Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ УГРОЗА ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-24-2-176-186

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы этнокультурного образования в Калмыкии в контексте поддержания баланса формирования общероссийской гражданской и этнической видов идентичности. Авторы рассматривают динамику и формы введения этнокультурного содержания в образовательные стандарты с начала 90-х гг. ХХ в. При этом внимание акцентируется на дискуссии о понижающем влиянии этнокультурного образования на формирование общероссийской гражданской идентичности. Эмпирические исследования, направленные на выявление опыта реализации этнокультурного образования в Калмыкии, свидетельствуют о достаточно гармоничном сочетании предметов этнокультурного и общероссийского гражданского содержания. Анализ результатов эмпирического исследования показывает различие между старшим и младшим поколениями в понимании смысловой ориентированности предметов этнокультурного содержания. Родители усматривают главную цель преподавания предметов этого направления в формировании этнокультурной идентичности. Молодежь ориентирована на прагматическое использование подобного рода знаний, но понимает и другое - эти знания ориентируют на поддержание национальных традиций и обычаев, их сохранение. Актуализация интереса молодежи Калмыкии к этнокультурному образованию требует перехода к деятельностным формам освоения знаний, соответствующим потребностям современной молодежи. Собранный материал показывает также доминирование общегражданской идентичности в республике при наличии установки на воспроизводство этнической культуры.

Об авторах

Г. С. Денисова
Институт международных отношений Южного федерального университета
Россия


А. В. Денисова
Институт филологии и журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета
Россия


Л. В. Намруева
Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Борьба за идентичность и новые институты коммуникации / под ред. П. В. Панова, К. А. Сулимова, Л. А. Фадеевой. М.: РОССПЭН, 2012. 263 с.

2. Воронцов В. С. Поможет ли новый федеральный закон родному языку? // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы; ред. В. В. Степанов. Вып. 1. М.: ИЭА РАН, 2010. С. 180-188.

3. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. 485 с.

4. Денисова А. В. Языковая ситуация в Республике Калмыкия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 92-95.

5. Дробижева Л. М., Рыжова С. В. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России // Политические исследования. 2015 № 5. С. 9-24.

6. Дякиева Б. Б. Развитие национально-регионального образования Республики Калмыкия (организационно-управленческие аспекты). Элиста: Изд-во КГУ, 2005. 245 с.

7. Кузьмин М., Артеменко О., Петрова Т. Объединение образовательного пространства // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы. Вып. 1. М.: ИЭА РАН, 2010. С. 176-180.

8. Макарова Г. И. Идентичности татар и русских в контексте этнокультурных политик Российской Федерации и Республики Татарстан. Казань: Казан. ун-т, 2010. 248 с.

9. Межэтнические и конфессиональные отношения в Южном федеральном округе. Экспертный доклад 2015 / под общ. ред. В. А. Тишкова. Ростов н/Д.: Изд-во Фонд науки и образования, 2015. 112 с.

10. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Южного федерального округа. Экспертный доклад (по состоянию на первое полугодие 2014 г.) / под ред. Г. С Денисовой. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федер. ун-та, 2014. 108 с.

11. Намруева Л. В. Как калмыки знают свой язык? // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 138-141.

12. Намруева Л. В. Современная молодежь и состояние калмыцкого языка (по итогам социологического анализа 2000-х гг.) // Российский академический журнал 2014. № 1. С. 109-113.

13. Намруева 2015а - Намруева Л. В. Языковая ассимиляция и проблемы этнической идентичности (по итогам опросов 2000-х гг. в Калмыкии) // Монголоведение в начале ХХI века: современное состояние и перспективы развития: мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию Б. Х. Тодаевой (Элиста, 23-26 апреля 2015 г.): в 2 ч. Ч. II. Элиста: КИГИ РАН, 2015. С. 196-199.

14. Намруева 2015б - Намруева Л. В. Язык этнической принадлежности // Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг.). Элиста: Калм. ин-т гуманит. исследований РАН, 2015. С. 71-85.

15. Шнирельман В. А. Образовательный стандарт и национальная школа // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы; под ред. В. В. Степанов. Вып. 1. М.: ИЭА РАН, 2010. С. 193-205.

16. Янковская Г. А. Борьба за идентичность в контексте современных коммуникаций // Политические исследования. 2014. № 4. С. 175-178.


Рецензия

Для цитирования:


Денисова Г.С., Денисова А.В., Намруева Л.В. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ УГРОЗА ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Oriental Studies. 2016;9(2):176-186. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-24-2-176-186

For citation:


Denisova G.S., Denisova A.V., Namrueva L.V. Ethno-Cultural Education in the Republic of Kalmykia: Is Civil Identity Formation in Danger? Oriental Studies. 2016;9(2):176-186. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-24-2-176-186

Просмотров: 244


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)