Preview

Oriental Studies

Advanced search

The Research on Buddhism History in Kalmykia at the Present Stage

Abstract

In the article the attempt is undertaken to review the main works on the history of Buddhism in the present-day Kalmykia. It is noticed that the research of the Buddhist issues as a whole and those in Kalmykia in particular started in the Republic only in 1970s as it was preconditioned by the fact that there were no offi cially registered religious organizations and associations in Kalmykia after its autonomy was re-established (1957) before the beginning of Perestroika in the USSR as well as by the atheistic policy pursued in the country. The extensive historiography of Buddhism research in Kalmykia formed by the present time reveals the comprehensiveness of the subject areas and the depth of the issues being investigated. It also allows to highlight the main problems the scholars in the field of the Kalmyk Studies have to face: further introduction of the new historical sources into the scientific research; study of the early period of Buddhism spread among the Kalmyks and their ancestors - the Oirats; comparative analysis of the traditions of the Kalmyks and Oirats; interdisciplinary approach to investigation of the specifics of the Kalmyk Buddhist culture, identifi cation of possibilities for establishing a centralized Buddhist organization as well as research of unknown tragic pages of the past including the repressions against the Buddhist clergy and church.

About the Author

E. Bakaeva
Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences
Russian Federation


References

1. Авляев Г. О. Калмыцкие хурулы в XIX веке // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 56-69.

2. Алексеева П. Э. Калмыцкие путешественники конца XIX - начала XX вв. // Теегин герл. 1988. № 2. С.94-96.

3. Андреев А. И. О закрытии высшей буддийской конфессиональной школы Цаннид Чойра в Калмыкии. Письмо А. Доржиева председателю ЦИК СССР М. И. Калинину // Orient. Альманах. Вып. I. «Буддизм и Россия». СПб.: [б.и.], 1992. С. 152-158.

4. Атлас современной религиозной жизни России. Т. I-III. Отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2005, 2006, 2009. Т. I. 621 с. Т. II. 687 с. Т. III. 864 с.

5. Артыкбаев Ж. О. По маршрутам Зая-пандиты. Топонимические этюды // Монголоведение. № 1. Элиста: КИГИ РАН, 2002. С. 135-144.

6. Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. 160 с.

7. адмаев А. В. Зая-Пандита: (списки калмыцкой рукописи «биография Зая-Пандиты») Элиста: Калм. кн. изд-во, 1968а. 75 с.

8. Бадмаев А. В. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. 168 с.

9. Бадмаев А. В. Ойратская рукопись по фармакопее // Мир «ясного письма» Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 88-98.

10. Бадмаев А. В. Практический самоучитель старо-калмыцкой письменности. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1971. 100 с.

11. Бадмаев А. В. Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1968. 28 с.

12. Бадмаев Н. Домашне-религиозный быт приволжских калмыков // Астраханский вестник. 1898. № 3006. С. 2-3.

13. Бадмаев Н. Из калмыцкой жизни (калмыцкие праздники) // Астраханские епархиальные ведомости. 1899. № 8. С. 401-402.

14. Бадмаева Е. Н. Государственная политика и религиозная ситуация в Нижнем Поволжье в 1920-1930-е гг. // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. С. 25-30.

15. Бадмаева Е. Н. Историко-документальные материалы о репрессированных буддийских священнослужителях Калмыкии в конце 1920-х - начале 1930-х гг. // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: РГГУ, 2011. С. 285-292.

16. Бадмаева Е. Н. Религиозная политика Советского государства в период нэпа: на примере Калмыцкой автономной области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. Вып. № 9. История. Политология. Экономика. Информатика. № 1 (56). С. 107-113.

17. Бадмаева Е. Н. Религиозная ситуация в Калмыкии в 20-е гг. XX в. // Этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2009а. С. 332-335.

18. Бадмаева Е. Н. Религиозный фактор в трансформационном пространстве российского общества: опыт исторического прошлого // Северный Кавказ в современной геополитике России. Мат-лы рег. науч. конф. «Россия и Дагестан в новом геополитическом измерении» 25 сентября 2008 г. Махачкала: ИПФ «Наука-Дагестан», 2009б. С. 159-163.

19. Бадмаева Е. Н. Церковная политика советского государства в Калмыкии в 1921-1922 гг. // Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия. СПб.: СПб. гос. ун-т , 2000. С. 203-205.

20. Бакаева Э. П. Буддизм // Калмыки. М.: Наука, 2010. С. 406-429.

21. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии в 1957-1988 гг. // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: РГГУ, 2011. С. 118-136.

22. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.

23. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории // Буддизм России. 2009. № 42. С. 9-17.

24. Бакаева Э. П. Буддизм в современной Калмыкии и проблемы изучения шаманизма // Проблемы современного калмыковедения. Элиста: КГУ, 2001. С. 174-180.

