Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Синоптический анализ прологов «Джангара» (Багацохуровский цикл 1857–1862 гг.)

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-39-5-174-186

Аннотация

Цель. Статья посвящена изучению прологов Багацохуровского цикла «Джангара» с целью выявления устойчивости эпического текста, определения основы и принципов сложения экспозиционной части эпоса.
Методы. При анализе записей двух прологов Багацохуровского цикла применяется метод полного синоптического сопоставления текстов, представленный В. М. Гацаком для эпоса.
Результаты. В результате синоптического сопоставления прологов песен-поэм «Дуут богд Җаңһр догшн Хар Кинесиг дөрәцүлгсн бөлг» (‘О том, как славный богдо Джангар свирепого Хара Кинеса покорил’) и «Догшн Замбл хаана һалзу долан бодңгиг Аср Улан Хоңһр Күнд Һарта Савр хойр дөрәцүлгсн бөлг» (‘О победе Улан Хонгора Могучего и Тяжелорукого Савара над семью неукротимыми вепрями [-богатырями] свирепого Замбал-хана’) Багацохуровского цикла образовалось 1 383 строчных позиций. Синоптическая «развертка по вертикали» и сопоставление паритетных стихов выявили 153 стиха, совпадающих текстуально и позиционно. Для 105 стихов соответствия нашлись не рядом, а в других местах. В 112 случаях стихи хотя и различаются в той или иной степени, но все же совпадают между собой, варьируя одну и ту же основу. Совпадающих текстуально и позиционно, но с долей синонимии в деталях нами обнаружено 205 стихов. Таким образом, в результате синоптического сопоставления двух записей пролога Багацохуровского цикла 575 строчных позиций целиком и частично тождественны, и мы можем утверждать, что джангарчи, зная принципы сложения эпоса, строит свое повествование по определенной схеме: 1) описание страны; 2) описание сооружения дворца; 3) описание Джангара, его оружия и коня; 4) описание местоположения персонажей; 5) подчинение богатыря Савара; 6) пир во дворце Джангара; 7) восхваление страны.
Выводы. Рассмотрение прологов подтверждает положение о том, что фольклорный текст в процессе многократного устного исполнения всегда варьируется. Во время исполнения сказитель использует готовые темы, общие места и поэтические формулы. Пролог, являясь важным композиционным слагаемым эпоса, способствует более полному восприятию эпической поэмы, героических подвигов богатырей, акцентирует внимание на величии самих событий, происходящих в Бумбайской стране, чем обширнее пролог, тем величественнее эпическое государство; присутствие пролога свидетельствует об устойчивости и формировании эпоса «Джангар в большом историческом времени.

Об авторе

Байрта Барбаевна Манджиева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, отдел монгольской филологии


Список литературы

1. Гацак 1971 — Гацак В. М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. М.: Наука, 1971. С. 7–46. [Gatsak V. M. The epic taleteller and his text. Tekstologicheskoe izuchenie eposa [Textological studies of epic texts]. Moscow: Nauka, 1971. Pp. 7–46. (In Rus.)]

2. Гацак 1989 — Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. 256 с. [Gatsak V. M. Ustnaya epicheskaya traditsiya vo vremeni: Istoricheskoe issledovanie poetiki [The oral epic tradition in time: a historical study of poetics]. Moscow: Nauka, 1989. 256 p. (In Rus.)]

3. Кичиков 1992 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Вост. лит., 1992. 320 с. [Kichikov А. Sh. Geroicheskiy epos «Dzhangar». Sravnitel’no-tipologicheskoe issledovanie pamyatnika [The heroic epic of Jangar: a comparative and typological study]. Moscow: Vost. Lit., 1992. 320 p. (In Rus.)]

4. Козин 1940 — Козин С. А. «Джангариада». Героическая поэма калмыков (введение в изучение памятника и перевод торгутской его версии). М.; Л., 1940. 252 с. [Kozin S. А. «Dzhangariada». Geroicheskaya poema kalmykov (vvedenie v izuchenie pamyatnika i perevod torgutskoy ego versii) [The Jangariada: a heroic poem of the Kalmyks]. Moscow; Leningrad, 1940. 252 p. (In Rus.)]

5. Манджиева 2003 — Манджиева Б. Б. Пролог Малодербетовской версии (1862 г.) (Синоптический разбор трех вариантов) // «Монголоведение в новом тысячелетии (к 170-летию организации первой кафедры монгольского языка в России)» Мат-лы Междунар. науч. конф. Элиста: КалмГУ, 2003. С. 140–141. [Mandzhieva B. B. The Baγa Dorbet version (1862) of the Jangar epic: a prologue. «Mongolovedenie v novom tysyacheletii» [Mongol Studies in the New Millennium]. Conf. proc. Elista: Kalmyk State Univ., 2003. Pp. 140–141. (In Rus.)]

6. Манджиева 2004а — Манджиева Б. Б. Пролог в поэтико-стилевой традиции «Джангара» (Малодербетовская версия 1862 г.): дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2004а. 159 с. [Mandzhieva B. B. Prolog v poetiko-stilevoy traditsii «Dzangara» (Maloderbetovskaâ versiâ 1862 g.) [The epic of Jangar: a prologue in the poetic and stylistic tradition (Baγa Dorbet version of 1862)]. A PhD thesis. Moscow, 2004a. 159 p. (In Rus.)].

