Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Поверья и суеверия мордвы в обрядах поминовения усопших

Аннотация

Статья посвящена анализу такого явления духовной культуры мордовского народа, как культ поминовения усопших. Автор на основе этнографических источников, устных полевых материалов и этнологической литературы разбирает поверья и суеверия после погребального периода, их сущность и причину появления для того, чтобы более углубленно осмыслить ряд общих проблем, связанных с их становлением в общественном сознании.
По представлениям эрзян после погребения душа умершего до сороковин навещала своих родных. Для того чтобы она смогла найти дорогу домой, в избе горели свечи (а ныне могут оставлять электрический свет на ночь в одной из комнат).
Поминальные обряды сорокового дня начинали с посещения бани, в которую приглашали и почившего. Покойному готовили одежду, которую раскладывали на алтаре, а затем расстилали на могиле либо перед домом на крыльце или в сенях, если не позволял зимний буран. Эту одежду затем передавали родственнику, наиболее похожему на погребенного внешним видом и характером. По верованиям мордвы, душа умершего, обладающая некоторой тонкой материальностью, нуждалась в еде, и ее «кормили», не только приготовив еду в доме, но и принося припасы в дом умершего, где покойного «приглашали за стол». Если поминальные службы выполнялись на кладбище у могилы, то по мордовскому обычаю здесь же имитировали обрядовую трапезу, в которой как бы участвовал умерший: с ним разговаривали, и ему отделяли часть пищи. В настоящее время поминальный обряд является одним из самых сохранившихся. Характерными и основополагающими его поверьями и суевериями являются: возможность душ умерших приходить из потустороннего мира к своим родственникам, мыться в бане и есть приготовленную и принесённую пищу. Причина их появления — продолжение логической цепочки уверенности в продолжении жизни человека после смерти.

Об авторе

Иван Иванович Потапкин
Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия
Россия
аспирант


Список литературы

1. Акимова Марфа Ивановна, 1936 года рождения, жительница с. Новая Пырма Кочкуровского района Республики Мордовия. Запись 2016 г. [Marfa I. Akimova, b. 1936, Novaya Pyrma, Kochkurovsky District, Republic of Mordovia. A recording of 2016].

2. Занкина Ангелина Харитоновна, 1936 года рождения, жительница с. Кендя Ичалковского района Республики Мордовия. Запись 2008 г. [Angelina Kh. Zankina, b. 1936, Kendya, Ichalkovsky District, Republic of Mordovia. A recording of 2008].

3. Зорькина Елена Семеновна, 1942 года рождения, жительница с. Новая Пырма Кочкуровского района Республики Мордовия. Запись 2016 г. [Elena S. Zorkina, b. 1942, Novaya Pyrma, Kochkurovsky District, Republic of Mordovia. A recording of 2016].

4. Крамойкина Прасковья Кузьминична, 1930 г. р., жительница с. Новая Пырма Кочкуровского района Республики Мордовия. Запись 2007 г. [Praskovya K. Kramoykina, b. 1930, Novaya Pyrma, Kochkurovsky District, Republic of Mordovia. A recording of 2007].

5. Мокшанкина Татьяна Павловна, 1922 года рождения, жительница с. Кочкурово Кочкуровского района Республики Мордовия. Запись 2002 г. [Tatyana P. Mokshankina, b. 1922, Kochkurovo, Kochkurovsky District, Republic of Mordovia. A recording of 2002].

6. Наумкина Надежда Васильевна, 1937 года рождения, жительница с. Семилей Кочкуровского района Республики Мордовия. Запись 2015 г. [Nadezhda V. Naumkina, b. 1937, Semiley, Kochkurovsky District, Republic of Mordovia. A recording of 2015].

7. Литература / References

8. Евсевьев 1931 ― Евсевьев М. Е. Эрзянь-рузонь валкс. М., 1931. 227 с. [Evsevyev M. E. Erzyan’-ruzon’ valks [An Erzya-Russian dictionary]. Moscow, 1931. 227 p.].

9. Кемаев 2009 ― Кемаев Е. Н. Изучение некросферы древней мордвы: в поиске новых путей // Вест. НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2009. № 2. С. 133–142. [Kemaev E. N. Investigating the necrosphere of ancient Mordvins: in search of new paths. Vest. NII gumanitarnykh nauk pri pravitel’stve Respubliki Mordoviya. Saransk. 2009. No. 2. Pp. 133–142].

10. Корнишина 2008 ― Корнишина Г. А. Экологические воззрения мордвы (религиозно-обрядовый аспект): монография. Саранск: изд-во Мордовского ун-та, 2008. 156 с. [Kornishina G. A. Ekologicheskie vozzreniya mordvy (religiozno-obryadovyy aspekt): monografiya [Ecological beliefs of the Mordvins (religious and ceremonial aspects)]. Saransk: Mordovia State Univ., 2008. 156 p.].

11. Корнишина 2011 ― Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура в системе мордовского этноса: структура, субъекты, составные компоненты. Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG. Germany. 2011. 371 с. [Kornishina G. A. Traditsionno-obryadovaya kul’tura v sisteme mordovskogo etnosa: struktura, sub”ekty, sostavnye komponenty [Traditional and ceremonial culture within the system of the Mordvinian ethnos: structure, subjects, components]. Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG. Germany. 2011. 371 p.].