25. Бакаева Э. П. Глава калмыцкой церкви (шаджин-лама): процедура избрания// Российское монголоведение. Бюллетень V. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001а. С. 312-324.

26. Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: НПП «Джангар», 2003. 358 с.

27. Бакаева Э. П. Из истории Большого монастыря (хурула) Его Святейшества Далай-ламы «Раши Лхунбо» / Буддизм России. 2004. №38. С. 85-90.

28. Бакаева Э. П. Из истории процесса над буддийским духовенством Калмыкии: «дело Тепкина и других» // VII Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1997 г.) Докл. рос. делегации. М.: ИВ РАН, 1997. С. 3-5.

29. Бакаева Э. П. Календарные праздники калмыков: проблемы соотношения древних верований и ламаизма (XIX - начало ХХ вв.) // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. С. 71-87.

30. Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность// Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. С. 161-200.

31. Бакаева Э. П. Об этнических группах калмыков и буддийских хурулах Малодербетовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии в конце XIX в. // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2013. № 2. С. 91-112.

32. Бакаева Э. П. Репрессии против духовенства: о закрытии высшей конфессиональной школы Чееря в Калмыкии// Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2013. №4. С. 7-14.

33. Бакаева Э. П. Сакральные места Калмыкии // Буддизм в Россиии на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012а. С. 31-42.

34. Бакаева Э. П. Центральное духовное управление буддистов: представления и реальность // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 4. С. 34-44.

35. Бакаева Э. П., Абаев Н. В., Бичелдей У. П. Ванчикова Ц. П., Лепехов С. Ю. Краткий очерк истории буддизма на территории России (до 1985 г.) // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под общ. ред. Н. Г. Очировой (Н. В. Абаев, Э. П. Бакаева, У. П. Бичелдей, Ц. П. Ванчикова, С. Ю. Лепехов, Т. М. Садалова). М.: Фонд современной истории, 2010а. С. 17-67.

36. Бакаева Э. П., Очирова Б. В. Открытие высших конфессиональных школ цанит-Чееря в Калмыкии: исторический контекст // Становление и развитие высшего профессионального образования в национальных республиках Юга России. Элиста: Изд-воКалмГУ, 2010б. С. 39-43.

37. Бакаева Э. П., Очирова Н. Г. Буддизм в Калмыкии // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под. общ. ред. Н. Г. Очировой. М.: Фонд современ. истории, 2010в. С. 69-103.

38. Бакаева Э. П., Очирова Н. Г. Введение // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под. общ. ред. Н. Г. Очировой. М.: Фонд современ. истории, 2010г. С. 7-17.

39. Бакаева Э. П., Очирова Н. Г. Заключение // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под. общ. ред. Н. Г. Очировой. М.: Фонд современ. истории, 2010д. С. 173-177.

40. Басхаев А. Н. Буддийская церковь в Калмыкии: 1900-1943 гг. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 240 с.

41. Батырева С. Г. Архитектурно-художественные традиции хурулов «Сякюсн-сюме» и «Бурхн Багшин Алтн Сюме». Этнические особенности искусства буддизма Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 2. С. 58-66.

42. Батырева С. Г. Буддийские тенденции в изобразительном искусстве Калмыкии // Буддизм России. 2009а. № 42. С. 33-36.

43. Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого старца: монголо-ойратские и бурятские параллели в живописи буддизма. Образ Белого старца в культуре калмыков // VIII Международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 5-12 августа 2002 г. Доклады рос. делегации. М., 2002. С. 171-177.

44. Батырева С. Г. Калмыцкая национальная школа культовой скульптуры и живописи // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. С. 40-57.

45. Бембеев Е. В. Бааза-багши: биография и духовная деятельность // Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 9-12.

46. Бичеев Б. А. Буддизм в Каспийском регионе // Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже III тысячелетия. Астрахань: Изд. дом «Астрахан. ун-т», 2001. С. 101-102.

47. Бичеев Б. А. Буддийский текст как сакральное пространство (на примере сургала Джибзун Дамба хутукты) // Мир буддийской культуры: наследие и современность. Чита: Экспресс-изд-во, 2010. С. 27-31.

48. Бичеев Б. А. Два списка ойратского перевода «Сутры сердца Праджняпарамиты» // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010а. С. 72-80.

49. Бичеев Б. А. «Иткл» - обет прибежища в буддизме: традиционалистский ресурс психотехники в этническом сознании калмыков. Элиста: КалмГУ, 2004. 80 с.

50. Бичеев Б. А. «Иткл» - символ буддизма Махаяны // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010б. С. 49-55.

51. Бичеев Б. А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2006. 42 с.

52. Бичеев Б. А. Ойратская версия «Истории Белой Тары» («Повести о Багамайхатун»). Элиста: КИГИ РАН, 2013. 248 с.