7. Манджиева 2004б — Манджиева Б. Б. Пролог в поэтико-стилевой традиции «Джангара» (Малодербетовская версия 1862 г.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2004б. 19 с. [Mandzhieva B. B. Prolog v poetiko-stilevoy traditsii «Dzhangara» (Maloderbetovskaya versiya 1862 g.) [The epic of Jangar: a prologue in the poetic and stylistic tradition (Baγa Dorbet version of 1862)]. A PhD thesis abstract. Moscow, 2004b. 19 p. (In Rus.)]

8. Манджиева 2014 — Манджиева Б. Б. Роль пролога в композиции калмыцкого героического эпоса «Джангар» // «Epic Jangar and Beyond». Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Хобуксар, 16–17 июля 2014 г.). Хобуксар, 2014. С. 209–216. [Mandzhieva B. B. The role of a prologue within the structure of the Kalmyk heroic epic of Jangar. «Epic Jangar and Beyond». Conf. proc. (Hoboksar, 16–17 July 2014). Hoboksar, 2014. Pp. 209–216. (In Rus.)]

9. Манджиева 2015 — Манджиева Б. Б. К вопросу изучения калмыцких богатырских сказок // XLIV Междунар. филолог. науч. конф. Тезисы докладов. СПб.: СПбГУ, 2015. С. 741–742. [Mandzhieva B. B. Studies of Kalmyk heroic tales revisited. 44th Internat. philolog. conf. Conf. abstracts. St. Petersburg: St. Petersburg State Univ., 2015. Pp. 741–742. (In Rus.)]

10. Овалов 1977 — Овалов Э. Б. Поэма о поражении свирепого Хара Киняса в эпосе «Джангар». Элиста: Калм. кн. изд-во, 1977. 79 с. [Ovalov E. B. Poema o porazhenii svirepogo Khara Kinyasa v epose «Dzhangar» [The epic of Jangar: a Song (poem) about the Defeat of Khara Kinyas the Fierce]. Elista: Kalm. Book Publ., 1977. 79 p. (In Rus.)]

11. Убушиева 2009 — Убушиева Д. В. Багацохуровский цикл «Джангара» в записях XIX века (сюжетика и сохранность эпического текста): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Элиста, 2009. 21 с. [Ubushieva D. V. Bagatsokhurovskiy tsikl «Dzhangara» v zapisyakh XIX veka (syuzhetika i sokhrannost’ epicheskogo teksta) [The Baγa Tsokhor cycle of the Jangar epic: 19th century records]. A PhD thesis abstract. Elista, 2009. 21 p. (In Rus.)]

12. Убушиева 2012 — Убушиева Д. В. Сохранность и вариативность эпического текста (материал трех разносюжетных песен Багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар») // Научное наследие профессора А. Ш. Кичикова и актуальные проблемы современной калмыцкой филологии и культуры. Мат-лы регион. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения профессора А. Ш. Кичикова. 2012. С. 133–135. [Ubushieva D. V. Integrity and variability of the epic text: a case study of three songs of the Baγa Tsokhor cycle. «Nauchnoe nasledie professora А. Sh. Kichikova i aktual’nye problemy sovremennoy kalmytskoy filologii i kul’tury» [Scientific heritage of Prof. A. Kichikov and topical challenges of contemporary Kalmyk linguistic and cultural studies]. Conf. proc. 2012. Pp. 133–135. (In Rus.)]

13. Убушиева 2016а — Убушиева Д. В. Пролог Багацохуровского цикла в записях XIX века // ««Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов: проблемы сохранения и исследования». Мат-лы III Междунар. науч. конф., посв. 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Элиста: КИГИ РАН, 2016а. С. 254–256. [Ubushieva D. V. A prologue of the Baγa Tsokhor cycle: 19th century records. ««Dzhangar» i epicheskie traditsii tyurko-mongol’skikh narodov: problemy sokhraneniya i issledovaniya» [The Jangar and epic traditions of Turco-Mongols]. Conf. proc. Elista: Kalmyk Humanities Research Institute of RAS, 2016a. Pp. 254–256. (In Rus.)]

14. Убушиева 2016б — Убушиева Д. В. Археографическое описание текстов песен Багацохуровского цикла XIX века // «Гуманитарная наука Юга России: международное и региональное взаимодействие». Мат-лы II Междунар. науч. конф. Элиста: КИГИ РАН, 2016б. С. 280–281. [Ubushieva D. V. An archaeographic description of texts of the 19th century Baγa Tsokhor cycle texts. «Gumanitarnaya nauka Yuga Rossii: mezhdunarodnoe i regional’noe vzaimodeistvie» [Humanities in Southern Russia]. Conf. proc. Elista: Kalmyk Humanities Research Institute of RAS, 2016b. Pp. 280–281. (In Rus.)]

15. Чистов 1983 — Чистов К. В. Вариативность и поэтика фольклорного текста // История. Культура. Этнография и фольклор славянских народов. М.: Наука, 1983. С. 143–169. [Chistov K. V. Variability and poetics of the folklore text. Istoriya. Kul’tura. Etnografiya i fol’klor slavyanskikh narodov [History, culture, ethnography and folklore of Slavic peoples]. Moscow: Nauka, 1983. Pp. 143–169. (In Rus.)]


Рецензия

Для цитирования:


Манджиева Б.Б. Синоптический анализ прологов «Джангара» (Багацохуровский цикл 1857–1862 гг.). Oriental Studies. 2018;11(5):174-186. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-39-5-174-186

For citation:


Mandzhieva B. The Baγa Tsokhor Cycle of the Jangar Epic (1857–1862): a Synoptical Analysis of Prologues. Oriental Studies. 2018;11(5):174-186. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-39-5-174-186

Просмотров: 554


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)