. В Танкопись как константа буддийской культуры // Вестник Майкопского Государственного технологического университета. 2010. № 2. С. 90-94.

157. Омакаева Э. У. Агван Доржиев и калмыцкие паломники // Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность. Мат-лы Респ. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 1994. С. 53-54.

158. Омакаева Э. У. Бодхисаттва Авалокитешвара: калмыцкая молитва «Арьябала» // Шамбала. 1994а. № 2. С. 2-3.

159. Омакаева Э. У. К проблеме взаимодействия буддийской и православной культур в Калмыкии (на материале архивных источников) // Юг России: взаимодействие народов и культур. Элиста: НПП «Джангар», 2005. С. 77-82.

160. Омакаева Э. У. Калмыцкая астрология. Календарь (Хальмг зурха. Лит). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 176 с.

161. Омакаева Э. У. Тибетская медицина и народное врачевательство у калмыков (по архивным и полевым источникам) // Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России. Волгоград, 2002. С. 77-82.

162. Омакаева Э. У. Феномен личности Бааза-багши и его паломничество в Тибет в буддийском культурном и топонимическом пространстве // Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 21-32.

163. Орехов И. И. Ламаистское духовенство Калмыкии в начале ХХ века // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 50-55.

164. Орлова К. В. ДундухурулиБааза-багши / Баазабагши и его духовная деятельность. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 13-18.

165. Орлова К. В. История христианизации калмыков. Середина XVII - нач. XIX вв. М.: Наука, Вост. лит., 2006. 207 с.

166. Орлова К. В. Ойратская версия «Комментария к “Книге примеров, собранию драгоценностей”». Автореф. дис.. канд. фил. наук. Л., 1991. 17 с.

167. Орлова К. В. Ойратские источники в Монголии (предварительные итоги экспедиции в Западную Монголиюв 2013 г.) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 2. С. 150-154.

168. Орлова К. В. Описание монгольских рукописей и ксилографов, хранящихся в фондах Калмыкии // Бюллетень Общества востоковедов. Вып. 5. М.: ИВ РАН, КИГИ РАН, 2002. 85 с.

169. Орлова К. В. Цанид Чоре в Калмыкии // Бурятмонголы накануне 1П тысячелетия опыт кочевой цивилизации Россия - Восток - Запад в судьбе народа. 24-28 авг. 1997 г. Улан Удэ, 1997. С. 111-112.

170. Островская Е. А. Российские буддийские НГО: перспектива консенсуса // Буддизм Ваджраяны в России: История и современность. СПб.: Unlimited Space, 2009. C. 47-57.

171. Очиров Н. О. Йорелы, харалы и связанный со вторым обряд «хара келе утулган» у калмыков // Живая старина. СПб., 1909. Вып. II - III. Кн. 70-71. С. 84-87.

172. Очиров У. Б. Деятельность Агвана Доржиева на территории Калмыкии в период Гражданской войны 1917-1920 гг. // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Вторые Доржиевские чтения: Мат-лы конф. СПб.: Петербург. востоковед., 2008. С. 26-31.

173. Очиров У. Б. Шабинеры в торгутовских улусах XVIII в. // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: КалмГУ, 2007. С.77-84.

174. Очирова Б. В. Из истории высших буддийских философских академий «Чойра» в Калмыкии в первой трети XX в. // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2009. Вып. 8. С. 48-55.

175. Очирова Б. В. Обновленческое движение в Калмыкии в первой половине 20-х гг. XX в. // Востоковедные исследования в Калмыкии. Элиста: КалмГУ, 2007. Вып. 3. С. 203-207.

176. Очирова Н. Г. Буддийские организации современной России и проблемы создания централизованной организации // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / подобщ. ред. Н. Г. Очировой (Н. В. Абаев, Э. П. Бакаева, У. П. Бичелдей, Ц. П. Ванчикова, С. Ю. Лепехов, Т. М. Садалова). М.: Фонд современ. истории, 2010. С. 114-133.

177. Очирова Н. Г. Буддийское духовенство и развитие калмыцкой культуры // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Элиста: АПП «Джангар», 2004. С. 5-13.

178. Очирова Н. Г. Гуманитарные исследования в Калмыкии // Вестник ЮНЦ РАН. 2004а. № 1. С. 97-101.

179. Очирова Н. Г. Монголоведение в КИГИ РАН // Монголоведение. Вып. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2003. С. 4-12.

180. Очирова Н. Г. Правовое регулирование государственно-церковных отношений в СССР и России // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. М.: Фонд современ. истории, 2010а. С. 157-172.

181. Очирова Н. Г. Развитие академической науки в современной Калмыкии // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1(65). Ч. 2. С. 5-12.

182. Очирова Н. Г. Религиозные процессы в Республике Калмыкия в переходный период (90-е гг. ХХ века) // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. 2011а. № 6. С. 82-88.

183. Очирова Н. Г. Современное состояние монголоведения в Калмыкии // Монголоведение. Вып. 1. Элиста: АПП «Джангар», 2002. С. 9-4.

184. Поваева Е. Б. Геше Вангъял - калмыцкий лама // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. С.94-100.

185. Повесть о Лунной кукушке. Монгольская версия. Факсимиле ксилографа / отв. ред. И. В. Кульганек; предисл., транслит., пер., коммент., глосс. и прилож. Д. Н. Музраевой; КИГИ РАН, Санкт-Петербург. филиал Ин-та востоковедения. Элиста: АПП «Джангар», 2004. 576 с.

186. Позднеев А. М. Дневник поездки к донским калмыкам // АВ ИВР РАН. Ф. 44. Оп. 1. Ед. хр. 61. 1919 г.