53. Бичеев Б. А. «Сказание о Багамай хатун» (символическая система произведения народного буддизма) // IX Междунар. конгресс монголоведов, г. Улан-Батор, 8-12 авг. 2006 г.: докл. российской делегации. М., 2006а. С. 233-238.

54. Бичеев Б. А. «Сутра Белого Старца» (к проблеме адаптации культового персонажа «Черной веры») // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность. Горно-Алтайск, 1999. С. 268-274.

55. Бичеев Б. А. Фонд ойратских рукописей комитета по делам национальностей СУАР КНР // Память мира: историко-документальное наследие буддизма М.: РГГУ, 2011. С. 240-244.

56. Борисенко И. В. Храмы Калмыкии Элиста: НПП «Джангар», 1994. 120 с.

57. Борисенко И. В., Мошулдаев Б. В. Хошеутовский хурул. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1989. 28 с.

58. Борманджинов А. Ламы калмыцкого народа: Ламы донских калмыков. Элиста: КИОН РАН, 1997. 59 с.

59. Буддийская культура и мировая цивилизация. Мат-лы III Рос. науч. конф. 22-26 сент. 2003 г. Элиста: КалмГУ, 2003. 214 с.

60. Буддийская традиция в Калмыкии в ХХ веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюд-гавджи). 1887-1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008. 190 с.

61. Буддизм России. 1995. №23. 38 с.

62. Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 136 с.

63. Бурчинова Л. С. Ламаистская церковь Калмыкии в системе российской государственности: разработка правового статуса калмыцкого духовенства в первой половине XIX в. // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 26-33.

64. Вангъял Геше. Лестница, украшенная драгоценностями / пер. с англ. Н. Овшиевой. Элиста: Либон, 1993. 192 c.

65. Викторин В. М. Ритуал «галтялган» укалмыков в сравнительно-историческом и этногенетическом аспектах изучения // Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста: КНИИИФЭ, 1989. С. 36-54.

66. Викторин В. М. Ритуальный жертвенный праздник священного места - земли и воды («газр-усн оваа тяклгн») у «мочажных» калмыков-торгутов: по наблюдениям и записям в с. Восточное (Кисин) Икрянинского района Астраханской области 22 июня 1986 г. // Традиции живая нить. Материалы по этнографии Астраханского края. Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. консерватории, 2003. Вып. 8. С. 59-68.

67. Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. 132 с.

68. Гордеев А. Буддийская сангха Калмыкии. Элиста: б/и, 1995. 70 c.

69. Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - начало XX в.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 128 с.

70. Дорджиева Г. Ш. Буддизм Калмыкии в вероисповедной политике Российского государства (середина XVII - начало XX вв.). Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. 203 с.

71. Дорджиева Г. Ш. Буддизм у калмыков // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Элиста: Издат. дом «Герел», 2009. Т. 3. С. 218-259.

72. Дорджиева Г. Ш. Буддийская церковь Калмыкии в конце XIX - первой половине XX в. М., 2001. 181 с.

73. Дорджиева Г. Ш. Ламаистская церковь в Калмыкии как феодальный собственник и эксплуататор // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста: КНИИЯЛИ, 1980. С. 8-22.

74. Дорджиева Г. Ш. Религиозная политика Советской власти в Калмыкии в конце 20-х - 30-х гг. XX века // Буддизм России. 2009а. № 42. С. 18-24.

75. Дорджиева Г. Ш. Репрессированное буддийское духовенство в Калмыкии. Элиста: издво КалмГУ, 2014. 191 с.

76. Дорджиева Г. Ш. Социальная роль ламаизма и основные вехи его распространения среди ойратов и калмыков // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 5-13.

77. Дорджиева Д. А. Репрессии против духовенства в Калмыкии (1917-1940-е гг.). Автореф. дис… канд. ист. наук. Ставрополь, 2007. 22 с.

78. Жуковская Н. Л. Буддийские организации Москвы // Москва: народы и религии. М.: ИЭА РАН, 1997. С. 118-133.

79. Заклинания. На калм. яз. / сост., подготовка текстаВ. П. Дарбаковой. Элиста: Калм. кн. издво, 1994. 98 с.

80. Зальвр. Автор-составитель В. П. Дарбакова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1996. 144 с.

81. История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под общ. ред. Н. Г. Очировой (Н. В. Абаев, Э. П. Бакаева, У. П. Бичелдей, Ц. П. Ванчикова, С. Ю. Лепехов, Т. М. Садалова). М.: Фонд современ. истории, 2010. 392 с.

82. Йор. Автор-составитель В. П. Дарбакова. Элиста: НПП «Джангар», 2009. 160 с.

83. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста: Калм. кн. издво, 1969. 204 с.

84. Калмыцкие молитвы / сост. Дандырова Н.М. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 160 с.

