Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

К вопросу семантической интерпретации эпической формулы «үс саха, түөрт саха»

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-41-1-134-148

Аннотация

Введение. В мифопоэтических текстах олонхо, изобилующих метафоризмом и синкретизмом, глубинные семантические структуры на сегодняшний день продолжают оставаться малоизученными. В статье предпринимается попытка рассмотрения и анализа информационной структуры постоянной эпической формулы үс саха үөскүү илигинэ, түөрт саха төрүү илигинэ (‘букв. когда три якута еще не явились на свет, четыре якута еще не родились’) в ракурсе мифологического миросозерцания с учетом этнических особенностей мышления, которая не была еще специальным полем исследований. Цель: выявить и описать метаязык эпической формулы үс саха үөскүү илигинэ, түөрт саха төрүү илигинэ (‘букв. когда три якута еще не явились на свет, четыре якута еще не родились’). Методы. Междисциплинарный подход обеспечивает приоритет принципа системности. Для достижения цели исследования привлечены методы обзора, сравнения, герменевтики, экстраполяции, структурно-семантического анализа. Использование в реконструкции метаязыка исследуемой формулы метода эмпатии, основанного на идее сахалыы толкуй (‘букв. якутское мышление или толкование’), позволяет увидеть взгляд и оценку концепта изнутри, что безусловно отражает суть этики исследования. Результаты. Устойчивость термина «саха», аргументируемая обзором исторических материалов разных эпох и подтверждаемая внутренними законами языка, дает некий фундамент для препарирования его смысла. Подход для определения архаического значения «саха» опирается на особенности мифологического мировоззрения, строящегося по принципам мифологического мышления. В ходе поэтапного исследования выявлено, что закодированное в слове «саха» сведение репрезентируется как «мыслящее живое существо», следовательно, «человек», а заархивированная внутренняя организация структуры эпической формулы үс саха үөскүү илигинэ, түөрт саха төрүү илигинэ передает сообщение «когда человек-мужчина и человек-женщина еще не родились» (условно: «когда все человечество еще не появилось»), содержащее отголоски древних мировоззренческих установок. Автором статьи, без вступления в противоречие с концепцией многокомпонентности этноса саха, выдвигается гипотеза фиксирования центрального элемента — общей подпочвы общности «саха», открывающей новые возможности понимания периферийных ветвей происхождения многих этнонимов.

Об авторе

Марианна Тимофеевна Сатанар
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Научно-исследовательский институт Олонхо
Россия

заведующий сектором «Олонхо и эпосы народов мира»



Список литературы

1. Аристов 1896 — Аристов Н. А. Заметки по этническому составу тюркских племен и народностей // Живая старина. 1896. Вып. III–IV. С. 329–335.

2. Бётлингк 1990 — Бётлингк О. Н. О языке якутов. Новосибирск: Наука, 1990. 646 с.

3. Блаватская 2010 ― Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Том I. Часть 1. Станца III. М.: Эксмо, 2010. 880 с.

4. Блаватская 2017 — Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Том I. Часть 2. Отдел II. М.: Эксмо-Пресс, 2017. 880 с.

5. Богатырев 1971 ― Богатырев П. Г. Вопросы теории искусства. М.: Искусство, 1971. 511 с.

6. Бравина 2005 ― Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса. Новосибирск: Наука, 2005. 305 с.

7. Боло 1994 — Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: по преданиям якутов бывшего Якутского округа. Якутск: Бичик, 1994. 352 с.

8. Вртанесян 2018 — Вртанесян Г. С. Календарно-числовые особенности эпических текстов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова: Серия «Эпосоведение». 2018. № 3 (11). С. 20–41.

9. Габышева 1988 — Габышева Л. Л. Функции числительных в мифопоэтических текстах // Язык — миф — культура народов Сибири: Межвузовский сб. Вып. 1. Якутск: изд-во ЯГУ, 1988. С. 34–57.

10. Габышева 2003 — Габышева Л. Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов): дисс. ... д-ра филол. наук. Якутск, 2003. 493 с.

11. Габышева 2009 — Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. Новосибирск: Наука, 2009. 143 с.

12. Гоголев 1993 ― Гоголев А. И. Якуты: (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 200 с.

13. Гоголев 2002 ― Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск: изд-во ЯГУ, 2002. 104 с.

14. Еремеев 1980 ― Еремеев Д. Ю. «Тюрк» ― этноним иранского происхождения? К проблеме этногенеза древних тюрков // Советская этнография. 1980. № 3. С. 129–135.

15. Зуев 1970 — Зуев Ю. А. Киргизы-буруты (к воп­росу о тотемизме и принципах этнонимообразования) // Советская этнография. 1970. № 4. С. 72–86.

