Этнотерриториальные группы бурят в брачных предпочтениях: образ «другого»
Аннотация
Бурятский народ сегодня представляет общность, в границах которой сосуществуют разные уровни этносоциальной идентификации: от родовой и племенной общности до осознания единства бурятского народа и его близости с монгольским миром. Родовая и племенная идентичность в прошлом составляли основной и самый прочный слой индивидуального и группового самосознания. Эти уровни идентичности не утратили своей актуальности для бурят и в условиях современности, особенно в сельском обществе.
Другие уровни этносоциальной идентичности, в частности, связанные с бурятскими ведомствами и характерные для XIX в., нивелировались. Их заменили другие, основанные на административно-территориальном устройстве субъектов РСФСР и Российской Федерации (Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края): «боханские», «аларские», «закаменские», «агинские» и другие.
Не только сохраняется, но и наполняется новыми смыслами дифференциация бурят на «западных» и «восточных». Административно-территориальное разделение усилилось приоритетным влиянием шаманизма и православия в Иркутской губернии и буддизма в Забайкальской области. Представления, формирующие образы «чужих» и «своих», особенно востребованными становятся в ситуации тесных коммуникаций, например, при установлении брачных союзов.
Об авторе
Марина Михайловна СодномпиловаРоссия
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Балдаев 1959 ― Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1959. 179 с. [Baldaev S. P. Buryatskie svadebnye obryady [Buryat wedding rites]. Ulan-Ude: Buryat Book Publ., 1959. 179 p.].
2. Бороноева 2007 ― Бороноева Д. Ц. Буряты и монгольский мир в контексте идентификационной функции этнонима. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. 152 с. [Boronoeva D. Ts. Buryaty i mongol’skiy mir v kontekste identifikatsionnoy funktsii etnonima [Buryats and the Mongol world: the identification function of ethnonyms]. Ulan-Ude: Buryat State University, 2007. 152 p.].
3. Гомбожапов 2006 ― Гомбожапов А. Г. Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX–XX в. Новосибирск: Наука, 2006. 183 с. [Gombozhapov A. G. Traditsionnye semeyno-rodovye obryady aginskikh buryat v kontse XIX–XX v. [The Aga Buryats: traditional family and clan rituals in the late 19th–20th cc.] Novosibirsk: Nauka, 2006. 183 p.].
4. Елаев 2000 ― Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М.: Вестком, 2000. 352 с. [Elaev A. A. Buryatskiy narod: stanovlenie, razvitie, samoopredelenie [The Buryat people: formation, development, self-determination]. Moscow: Vestkom, 2000. 352 p.].
5. Жамбалова 2008 ― Жамбалова С. Г. Сохранение и возрождение генеалогической традиции бурят // Мир Центральной Азии – 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. С. 68–76. [Zhambalova S. G. The Buryat genealogical tradition: its preservation and revival. Mir Tsentral’noy Azii – 2. Ulan-Ude: Buryat Scientific Center of SB of RAS, 2008. Pp. 68–76].
6. Жуковская 2013 ― Жуковская Н. Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет (1969–2011). М.: Ориенталия, 2013. 474 с. [Zhukovskaya N. L. O buddizme i buddistakh. Stat’i raznykh let (1969-2011) [About Buddhism and Buddhists. Articles of various years (1969–2011)]. Moscow: Orientalia, 2013. 474 p.].
7. Залкинд 1970 ― Залкинд Е. М. Общественный строй бурят в XVIII и первой половине XIX века. М.: Наука, 1970. 399 с. [Zalkind E. M. Obschestvennyy stroy buryat v XVIII i pervoy polovine XIX veka [Buryat social structure: 18th-early 19th cc.]. Moscow: Nauka, 1970. 399 p.].
8. История органов местного ... 2013 ― История органов местного самоуправления бурят в XIX – начале XX в. / Л. М. Дамешек, Б. Ц. Жалсанова, Л. В. Курас. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. 503 с. [Istoriya organov mestnogo samoupravleniya buryat v XIX – nachale XX v. [History of Buryat self-government: 19th – early 20th cc.]. L. M. Dameshek et al. Irkutsk: Irkutsk State University, 2013. 503 p.].
9. Линховоин 1972 ― Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1972. 100 с. [Linkhovoin L. Zametki o dorevolyutsionnom byte aginskikh buryat [Essays on pre-revolutionary lifestyles of the Aga Buryats]. Ulan-Ude: Buryat Book Publ., 1972. 100 p.].
10. Михайлов 1987 ― Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 287 с. [Mikhaylov T. M. Buryatskiy shamanizm. Istoriya. Struktura. Sotsial’nye funktsii [Buryat shamanism: history, structure, social functions]. Novosibirsk: Nauka, 1987. 287 p.].
11. Традиционное мировоззрение … 1990 ― Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / Октябрьская И. В., Сагалаев А. М. Новосибирск: Наука, 1990. 209 с. [Traditsionnoe mirovozzrenie tyurkov Yuzhnoy Sibiri. Znak i ritual [Turkic peoples of South Siberia: traditional worldview. Symbol and ritual]. Oktyabrskaya I. V., Sagalaev A. M. Novosibirsk: Nauka, 1990. 209 p.].
12. Трепавлов 2011 ― Трепавлов В. В. Сакральная топография улуса Джучи // Этнографическое обозрение, 2011. № 2. С. 107–115. [Trepavlov V. V. The Ulus of Jochi and its sacred topography. Etnograficheskoe obozrenie. 2011. No. 2. Pp. 107–115].
13. Хамфри 2010 ― Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России (антропологические очерки). М.: Наталис, 2010. 384 с. [Humphrey C. Postsovetskie transformatsii v aziatskoy chasti Rossii (antropologicheskie ocherki) [Post-Soviet transformations in Asian Russia (anthropological essays)]. Moscow: Natalis, 2010. 384 p.].
14. Цыремпилов 2009 ― Цыремпилов Н. В. За святую дхарму и Белого царя. Российская империя глазами бурятских буддистов (XVIII – нач. XX в.) // Ab imperio. 2009, №2. С. 105–130. [Tsyrempilov N. V. For the Holy Dharma and the White Tsar: the Russian Empire in the eyes of Buryat Buddhists (18th – early 20th cc.). Ab imperio. 2009. No. 2. Pp. 105–130].
Рецензия
Для цитирования:
Содномпилова М.М. Этнотерриториальные группы бурят в брачных предпочтениях: образ «другого». Oriental Studies. 2018;11(2):79-87.
For citation:
Sodnompilova М. Ethnoterritorial Groups of Buryats and Their Marital Preferences: the Image of the Other. Oriental Studies. 2018;11(2):79-87. (In Russ.)

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.