85. Кануков Х. Б. Будда-ламаизм и его последствия. Астрахань: Калмиздат «Красный калмык», 1928. 94 с.

86. Китинов Б. У. Основные этапы распространения и особенности буддизма у ойратов (XIII - сер. XVII в.). Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1996. 23 с.

87. Китинов Б. У. Cвященный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII - XVII вв.). Подред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2004. 190 с.

88. Кузнецова А. И. Буддийские организации Москвы // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. С. 256-292.

89. Кукеев А. Г. Калмыцко-тибетские культурно-религиозные отношения на современном этапе // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. Мат-лы Междунар. науч. конф., г. Элиста, 13-18 сент. 2009 г.: в 2 ч. Ч. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2009. С. 580-582.

90. Кукеев А. Г. К вопросу о современном состоянии буддизма в Калмыкии // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1 (65). Ч. 2. С.123-126.

91. Кукеев А. Г. Коллекция буддийских письменных памятников хурула «Геден Шеддуб Чойкорлинг» // Взаимодействие культур народов Прикаспия. Элиста: Изд-во КГУ, 2011а. С. 114-118.

92. Кукеев А. Г. Коллекция предметов религиозного культаизхуруловг. Лаганьип. Комсомольский // Ойраты и калмыки в истории России, Монголии и Китая: мат-лы Междунар. науч. конф., г. Элиста, 9-14 мая 2007 г.: в 3 ч. Ч. 3. Элиста: КИГИ РАН, 2008а. С. 48-50.

93. Кукеев А. Г. Неизвестный текст об обряде поклоненияБеломустарцу// Бааза-багшииего духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 72-75.

94. Кукеев А. Г. О коллекции книг Лобсанг Шерапа (В. Н. Мияева). 1970-2003 гг. // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. Вып. IV. Элиста: Изд-во КИГИ РАН, 2007. С. 96-100.

95. Кукеев А. Г. О медицинских сочинениях из разряда «Лхан-таб», хранящихся в Рукописном фонде КИГИ РАН // Трофим Алексеевич Бертагаев (к 100-летию со дня рождения). Элиста: НПП «Джангар», 2005. С. 337-340.

96. Кукеев А. Г. О проблеме перевода буддийских терминов с тибетского на русский язык // О тенденциях взаимодействия и взаимовлияния русского и национальных языков в современной России. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 137-140.

97. Кукеев А. Г. О синкретическом образе Цаган Аав // Философия и проблемы гуманитарного образования в условиях обновления общества. Элиста: Изд-во КГУ, 2006. С. 114-121.

98. Кукеев А. Г. Символическое значение образов буддийской танки «шинэ» // Источниковедение и историография стран Азии и Африки: мат-лы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 10-12 апр. 2007 г.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007а. С. 95-97.

99. Кукеев А. Г. Символическое значение образов танки с изображением сипахо // Научная мысль Кавказа. 2006а. № 3 (спецвыпуск). С. 160-162.

100. Кукеев А. Г. Текст воскурения и жертвоприношения «Erketu dedu mongko tenggeriyin sang orosubui» // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 61-64.

101. Кукеев А. Г. , Меняев Б. В. Коллекция письменных памятников из Бага-Чоносовского хурула // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 4. С. 42-46.

102. Кукеев А. Г. , Санджиев Ч. А. Религиозный синкретизм в современном буддизме (к постановке вопроса) // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1(65). Ч. 2. С. 117-120.

103. Кукеев А. Г. , Шантаев Б. А. О ступах школы Кагъю, построенных в Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 1. С. 39-41.

104. Курапов А. А. Буддизм и власть в Калмыцком ханстве: XVII-XVIII вв. Астрахань; Элиста: НПП «Джангар», 2007. 248 с.

105. Ламаизм в Бурятии XVIII -начала XX вв. Новосибирск: Наука, 1983. 235 с.

106. Ламаизм в Калмыкии / ред. В. П. Дарбакова, А. И. Наберухин, Н. Л. Жуковская. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. 112 с.

107. Ламаизм в Калмыкии ивопросынаучногоатеизма. Элиста: КНИИИФЭ, 1980. 157 с.

108. Лунный свет: калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм., ред-сост. А. В. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. 477 с.

109. Львовский Н. (Мефодий). Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии и калмыцкие хурулы: Происхождение и история. 2-е изд. Ставрополь, 1898. 172 с.

110. Максимов К. Н. Антирелигиозная политика советской власти в Калмыкии (1918-1928 гг.) // Проблемы истории массовых политических репрессий в СССР. 1953-2013: 60 лет без Сталина. Осмысление прошлого советского государства. Мат-лы VIII Междунар. науч. конф. Ч. II. Краснодар: Экоинвест, 2013. С. 167-178.