187. Позднеев А. М. Докладная записка министру внутренних дел П. А. Столыпину с отчетом о командировке в калмыцкие улусы Астраханской и Ставропольской губерний и Области Войска Донского // Рукописный отдел Российской национальной библиотеки (РО РНБ). Ф. 590. Ед. хр. 146. 1910 г.

188. Позднеев А. М. Отчет о командировке в калмыцкие стойбища Терской и Уральской областей и Оренбургской губернии // Архив востоковедов института восточных рукописей РАН (АВИВРРАН). Ф. 44. Оп. 1. Ед. хр. 60. 1911 г.

189. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии связи с отношением сего последнего кнароду. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. 492 с.

190. Предсказание. Элиста: АПП «Джангар», 1995. 76 с.

191. Путешествие Д. Ульянова и Н. Уланова в Тибет. Элиста: КИГИ РАН, 2014. 193 с.

192. Санджиев Ч. А. Краткий анализ произведений класса «лам-рим» на примере шастры «Драгоценное украшение освобождения» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 2. С. 96-97.

193. Санджиев Ч. А. Ойратский перевод буддийской притчи «Будда и брахман» // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 17-21.

194. Санджиев Ч. А. Хулхутинская ступа Анджатан ламы // Народы Прикаспийского региона: диалог культур. Элиста: Изд-во КГУ, 2009. С. 143-145.

195. Санчиров В. П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 14-25.

196. Сарин герл: Хальмг литературин дурсхлмуд (XIII-XX зун җилмүдин эклц) / орчулснь Бадмин А. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1991. 234 х.

197. Сартикова Е. В. Религиозное образование у народов Поволжья в начале ХХ века // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2011. № 2. С. 42-46.

198. Сафронова Е. С. Буддизм в России. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, 1998. 171 с.

199. Сафронова Е. С. Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2006. № 1-2. С. 175-188.

200. Смирнов П. Путевые записки по Калмыцким степям Астраханской губернии. Элиста, 1999. 248 с.

201. Тепкеев В. Т. Русские источники о пребывании хутугты Зая-пандиты у волжских калмыков в 1645-1646 гг. (по материалам РГАДА) // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: Изд-во РГГУ, 2011. С. 258-263.

202. Тибет глазами российских путешественников. Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-лет. Д. Ульянова. Элиста: КИГИ РАН, 2014. 182 с.

203. Трактаты об иглоукалывании и прижигании / пер. с ойрат. Д. Б. Гедеевой, Ц. К. Корсункиева, К. В. Орловой и др.; КНИИИФЭ. М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1987. 414 с.

204. Турман Роберт. Раздумья о жизни досточтимого дрепунгского геше Наванга Вангьяла, выходца из Цаган Булукха в Калмыкии // Буддизм России. 2009. № 42. С. 59-62.

205. Убушиева С. И. Атеистическая пропаганда в Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986. 71 с.

206. Уланов М. С. Буддизм в истории русской философии XIX - первойполовины XX вв. Элиста: КалмГУ, 2003. 178 с.

207. Уланов М. С. Буддизм в истории русской философской мысли конца XIX - первой половины XX вв. Дис.… канд ист. наук. М., 2000. 172 с.

208. Уланов М. С. Буддизм в социокультурном пространстве России. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. с.

209. Уланов М. С. Калмыцко-монгольские религиозные связи: исторический опыт и современность // Востоковедные исследования в Калмыкии. Элиста: КалмГУ, 2007. Вып. 3. С. 43-49.

210. Уланов Н. Э. Буддийско-ламайское духовенство донских калмыков и его современное положение. СПб., 1902. 16 с.

211. Ульянов Д. Предсказание Будды о доме Романовых и краткий очерк о моих путешествиях в 1904-1905 годах. СПб.: [б.и.], 1913. 118 с.

212. Ульянов И. И. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. СПб.: Тип. Астр. О-ва Тип. «Герастр», 1910. 48 с.

213. Цаһан аавин судр / сост. Дандырова Н. М. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 21 с.

214. Хождение в Тибет калмыцкого бакши Пурдаш Джунгруева. Ч. 1. Путь в Тибет // Филологические исследования старописьменных памятников. Элиста: Калмыцкий НИИ истории, филологии и экономики, 1995. С. 125-144.

215. Хождение в Тибет калмыцкого бакши Пурдаш Джунгруева. Ч. 2. У святынь Тибета // Проблемы монгольской филологии. Элиста: Калм. НИИ истории, филологии и экономики, 1988. С. 135-153.

216. Хопкинс Джеффри. Калмыцкий вклад в развитие буддизма на Западе // Буддизм России. 2009. № 42. С. 25-27.

217. Чуматов В. О. К вопросу о происхождении ойратской версии «Вессантара джатаки» // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста, 1980. С. 103-128.

218. Шантаев Б. А. История школы / Карма-Кагью в Калмыкии // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. С. 201-214.

219. Шантаев Б. А. Калмыцкие формы гаданий // Монголоведение. № 4. Элиста: КИГИ РАН, 2007. С. 160-171.

220. Шараева Т. И. , Батырева С. Г. Этническая группа Баh хурла шевнр: к вопросу об ее основателе // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 4. С. 20-25.

221. Cutler Joshua and Diana. Students of Geshe Wangyal // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. С. 70-71.

222. Urubshurow D. Geshe Wangyal: a remembrance and appreciation // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. С. 71-80.


Для цитирования:


Бакаева Э. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ БУДДИЗМА В КАЛМЫКИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Oriental Studies. 2014;(3):72-88.

For citation:


Bakaeva E. The Research on Buddhism History in Kalmykia at the Present Stage. Oriental Studies. 2014;(3):72-88. (In Russ.)

Просмотров: 42


Creative Commons License Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)