12. Лажечников 2008 ― Лажечников И. И. Некоторые поверья мордвы / Литературный процесс: история и современность / Отв. ред. и соcт. В. А. Юрченков; НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ. Саранск, 2008. 232 с. [Lazhechnikov I. I. Nekotorye pover’ya mordvy [Some beliefs of the Mordvins]. Literaturnyy protsess: istoriya i sovremennost’. [The literary process: past and present]. V. A. Yurchenkov (ed.). Saransk: Humanities Research Institute, 2008. 232 p.].

13. Маркелов 1931 ― Маркелов М. Т. Культ умерших в похоронном обряде волго-камских финнов (мордва, мари, вотяки) // Религиозные верования народов СССР. М.; Л., 1931. Т. 2. С. 269–281. [Markelov M. T. The cult of the dead in the burial rites of the Volga-Kama Finns (Mordva, Mari, Votyaks). Religioznye verovaniya narodov SSSR. Moscow, Leningrad, 1931. Vol. 2. Pp. 269–281].

14. Маркелов 1922 ― Маркелов М. Т. Саратовская мордва (этнографические материалы) // Саратовский этнографический сборник / под ред. Б. М. Соколова. Саратов, 1922. Вып. I. 238 с. [Markelov M. T. Saratov Mordvins (ethnographic materials). Saratovskiy etnograficheskiy sbornik [Saratov Ethnographic Omnibus]. B. M. Sokolov (ed.). Saratov, 1922. Iss. I. 238 p.].

15. Мокшин 2005 ― Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. – Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2005. 532 с. [Mokshin N. F. Mordva i vera [The Mordva and faith]. Saransk: Mord. Book Publ., 2005. 532 p.].

16. Мокшин 1968 ― Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1968. 160 с. [Mokshin N. F. Religioznye verovaniya mordvy [Religious beliefs of the Mordvins]. Saransk: Mord. Book Publ., 1968. 160 p.].

17. Никонова, Кандрина 2005 ― Никонова Л. И., Кандрина И. А. Как лечились народы Поволжья и Приуралья. Саранск, 2005. 213 с. [Nikonova L. I., Kandrina I. A. Kak lechilis’ narody Povolzh’ya i Priural’ya [Peoples of the Volga River and the Urals: healing practices]. Saransk, 2005. 213 p.].

18. Смирнов 1895 ― Смирнов И. Н. Восточные финны. Историко-этнографические очерки. Т. 1. Приволжская, или Булгарская группа. Ч. 2. Мордва // Казань, Типография Императорского Университета, 1895. 266 с. [Smirnov I. N. Vostochnye finny. Istoriko-etnograficheskie ocherki. T. 1. Privolzhskaya, ili Bulgarskaya gruppa. Ch. 2. Mordva [The eastern Finns. Historical and thnographic sketches. Vol. 1. The Volga (Bulgar) group. Part 2. The Mordva]. Kazan: Kazan Imperial Univ., 1895. 266 p.].

19. Устно-поэтическое творчество 1972 — Устно-поэтическое творчество мордовского народа. В 8-ми т. Т. 7. Ч. 1-я. Эрзянские причитания-плачи // Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1972. 374 с. [Ustno-poeticheskoe tvorchestvo mordovskogo naroda. V 8-mi t. T. 7, ch. 1-ya. Erzyanskie prichitaniya-plachi [Mordvinian folk poetry. In 8 vol. Vol. 7. Part 1. Erzya mourning wails (texts)]. Saransk: Mord. Book Publ., 1972. 374 p.].

20. Устно-поэтическое творчество 2003 — Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 12: Народные приметы мордвы. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2003. 320 с. [Ustno-poeticheskoe tvorchestvo mordovskogo naroda. T. 12: Narodnye primety mordvy [Mordvinian folk poetry. Vol. 12. Folk sayings of the Mordvins]. Saransk: Mord. Book Publ., 2003. 320 p.].

21. Шахматов 1910 — Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб, 1910. 848 с. [Shakhmatov A. A. Mordovskiy etnograficheskiy sbornik [Mordvinian ethnographic omnibus]. St. Petersburg, 1910. 848 p.].

22. Юрченкова 2009 — Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформация. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2009. 412 с. [Yurchenkova N. G. Mifologiya mordovskogo etnosa: genezis i transformatsiya [Mythology of the Mordvinian ethnos: genesis and transformation]. Saransk: Mord. Book Publ., 2009. 412 p.].

23. Harva 1952 — Harva U. Die religiösen Vorstellungen der Mordwinen [Religious beliefs of the Mordvins]. Helsinki. 1952. 456 p.


Рецензия

Для цитирования:


Потапкин И.И. Поверья и суеверия мордвы в обрядах поминовения усопших. Oriental Studies. 2018;11(1):98-104.

For citation:


Potapkin I. Commemoration of the Dead: Beliefs and Superstitions of the Mordvins. Oriental Studies. 2018;11(1):98-104. (In Russ.)

Просмотров: 1016


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)