16. Иванов 1998 — Иванов М. С. Три... Семь... Девять... Якутск: Бичик, 1998. 192 с.

17. Иванов 1978 ― Иванов В. В. Чет и нечет: ассимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. Радио, 1978. 184 с.

18. Иванов 1998 ― Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Знаковые системы. Кино. Поэтика. Том 1. М.: Языки русской культуры, 1998. 912 с.

19. Избекова 2014 — Избекова Е. И. Числительные в олонхо: структура и семантика. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. 152 с.

20. Колодезников 1991 ― Колодезников С. К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение // Духовная культура жизни этноса: сб. научных статей. Якутск, 1991. С. 5–27.

21. Кулаковский 1946 — Кулаковский А. Е. Статьи и материалы по якутскому языку / сост. Н. С. Григорьев. Якутск: Якутск. кн. изд-во, 1946. 152 с.

22. Кулаковский 1979 — Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Книжн. изд-во, 1979. 484 с.

23. Ксенофонтов 1992а — Ксенофонтов Г. В. Ураангхай — сахалар. Очерки по древней истории якутов. Том 1. Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. 416 с.

24. Ксенофонтов 1992б — Ксенофонтов Г. В. Шаманизм: избранные труды. Якутск: Север-юг, 1992. 320 с.

25. Лотман 2000 — Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. 704 с.

26. Малолетко 2012 — Малолетко А. М. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Т. 6. Томск: Томский ун-т, 2012. 336 с.

27. Мелетинский 1976 — Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). М.: Наука, 1976. 407 с.

28. Николаев 2015 — Николаев А. А. Тайная история саха. Якутск: Бичик, 2015. 112 с.

29. Пекарский 1959 — Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Том II–III. Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. II. 2010 стлб.; Т. III. 3858 стлб.

30. Попова 1998 ― Попова А. С. Логико-гносеологический анализ космологического содержания олонхо: автореф. дисс. … канд. филос. наук. Якутск, 1996. 14 с.

31. Поппе 1926 — Поппе Н. Н. Учебная грамматика якутского языка. М.: Центриздат, 1926. 120 с.

32. Потапов 1972 — Потапов И. А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск: Якутск. кн. изд-во, 1972. 143 с.

33. Потебня 1930 — Потебня А. А. Из лекций по теории словесности: Басня, пословица, поговорка. Харьков: Гос. изд. Украины, 1930. 130 с.

34. Потебня 1976 — Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 613 с.

35. Путилов 1994 ― Путилов Б. Н. Вариативность в фольклоре как творческий процесс // Историко-этнографические исследования по фольклору: сб. памяти С. А. Токарева. М.: Вост. лит., 1994. С. 180–197.

36. Сатанар, Илларионов 2017 — Сатанар М. Т., Илларионов В. В. Сакральная символика эпического числительного түөрт “четыре” // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 334–337.

37. Сатанар, Илларионов 2018 — Сатанар М. Т., Илларионов В. В. Модель мира саха: семантика в ракурсе геометрии форм (на материале якутского эпоса) // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 6. С. 471–481.

38. Серошевский 1993 — Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.

39. Сидоров 2004 — Сидоров Е. С. Очерки по олонхо. Монография. Якутск: Изд-во Якутск. ун-та, 2004. 132 с.

40. Слепцов 1990 — Cлепцов П. А. Якутский литературный язык: формирование и развитие общенациональных норм. Новосибирск, 1990. 277 с.

41. Софронов 2005 — Софронов А. И. (Алампа). Стихи, поэмы, рассказы, очерк, статьи / составитель В. Г. Семенова. Якутск: Бичик, 2005. 448 с.

42. Тимофеев-Теплоухов 2014 — Тимофеев-Теплоухов И. Г. Строптивый Кулун Куллустуур. Олонхо. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2014. 607 с.

43. Топоров 1980 ― Топоров В. Н. О числовых моделях в архаических текстах // Структура текста. М.: Наука, 1980. С. 3–58.

44. Топоров 1991 ― Топоров В. Н. Древнегреческие sem- и др. (Знаковое пространство, знак, мотивировка обозначения знака; заметки к теме) // Балканские древности. Балканские чтения - 1: мат-лы по итогам симпозиума (март 1990 г.). М.: Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1991. С. 3–19.

45. Топоров 2010 — Топоров В. Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 496 с.

46. Трощанский 1902 — Трощанский В. Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типо-лит. Императорск. Университета, 1902. 204 с.

47. ТСЯЯ 2011 — Большой толковый словарь якутского языка. В 15 томах. Том VIII / под ред. П. А. Слепцова. Новосибирск: Наука, 2011. 572 с. (Буква С).