111. Максимов К. Н. Великая Отечественная война: Калмыкия и калмыки / КИГИ РАН. М.: Наука, 2007. 374 с.

112. Максимов К. Н. Исторические источники по изучению репрессивной политики советского государства против буддийского духовенствав 1920 - начале 1930 гг. // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: РГГУ, 2011. С. 275-284.

113. Максимов К. Н. Трагедия народа. Репрессии в Калмыкии. 1918-1940-е годы. М.: Наука, 2004. 311 с.

114. Марзаева М. Б. Буддийская община Карма Кагью // Проблемы развития региона в условиях трансформации общества. Элиста: КТИ ПГТУ, 2007. С. 170-175.

115. Марзаева М. Б. Буддийская традиция Сакъя в современной Калмыкии // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, г. Грозный, 16 нояб. 2007 г. Нальчик, 2008. С. 241-244.

116. Марзаева М. Б. Буддийские культовые объекты Калмыкии // Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 63-72.

117. Марзаева М. Б. К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях в современной Калмыкии // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития. Ч. II. Элиста: КИГИ РАН, 2008а. С. 74-77.

118. Марзаева М. Б. К вопросу об этноконфессиональной ситуации в Калмыкии // Народы Калмыкии: проблемы национальной идентичности и менталитета. Элиста: КГУ, 2005. С. 94-98.

119. Марзаева М. Б. «Красношапочный» буддизм в современной Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008б. № 2. С. 42-46.

120. Марзаева М. Б. О роли буддийской конфессии в развитии современной калмыцкой культуры // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1(65). Ч. 2. С. 126-130.

121. Марзаева М. Б. Особенности процесса возрождения буддизма в Республике Калмыкия // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. Вып. 7. С. 32-36.

122. Марзаева М. Б. Религиозная ситуация во 2-ой половине ХХ века // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Т. 3. Элиста: Издат. дом «Герел», 2009. С. 343-362.

123. Марзаева М. Б. Роль буддизма в Калмыкии // Религиозный фактор и проблемы безопасности Юга России. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010а. С. 47-50.

124. Марзаева М. Б. Толерантность и воспитание культуры межнационального межрелигиозного общения в условиях Республики Калмыкии // Народы Калмыкии: проблемы национального самосознания и толерантности. Элиста: ФПГТУ, 2008в. С. 63-72.

125. Марзаева М. Б. Церковь и государственные органы в современной Калмыкии // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. В 2 ч. Ч. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2009а. С. 587-589.

126. Меняев Б. В. Жанровые особенности ойратского литературного памятника «Сказание нектарного Учения» // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1 (65). Ч. 2. С. 76-78.

127. Меняев Б. В. К истории изучения «Алмазной сутры» // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. Вып. II. Элиста: АПП «Джангар», 2005. С. 96-100.

128. Меняев Б. В. О некоторых буддийских терминах в ойратском сборнике «Сказание нектарного учения» // О тенденциях взаимодействия и взаимовлияния русского и национальных языков в современной России. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 134-136.

129. Меняев Б. В. О некоторых памятниках буддийской литературы, хранящихся в семьях хошутов, проживающих в поселке Сарпа Кетченеровского района Калмыкии) // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития. Ч. I. Элиста: КИГИ РАН, 2007. С. 95-96.

130. Меняев Б. В. Ойратский перевод истории одного деяния Будды // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 11-16.

131. Меняев Б. В. Рассказы с мотивом посещения ада из сборника «Сказания нектарного учения» // Научная мысль Кавказа. 2008б. № 4. Ч. 2. С. 18-21.

132. Меняев Б. В. Тексты, посвященные культу бодхисатвы Авалокитешвары, у калмыков // Буддийская традиция в Калмыкии в ХХ веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюдгавджи). 1887-1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008а. С. 75-89.

133. Меняев Б. В. , Санджиев Ч. А. О калмыцких оберегах «мирде» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2010. № 1. С. 62-63.

134. Митиров А. Г. К истории Арши Бакшин хурула // Буддийская традиция в Калмыкии в ХХ веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюдгавджи). 1887-1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 146-149.

135. Митиров А. Г. Об особенностях ламаистской культовой практики калмыков // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. С. 58-70.

136. Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 224 с.

137. Музраева Д. Н. О коллекции буддийской литературы гавджи Тогмед-Очира (Тугмюда Гавджи) (1887-1980) // IX Междунар. конгр. монголоведов (Улан-Батор, 8-12 августа 2006 г.). Докл. росс. ученых. М: ИВ РАН., 2006. С. 293-297.

138. Музраева Д. Н. О лексических особенностях перевода тибетского сочинения «Сутра о мудрости и глупости», выполненного Тугмюдом-гавджи // О тенденциях взаимодействия и взаимовлияния русского и национальных языков в современной России. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 174-178.

