Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ТИБЕТСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ (XI-XIX вв.)

https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-25-3-29-39

Аннотация

Статья посвящена краткому рассмотрению тибетских традиционных музыкально-теоретических сочинений XI-XIX вв., а также исторических условий их возникновения. До настоящего времени история тибетской музыкальной культуры не находила подробного освещения в работах отечественных исследователей. Автор статьи, опираясь на результаты научных изысканий европейских, китайских и тибетских исследователей, а также приняв за основу личный опыт работы с тибетскими музыкально-теоретическими сочинениями, попытался представить в статье общую характеристику данных письменных источников. В статье описаны основные особенности тибетской традиционной музыкальной культуры, определено место музыкального искусства в системе тибетских традиционных наук, дан обзор известных современной науке тибетских сочинений по теории музыки, написанных в XI-XIX вв. Несмотря на то, что тибетские музыкально-теоретические сочинения не играли значительной роли в традиционной системе образования и часто представляли собой разделы многотомных трудов энциклопедического характера, заключенная в них информация по теории музыки и музыкальной практике, философии музыки и музыкальному образованию достаточно обширна. Информационный потенциал этих источников сравнительно велик, их изучение может внести значительный вклад в исследование истории развития тибетской музыкальной культуры. Автор выражает надежду, что данная статья поможет привлечь внимание отечественных ученых к проблеме исследования тибетской теории музыки и музыкально-теоретических сочинений.

Об авторе

П. И. Буцык
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. A 15th Century Tibetan Compendium of Knowledge: the bśad mdzod yid bzhin nor bu by Don-dam-smra-ba’i-seṅge = Тибетский компендиум XV века: «Сокровищница объяснений - драгоценный камень, исполняющий желания» / ed. by Lokesh Chandra. New Delhi: Jayyed Press, 1969. 529 p.

2. A myes zhabs Ngag dbang Kub dga’ Bsod nams (Аньежаб Нгагванг Кунга Сонам). Rig pa lnga las bzo rig pa’i bye brag rol mo’i bstan bcos kyi rnam par bshad pa ‘jam dbyangs bla ma dges pa’i snyan pa’i sgra dbyang blo gsal yid ‘phrog ‘phrin las yongs khyab = Комментарий к „Трактату о музыке‟, которая является частью искусств и ремесел, входящих в состав пяти наук, - приятный для слуха очищающий разум прелестный звук, радующий ламу [Сакья-пандиту, воплощение] Манджугхоши, - обширное деяние [пробужденного живого существа] // dPal sa skya pa chen po sngags ‘chang thams cad mkhyen pa ngag dbang kun dga’ bsod nams kyi gsung ‘bum = Собрание сочинений Нгагванг Сонама - великого достославного сакьяпы, всеведущего мантрадхары. Katmandu: Sa skya rgyal yongs gsung rab slob gnyer khang, 2000. Pp. 461-542.

3. Bkra shis Rgya mtsho (Таши Гьяцо). Snga ‘gyur rdo rje theg pa’i rigs ‘dzin rgya mtsho’i longs spyod chas gos rgyan dang rol mo’i rnam bshad sngags ‘chang rgyan gyi me tog ces bya ba bzhugs so = Объяснение [ритуальных предметов], одежд и музыки - богатств океана видьядхар Ваджраяны ранних переводов - цветок-украшение тантрического практикующего // Gsangs rnying rgyan dang rol mo’i bstan bcos = Трактаты об украшениях и музыке древней Тайной [Мантры]. Lhasa: Bod ljongs bod yig dpe rnying dpe skrun khang, 1996. Pp. 3-170.

4. Gsang rnying rgyan dang rol mo’i bstan bcos = Трактаты об украшениях и музыке древней Тайной [Мантры] // Gangs can rig mdzod = Энциклопедия Страны снегов. Lhasa: Bod ljongs bod yig dpe rnying dpe skrun khang, 1996. 374 p.

5. Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé (Джамгон Конгтул Лодо Тае). The Treasury of Knowledge = Сокровищница знаний / transl. by Kalu rinpoché translation group. Book 6. Parts 1 and 2. New York: Snow Lion Publications, 2013. 992 p.

6. Klong rdol bla ma Ngag dbang Blo bzang (Лонгдол-лама Нгагванг Лозанг). Gsung ‘bum: The Collected works of Longdol Lama = Сунгбум: Собрание сочинений Лонгдол-ламы / Reproduced by Lokesh Chandra. Parts 1, 2. New Delhi: International Academy of Indian Culture, 1973, 300 p.

7. Kun grol Grags pa ‘Ja’ tshon Snying po (Кундол Дагпа Джацон Ньингпо). Gsang sngags theg pa chen po’i bsten par bya ba’i dam rdzas mchog ji ltar bcang ba’i rnam bshad rnal ‘byor rol pa’i dga’ ston bzhugs so = Объяснение того, как обращаться с превосходными благими субстанциями, основанное на [традиции] великой колесницы Тайной Мантры, - пир, веселящий [практикующих] йогу // Gsang rnying rgyan dang rol mo’i bstan bcos = Трактаты об украшениях и музыке древней Тайной [Мантры]. Lhasa: Bod ljongs bod yig dpe rnying dpe skrun khang, 1996. Pp. 205-254.

8. Sa skya Pandita Kun dga’ Rgyal mtshan (Сакья-пандита Кунга Гьелцен). Rol mo’i bstan bcos = Трактат о музыке // Sa skya bka’ ’bum (ʽСакья кабумʼ). Vol. 10. Dehradun: Sa skya center, 1992-1993. Pp. 155-161.

9. Буцык П. О приоритетных направлениях исследования тибетской музыки в России и за рубежом // Musicus. 2014. Vol. 35. № 3. С. 26-31.

10. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. И. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Вост. лит. РАН, 2005. 233 с.

11. Тибетская литература в современном литературном процессе Китайской Народной Республики / под ред. П. Л. Гроховского. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. 408 с.

12. Тибетская рукописно-ксилографическая книга // Рукописная и ксилографическая книга Востока: очерки кодикологии / под ред. М. С. Пелевина. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 177-200.

13. Цендина А. Д. … и страна зовется Тибетом. М.: «Восточная литература» РАН, 2002. 303 с.

14. Ван Чжицян. Сацзя Баньджида дэ «Юэлунь» дуй цзанцзу сицзю лилунь дэ гунсянь = Вклад «Трактата о музыке» Сакья-пандиты в [развитие] теории тибетской оперы // Цинхай миньцзу сюэюань сюэбао. Вып. 35. № 1. С. 35-39.

15. Гэндуй Пейцзе. Сицзанг цзунцзяо иньюэ = Тибетская религиозная музыка. Лхаса: Миньцзу чубаньшэ, 2009. 461 с.

16. Сицзан гуюэпу яньцзю = Исследование древней тибетской нотации / ред. Гэндуй Пэйцзе. Ласа: Сицзан жэньминь чубаньшэ, 2009. 632 с.

17. Тянь Ляньтао. Сицзанг гудянь иньюэ луньчжу «Юэлунь» цзи ци цзочжэ = Сочинение о тибетской классической музыке «Трактат о музыке» и его автор // Чжунян иньюэ сюэюань сюэбао. 1989. № 4. С. 31-34.

18. Цянба Цюйцзе, Цыжэнь Ланцзе. Сицзан чуаньтун сицзю: ацзе ламу ишу яньцзю = Традиционный тибетский театр: исследование искусства аче-лхамо. Бэйцзин: Чжунго цзангсюэ чубаньшэ, 2011. 182 c.

19. Чэнь Вань, Чэнь Цзюнь. Цяньси Сабань «Юэлунь» чуаньчэн вэньхуа дэ и и = Краткий анализ значения «Трактата о музыке» Сакья-пандиты для передачи культурных традиций // Миньцзу Иньюэ, 2014. № 2. С. 8-9.

20. Butsyk P. Tradition and Innovation: Tibetan Treatises on Music // Тибетская письменная традиция и современность. Тезисы и доклады / отв. ред. П. Л. Гроховский. СПб.: Студия «НП-Принт», 2014. С. 6-8.

21. Canzio R. Sakya Pandita’s “Treatise on Music” and its relevance to present-day Tibetan liturgy: PhD dissertation. London: University of London (SOAS), 1978. 356 p.

22. Canzio R. Traditional Tibetan Buddhist attitudes towards the performance and transmission of music: Sakya Pandita’s and Candragomin’s prescriptions // The International Conference on Religious Music. Taiwan: National Taiwan University of Arts, 2004. Pp. 285-296.

23. Canzio R. New light on Sakya Pandita’s Treatise on Music and its commentary by Kunga Sonam: Unpublished document // The first conference on Tibetan studies in China and Taiwan. Taipei: Danjiang University, 2006. Pp. 1-6.

24. Dar zhabs ‘Jam dpal Skal ldan (Даржаб Джампел Келден). Rol mo’i bstan bcos dri za’i glu dbyangs = Трактат о музыке - песня гандхарвов. Kalimpong: Mani Printing Press, 2005. 122 c.

25. Dge ‘dun ‘Phel rgyas (Гедун Пелгье). Bod kyi rol dbyangs lo rgyus bsdus gsal dpyid kyi pho nya = Краткая история тибетской музыки - вестник весны. Lhasa: Bod ljongs mi dmangs dpe skrun khang, 2011. 261 p.

26. Egyed A. M. Theory and Practice of Music in a Tibetan Buddhist Monastic Tradition: PhD dissertation. Washington: University of Washington, 2000. 225 p.

27. Ellingson T. J. The Mandala of Sound: Concepts and Sound Structures in Tibetan Ritual Music: PhD dissertation. Washington: The University of Washington, 1979. 831 p.

28. Grokhovskiy P., Butsyk P. “Treatise on Music” by Sa skya Paṇḍita as a Valuable Source for Understanding Medieval Tibetan Vocal System and Singing Techniques // SGEM 2015. International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. History of Arts, Performing Arts, Architecture and Design. Conference Proceedings. Sofia: STEF92 Technology, 2015. Pp. 213-222.

29. Helffer M. Musiques du toit du monde: L’univers sonore des populations de culture tibétaine. Paris: L’Harmattan, 2004. 172 p.

30. Jamyang Norbu, Tashi Dondup. A Prelimnary Study of Gar, The Court Dance and Music of Tibet // Zlos-gar / ed. by Jamyang Norbu. New Delhi: Indraprastha Press, 1986. Pp. 132-143.

31. Nag ‘du’i Jo dkar (Нагду Джокар). Bod kyi srol rgyun rol dbyangs kyi grub gzhi dang rnam par dpyad pa = Структурно-морфологический анализ тибетской традиционной музыки. Pe cing: Mi rigs dpe skrun khang, 2011. 399 p.

32. Rakra Tethong Conversations on Tibetan Musical Traditions // Asian music. Vol 10. No. 2. 1979. Pp. 5-22.


Рецензия

Для цитирования:


Буцык П.И. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ТИБЕТСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ (XI-XIX вв.). Oriental Studies. 2016;9(3):29-39. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-25-3-29-39

For citation:


Butsyk P.I. Introductory Remarks to Tibetan Traditional Writings on Music Theory (11th-19th centuries). Oriental Studies. 2016;9(3):29-39. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-25-3-29-39

Просмотров: 400


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)