48. Тэйлор 1939 — Тэйлор Э. Первобытная культура: исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев. М.: Соцэкгиз, 1939. 568 с.

49. Уваровский 1992 — Уваровскай А. Я. Ахтыылар. Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1992. 56 с.

50. Худяков 1890 — Худяков И. А. Верхоянский сборник. Иркутск: изд. на средства И. М. Сибирякова, 1890.

51. Чанышев 1970 — Чанышев А. Н. Эгейская предфилософия. М.: Изд-во Московского университета, 1970. 240 с.

52. Цивьян 1975 — Цивьян Т. В. К семантике пространственных элементов волшебной сказки (на материале албанской сказки) // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В. Я. Проппа. М.: Наука, 1975. С. 191–213.

53. Шахнович 1971 — Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л.: Наука, 1971. 240 с.

54. ЭМНМ 1980 — Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1980. 654 с.

55. Якубовский 1941 — Якубовский А. Я. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Ташкент: УлФАН, 1941. 19 с.

56. Boodberg 1936 ― Boodberg P. Two notes on the history of the Chinese frontier. Harvard Journal of Asiatic Studies. 1936. Vol. 1. No. 3–4. Pp. 29–34. (In Eng.)

57. Strahlenberg 1730 ― Strahlenberg Ph. Das Nord- und Östliche Teil von Europa und Asia. Stockholm, 1730. 476p. An Internet resource: https://books.google.ru/books?id=EPMOAAAAQAAJ&printsec=titlepage&source=gbs_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (accessed: 25 December 2018). (In Germ.)

58. Aristov N. A. Notes on the ethnic composition of Turkic tribes and ethnic groups. Zhivaya starina. 1896. Is. III–IV. Pp. 329–335. (In Rus.)

59. Blavatskaya E. P. Taynaya doktrina [The Secret Doctrine] Vol. I. Part I. Stance III. Moscow: Eksmo, 2010. 880 p. (In Rus.)

60. Blavatskaya E. P. Taynaya doktrina [The Secret Doctrine] Vol. I. Part 2. Stance II. Moscow: Eksmo-Press, 2017. 880 p. (In Rus.)

61. Bogatyrev P. G. Voprosy teorii iskusstva [Art theory issues]. Moscow: Iskusstvo, 1971. 511 p. (In Rus.)

62. Böhtlingk O. N. O yazyke yakutov [Revisiting the language of the Yakuts]. Novosibirsk: Nauka, 1990. 646 p. (In Rus.)

63. Bolo S. I. Proshloe yakutov do prihoda russkih na Lenu: po predaniyam yakutov byivshego Yakutskogo okruga [The Yakuts before the arrival of the Russians to the Lena: legends of the Yakuts of the former Yakut District]. Yakutsk: Bichik, 1994. 352 p.(In Yakut)

64. Boodberg 1936 ― Boodberg P. Two notes on the history of the Chinese frontier. Harvard Journal of Asiatic Studies. 1936. Vol. 1. No. 3–4. Pp. 29–34. (In Eng.)

65. Bravina R. I. Kontseptsiya zhizni i smerti v kul’ture ehtnosa [The concept of life and death in ethnic culture]. Novosibirsk: Nauka, 2005. 305 p. (In Rus.)

66. Chanyshev A. N. Egeyskaya predfilosofiya. [The Aegean pre-philosophy]. Mosсow: Moscow State Univ., 1970. 240 p. (In Rus.)

67. Eremeev D. Yu. ‘Turk’ ― an ethnonym of Iranian origin? The ethnogenesis of ancient Turks revisited. Sovetskaya etnografiya. 1980. No. 3. Pp. 129–135. (In Rus.)

68. Gabysheva L. L. Fol’klornyy tekst: semioticheskie mekhanizmy ustnoy pamyati [Folklore text: semiotic mechanisms of oral memory]. Novosibirsk: Nauka, 2009. 143 p. (In Rus.)

69. Gabysheva L. L. Functions of numerals in mythopoetic texts. Yazyk — mif — kul’tura narodov Sibiri. Coll. papers. Is. 1. Yаkutsk: Yakutsk State Univ., 1988. Pp. 34–57. (In Rus.)

70. Gabysheva L. L. Slovo v kontekste mifopoeticheskoy kartiny mira (na materiale yazyka i kul’tury yakutov) [The word in the context of a mythopoetic picture of the world (a case study of the Yakut language and culture)]. A ScD thesis abs. Yakutsk, 2003. 493 p. (In Rus.)

71. Gogolev A. I. Yakuty: (problemy ehtnogeneza i formirovaniya kul’tury) [The Yakuts: problems of ethnogenesis and culture formation]. Yakutsk: Yakutsk State Univ., 1993. 200 p. (In Rus.)