139. Музраева Д. Н. О малоизвестной ойратской рукописи, именуемой Mila burхani zarliq («Изречения Будды Милы») // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. В 2 ч. Ч. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2009а. С. 262-266.

140. Музраева Д. Н. О памятниках буддийской литературы на тибетском и ойратском языках из коллекции Намки Кичикова (1901-1986): по материалам экспедиции 2006 г. // Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. С. 234-236.

141. Музраева Д. Н. Опыт археографического и переводоведческого анализа текста Oülgurun Dalai («Моря притч») (на материале VI главы рукописи перевода Тугмюд-гавджи) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012а. № 3. С. 167-185.

142. Музраева Д. Н. Сутра, именуемая «Способная усмирить и подавить землю и воду» (Γazar usuni nomoγodxon darüülün čidaqči kemekü sudur) из коллекции Н. Д. Кичикова (1901 - 1986) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009б. №2. С. 87-95.

143. Музраева Д. Н. Тибето-монгольская повествовательная литература XVII-XVIII вв. (Переводы письменных памятников на монгольском и ойратском языках). Элиста: НПП «Джангар», 2013. 150 с.

144. Музраева Д. Н. Тибетские и монгольские письменные памятники в государственных и частных собраниях Калмыкии: проблемы описания исследований и перевода // VI съезд российских востоковедов. г. УланУдэ, 17-21 окт. 2008 г. М.: ИВ РАН, 2008а. С. 64-65.

145. Музраева Д. Н. Тибетское повествовательно-дидактическое сочинение «Повесть о Лунной кукушке» и его распространение в Центральной Азии. Автореф. дис… канд. фил. наук. СПб., 1994. 14 с.

146. Музраева Д. Н. Традиция ойратских переводов с тибетского языка (на материале перевода «Üligeriyin dalai», выполненного Тугмюдом Гавджи (О. М. Дорджиевым) // Владимирцовские чтения-V. Доклады Всерос. науч. конференции. М., 2006а. С. 165-173.

147. Наднеева К. А. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы. Элиста: Калм. кн. из-во, 1994. 75 с.

148. Наднеева К. А. Критика некоторых нравственных доктрин ламаизма. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1969. 16 с.

149. Намруева Л. В. Конфессиональный фактор в идентификационных процессах (по итогам опроса 2008 года в Калмыкии) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 1. С. 59-64.

150. Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. СПб.: Тип. Крайя, 1852. 199 с.

151. Нефедьев Н. А. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. СПб.: Тип. Крайя, 1834. 290 с.

152. Норбо Ш. Зая-пандита (Материалы к биографии) / пер. состарописьм. монг. яз. Д. Н. Музраевой, К. В. Орловой, В. П. Санчирова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 335 с.

153. Нурова Г. В. Об изготовлении скульптуры Заяпандиты // Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. C. 157-160.

154. Нурова Г.В. Об образе и культе Будды Майтрейи в культуре калмыков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 3. С. 61-65.

155. Нурова Г. В. Понятие пространства в сакральной живописной культуре калмыков // Вестник Майкопского Государственного технологического университета. 2011. №4. С. 130-134.

156. Нурова Г. В Танкопись как константа буддийской культуры // Вестник Майкопского Государственного технологического университета. 2010. № 2. С. 90-94.

157. Омакаева Э. У. Агван Доржиев и калмыцкие паломники // Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность. Мат-лы Респ. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 1994. С. 53-54.

158. Омакаева Э. У. Бодхисаттва Авалокитешвара: калмыцкая молитва «Арьябала» // Шамбала. 1994а. № 2. С. 2-3.

159. Омакаева Э. У. К проблеме взаимодействия буддийской и православной культур в Калмыкии (на материале архивных источников) // Юг России: взаимодействие народов и культур. Элиста: НПП «Джангар», 2005. С. 77-82.

160. Омакаева Э. У. Калмыцкая астрология. Календарь (Хальмг зурха. Лит). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 176 с.

161. Омакаева Э. У. Тибетская медицина и народное врачевательство у калмыков (по архивным и полевым источникам) // Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России. Волгоград, 2002. С. 77-82.

162. Омакаева Э. У. Феномен личности Бааза-багши и его паломничество в Тибет в буддийском культурном и топонимическом пространстве // Бааза-багши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 21-32.

163. Орехов И. И. Ламаистское духовенство Калмыкии в начале ХХ века // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 50-55.

164. Орлова К. В. ДундухурулиБааза-багши / Баазабагши и его духовная деятельность. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 13-18.

165. Орлова К. В. История христианизации калмыков. Середина XVII - нач. XIX вв. М.: Наука, Вост. лит., 2006. 207 с.

166. Орлова К. В. Ойратская версия «Комментария к “Книге примеров, собранию драгоценностей”». Автореф. дис.. канд. фил. наук. Л., 1991. 17 с.

