Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

ОБ ОЙРАТСКОМ СТАРОПИСЬМЕННОМ ПАМЯТНИКЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ТРАДИЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБРЯДА «МАЦГ»

https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-25-3-201-208

Аннотация

Статья посвящена описанию буддийского текста класса gso-sbyong, обнаруженного в Западной Монголии, под названием «Bacaq barixu yosun orošibo», в сравнении с традицией домашних молений калмыков. Ойратская рукопись руководства посвящена описанию буддийского однодневного махаянского обета «мацг», который могли принимать как миряне, так и монахи. В тексте описываются рекомендации к подготовке и принятию этого обета, и приводится перечень запретов для тех, кто уже его принял. Человек, принимающий обет, обязан воздержаться от восьми неблагих действий: 1) не отнимать жизнь у живого существа; 2) не брать того, что не отдали; 3) не порождать вожделения и нечистого поведения; 4) не говорить ложных слов; 5) не принимать одурманивающие средства; 6) не развлекаться, а также не украшать и не умащать свое тело; 7) не пребывать без надобности на высоких и больших тронах (сидениях); 8) не принимать послеполуденной пищи. Обет «мацг» можно было получать не только у духовных лиц, но и у мирян, принявших пять мирских обетов (калм. увшин самнр). Согласно данным исторических источников, основы данной традиции принятия однодневного обета были заложены в XVII в. Зая-пандитой Огторгуйн Далаем. Кроме того, автором сделана попытка проанализировать некоторые языковые особенности ойратского текста, представляющего собой, по всей вероятности, перевод с тибетского.

Об авторе

Г. Б. Корнеев
Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
Россия


Список литературы

1. ПМА - Полевые материалы автора. К. Э. Эрдни-Горяева, 1935 г. р.

2. Бадмаева Г. Ю. Молитвенные напевы обряда мацг (день поста) // Калмыки (Том серии «Народы и культуры»). М.: Наука, 2010. С. 350-351.

3. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 127 с.

4. Бакаева Э. П. К этническим характеристикам калмыцкого буддизма: обряд «мацг» // Научная мысль Кавказа. 2011. С. 120-123.

5. Бакаева Э. П. Калмыки: религия и ее этническая специфика // Буддизм России. СПб., 1998. № 29-30. С. 51-55.

6. Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Вост. лит., 2008. С. 161-200.

7. Бакаева Э. П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (буддизм и «посвященные») // Этнографическое обозрение. 2004. № 3. С. 23-39.

8. Бакаева Э. П. Освоенное культурное пространство в буддийских молитвах калмыков // Буддийская традиция в Калмыкии в XX веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюд-гавджи). 1887-1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 114-129.

9. Богд Нийч тойн Далай Манзуширийн домгийг тодорхой гийгүүлэгч Чандмань эрхи хэмээгдэх оршив. Bibliotheca Oiratica. T. XLVIII. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2015. 204 x.

10. Богшрахинский аймак и богшрахинцы / сост. П. Э. Алексеева. Элиста, АПП Джангар, 2002. 256 с.

11. БАМРС - Большой академический монгольско-русский словарь / под ред. А. Лувсандэндэва, Ц. Цэдэндамба. Т. 1. А-Г. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 520 с. Т. 2. Д-О. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 536 с. Т. 3. Ө-Ф. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 440 с. Т. 4. Х-Я. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2002. 532 с.

12. Кара Д. Книги монгольских кочевников (Семь веков монгольской письменности). М.: Наука, ГРВЛ, 1972. 194 с.

13. Корнеев Г. Б. О традиции домашних молений в калмыцком буддизме: специфика текстов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 2. С. 104-110.

14. Корнеев Г. Б. Гимн тибетским монастырям в традиции домашних молений калмыков // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Сб. науч. трудов. Вып. 3. Элиста: КИГИ РАН, 2015. С. 124-130.

15. Корнеев Г. Б. Молитва «Дуңшур маань» в традиции домашних молений калмыков // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Сб. науч. трудов. Вып. 3. Элиста: КИГИ РАН, 2015. С. 131-140.

16. Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 224 с.

17. Орлова К. В. Описание монгольских рукописей и ксилографов, хранящихся в фондах Калмыкии. М.: Общество востоковедов РАН, КИГИ РАН, 2002. 85 с.

18. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношением сего последнего к народу. (Серия «Наше наследие»). Изд. репринтное. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 512 с.

19. Раднаабадраа. Равжам Зая бандидын тууж Сарны гэрэл хэмээх оршив. Bibliotheca Oiratica, T. XII. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2009. 252 х.

20. Тексты для ежедневных практик / сост., пер. и комм. гелонг Тенгон. М.: б/и., 2015. 744 с.

21. Хамаганова Е. А. Мункэ Борманжинов - бакша донских калмыков. Страницы жизни // Альманах Оrient. Вып. 2-3. 1998. С. 238-265.

22. Шивлянова В. К. Калмыцкий обряд «Мацг Одр» (День поста) и проблемы структурно-стилистического единства молитвенных напевов // Мongolica V. СПб., 2001. С. 113-118.


Рецензия

Для цитирования:


Корнеев Г.Б. ОБ ОЙРАТСКОМ СТАРОПИСЬМЕННОМ ПАМЯТНИКЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ТРАДИЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБРЯДА «МАЦГ». Oriental Studies. 2016;9(3):201-208. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-25-3-201-208

For citation:


Korneev G.B. About an Oirat Written Monument Devoted to the Tradition of ‘Matsg’ Ritual Performance. Oriental Studies. 2016;9(3):201-208. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-25-3-201-208

Просмотров: 401


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)