167. Орлова К. В. Ойратские источники в Монголии (предварительные итоги экспедиции в Западную Монголиюв 2013 г.) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 2. С. 150-154.

168. Орлова К. В. Описание монгольских рукописей и ксилографов, хранящихся в фондах Калмыкии // Бюллетень Общества востоковедов. Вып. 5. М.: ИВ РАН, КИГИ РАН, 2002. 85 с.

169. Орлова К. В. Цанид Чоре в Калмыкии // Бурятмонголы накануне 1П тысячелетия опыт кочевой цивилизации Россия - Восток - Запад в судьбе народа. 24-28 авг. 1997 г. Улан Удэ, 1997. С. 111-112.

170. Островская Е. А. Российские буддийские НГО: перспектива консенсуса // Буддизм Ваджраяны в России: История и современность. СПб.: Unlimited Space, 2009. C. 47-57.

171. Очиров Н. О. Йорелы, харалы и связанный со вторым обряд «хара келе утулган» у калмыков // Живая старина. СПб., 1909. Вып. II - III. Кн. 70-71. С. 84-87.

172. Очиров У. Б. Деятельность Агвана Доржиева на территории Калмыкии в период Гражданской войны 1917-1920 гг. // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Вторые Доржиевские чтения: Мат-лы конф. СПб.: Петербург. востоковед., 2008. С. 26-31.

173. Очиров У. Б. Шабинеры в торгутовских улусах XVIII в. // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: КалмГУ, 2007. С.77-84.

174. Очирова Б. В. Из истории высших буддийских философских академий «Чойра» в Калмыкии в первой трети XX в. // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2009. Вып. 8. С. 48-55.

175. Очирова Б. В. Обновленческое движение в Калмыкии в первой половине 20-х гг. XX в. // Востоковедные исследования в Калмыкии. Элиста: КалмГУ, 2007. Вып. 3. С. 203-207.

176. Очирова Н. Г. Буддийские организации современной России и проблемы создания централизованной организации // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / подобщ. ред. Н. Г. Очировой (Н. В. Абаев, Э. П. Бакаева, У. П. Бичелдей, Ц. П. Ванчикова, С. Ю. Лепехов, Т. М. Садалова). М.: Фонд современ. истории, 2010. С. 114-133.

177. Очирова Н. Г. Буддийское духовенство и развитие калмыцкой культуры // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Элиста: АПП «Джангар», 2004. С. 5-13.

178. Очирова Н. Г. Гуманитарные исследования в Калмыкии // Вестник ЮНЦ РАН. 2004а. № 1. С. 97-101.

179. Очирова Н. Г. Монголоведение в КИГИ РАН // Монголоведение. Вып. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2003. С. 4-12.

180. Очирова Н. Г. Правовое регулирование государственно-церковных отношений в СССР и России // История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. М.: Фонд современ. истории, 2010а. С. 157-172.

181. Очирова Н. Г. Развитие академической науки в современной Калмыкии // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1(65). Ч. 2. С. 5-12.

182. Очирова Н. Г. Религиозные процессы в Республике Калмыкия в переходный период (90-е гг. ХХ века) // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. 2011а. № 6. С. 82-88.

183. Очирова Н. Г. Современное состояние монголоведения в Калмыкии // Монголоведение. Вып. 1. Элиста: АПП «Джангар», 2002. С. 9-4.

184. Поваева Е. Б. Геше Вангъял - калмыцкий лама // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. С.94-100.

185. Повесть о Лунной кукушке. Монгольская версия. Факсимиле ксилографа / отв. ред. И. В. Кульганек; предисл., транслит., пер., коммент., глосс. и прилож. Д. Н. Музраевой; КИГИ РАН, Санкт-Петербург. филиал Ин-та востоковедения. Элиста: АПП «Джангар», 2004. 576 с.

186. Позднеев А. М. Дневник поездки к донским калмыкам // АВ ИВР РАН. Ф. 44. Оп. 1. Ед. хр. 61. 1919 г.

187. Позднеев А. М. Докладная записка министру внутренних дел П. А. Столыпину с отчетом о командировке в калмыцкие улусы Астраханской и Ставропольской губерний и Области Войска Донского // Рукописный отдел Российской национальной библиотеки (РО РНБ). Ф. 590. Ед. хр. 146. 1910 г.

188. Позднеев А. М. Отчет о командировке в калмыцкие стойбища Терской и Уральской областей и Оренбургской губернии // Архив востоковедов института восточных рукописей РАН (АВИВРРАН). Ф. 44. Оп. 1. Ед. хр. 60. 1911 г.

189. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии связи с отношением сего последнего кнароду. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. 492 с.

190. Предсказание. Элиста: АПП «Джангар», 1995. 76 с.

191. Путешествие Д. Ульянова и Н. Уланова в Тибет. Элиста: КИГИ РАН, 2014. 193 с.

192. Санджиев Ч. А. Краткий анализ произведений класса «лам-рим» на примере шастры «Драгоценное украшение освобождения» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 2. С. 96-97.

193. Санджиев Ч. А. Ойратский перевод буддийской притчи «Будда и брахман» // Мир «ясного письма». Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 17-21.

194. Санджиев Ч. А. Хулхутинская ступа Анджатан ламы // Народы Прикаспийского региона: диалог культур. Элиста: Изд-во КГУ, 2009. С. 143-145.

195. Санчиров В. П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 14-25.

196. Сарин герл: Хальмг литературин дурсхлмуд (XIII-XX зун җилмүдин эклц) / орчулснь Бадмин А. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1991. 234 х.

197. Сартикова Е. В. Религиозное образование у народов Поволжья в начале ХХ века // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2011. № 2. С. 42-46.

198. Сафронова Е. С. Буддизм в России. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, 1998. 171 с.

199. Сафронова Е. С. Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2006. № 1-2. С. 175-188.

200. Смирнов П. Путевые записки по Калмыцким степям Астраханской губернии. Элиста, 1999. 248 с.

201. Тепкеев В. Т. Русские источники о пребывании хутугты Зая-пандиты у волжских калмыков в 1645-1646 гг. (по материалам РГАДА) // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: Изд-во РГГУ, 2011. С. 258-263.

202. Тибет глазами российских путешественников. Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-лет. Д. Ульянова. Элиста: КИГИ РАН, 2014. 182 с.

203. Трактаты об иглоукалывании и прижигании / пер. с ойрат. Д. Б. Гедеевой, Ц. К. Корсункиева, К. В. Орловой и др.; КНИИИФЭ. М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1987. 414 с.

204. Турман Роберт. Раздумья о жизни досточтимого дрепунгского геше Наванга Вангьяла, выходца из Цаган Булукха в Калмыкии // Буддизм России. 2009. № 42. С. 59-62.

205. Убушиева С. И. Атеистическая пропаганда в Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986. 71 с.

206. Уланов М. С. Буддизм в истории русской философии XIX - первойполовины XX вв. Элиста: КалмГУ, 2003. 178 с.

207. Уланов М. С. Буддизм в истории русской философской мысли конца XIX - первой половины XX вв. Дис.… канд ист. наук. М., 2000. 172 с.

208. Уланов М. С. Буддизм в социокультурном пространстве России. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. с.

209. Уланов М. С. Калмыцко-монгольские религиозные связи: исторический опыт и современность // Востоковедные исследования в Калмыкии. Элиста: КалмГУ, 2007. Вып. 3. С. 43-49.

210. Уланов Н. Э. Буддийско-ламайское духовенство донских калмыков и его современное положение. СПб., 1902. 16 с.

211. Ульянов Д. Предсказание Будды о доме Романовых и краткий очерк о моих путешествиях в 1904-1905 годах. СПб.: [б.и.], 1913. 118 с.

212. Ульянов И. И. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. СПб.: Тип. Астр. О-ва Тип. «Герастр», 1910. 48 с.

213. Цаһан аавин судр / сост. Дандырова Н. М. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 21 с.

214. Хождение в Тибет калмыцкого бакши Пурдаш Джунгруева. Ч. 1. Путь в Тибет // Филологические исследования старописьменных памятников. Элиста: Калмыцкий НИИ истории, филологии и экономики, 1995. С. 125-144.

215. Хождение в Тибет калмыцкого бакши Пурдаш Джунгруева. Ч. 2. У святынь Тибета // Проблемы монгольской филологии. Элиста: Калм. НИИ истории, филологии и экономики, 1988. С. 135-153.

216. Хопкинс Джеффри. Калмыцкий вклад в развитие буддизма на Западе // Буддизм России. 2009. № 42. С. 25-27.

217. Чуматов В. О. К вопросу о происхождении ойратской версии «Вессантара джатаки» // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста, 1980. С. 103-128.

218. Шантаев Б. А. История школы / Карма-Кагью в Калмыкии // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. С. 201-214.

219. Шантаев Б. А. Калмыцкие формы гаданий // Монголоведение. № 4. Элиста: КИГИ РАН, 2007. С. 160-171.

220. Шараева Т. И. , Батырева С. Г. Этническая группа Баh хурла шевнр: к вопросу об ее основателе // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 4. С. 20-25.

221. Cutler Joshua and Diana. Students of Geshe Wangyal // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. С. 70-71.

222. Urubshurow D. Geshe Wangyal: a remembrance and appreciation // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные реалии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. С. 71-80.


Review

For citations:


Bakaeva E. The Research on Buddhism History in Kalmykia at the Present Stage. Oriental Studies. 2014;7(3):72-88. (In Russ.)

Views: 911


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)