72. Gogolev A. I. Istoki mifologii i traditsionnyy kalendar’ yakutov [The Yakuts: origins of mythology and the traditional calendar]. Yakutsk: Yakutsk State Univ., 2002. 104 p.(In Rus.)

73. Zuev Yu. A. The Kirghiz-Buruts: totemism and principles of ethnonym formation revisited. Sovetskaya ehtnografiya. 1970. No. 4. Pp. 72–86. (In Rus.)

74. Ivanov M. S. Tri... Sem’... Devyat’...[Three ... Seven ... Nine ...]. Yаkutsk: Bichik, 1998. 192 p. (In Yakut)

75. Ivanov V. V. Chet i nechet: assimmetriya mozga i znakovyh system [The odd-even: asymmetry of the brain and sign systems]. Moscow: Sov. Radio, 1978. 184 p. (In Rus.)

76. Ivanov V. V. Izbrannye trudy po semiotike i istorii kul’tury. Znakovye sistemy. Kino. Poehtika [Selected works on semiotics and cultural history: sign systems, cinema, poetics]. Vol. 1. Moscow: Yazyki Russkoy Kul’tury, 1998. 912 p. (In Rus.)

77. Izbekova E. I. Chislitel’nye v olonho: struktura i semantika [Numerals in the Olonkho: structure and semantics]. Yakutsk: North-East. Feder. Univ., 2014. 152 p. (In Rus.)

78. Kolodeznikov S. K. Categories of the traditional Yakut culture: space, time, movement. Duhovnaya kul’tura zhizni etnosa. Coll. papers. Yakutsk, 1991. Pp. 5–27. (In Rus.)

79. Kulakovsky A. E. Stat’i i materialy po yakutskomu yazyku [Articles and materials on the Yakut language]. N. S. Grigoriev (comp.). Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1946. 152 p. (In Rus.)

80. Kulakovsky A. E. Nauchnye trudy [Scientific works]. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1979. 484 p. (In Rus.)

81. Ksenofontov G. V. Uraanghay — sahalar. Ocherki po drevney istorii yakutov [Uraangkhai — Sakhalar: essays on the ancient history of the Yakuts]. Vol. 1. Yakutsk: Nat. Publ. House of Sakha (Yakutiya) Republic, 1992. 416 p. (In Rus.)

82. Ksenofontov G. V. Shamanizm: izbrannye trudy [Shamanism: selected works]. Yakutsk: Sever-Yug, 1992. 320 p. (In Rus.)

83. Lotman Yu. M. Semiosfera [The Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo, 2000. 704 p. (In Rus.)

84. Maloletko A. M. Drevnie narody Sibiri. Etnicheskiy sostav po dannym toponimiki [The ancient peoples of Siberia: toponymy-prompted ethnic structures]. Vol. 6. Tomsk: Tomsk State Univ., 2012. 336 p. (In Rus.)

85. Meletinsky E. M. Poetika mifa [Poetics of the myth]. Ser. ‘Investigating Oriental Folklore and Mythology’. Moscow: Nauka, 1976. 407 p. (In Rus.)

86. Mify narodov mira [Myths of the world]. Encyclopedia in 2 vols. Vol. 1. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya, 1980. 654 p. (In Rus.)

87. Nikolaev A. A. Taynaya istoriya saha [The Secret History of the Sakha]. Yakutsk: Bichik, 2015. 112 p. (In Rus.)

88. Pekarsky E. K. Slovar’ yakutskogo yazyka [A dictionary of the Yakut language]. Leningrad: USSR Acad. of Sc., 1959. Vol. 2, 2010 cols.; vol. 3, 3858 cols. (In Yakut and Rus.)

89. Popova A. S. Logiko-gnoseologicheskiy analiz kosmologicheskogo soderzhaniya olonkho [The Olonkho: a logical and gnoseological analysis of the cosmological content]. A PhD thesis abs. Yakutsk, 1996. 14 p. (In Rus.)

90. Poppe N. N. Uchebnaya grammatika yakutskogo yazyka [Practice grammar of the Yakut language]. Moscow: Tsentrizdat, 1926. 120 p. (In Rus)

91. Potapov I. A. Yakutskaya narodnaya rez’ba po derevu [Yakut folk wood carving]. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1972. 143 p. (In Rus.)

92. Potebnya A. A. Iz lektsiy po teorii slovesnosti: Basnya, poslovitsa, pogovorka [Excerpts from lectures on the theory of literature: fable, proverb, adage]. Kharkov: State Publ. House of Ukraine, 1930. 130 p. (In Rus.)

93. Potebnya A. A. Estetika i poetika. [Aesthetics and poetics]. Moscow: Iskusstvo, 1976. 613 p. (In Rus.)

94. Putilov B. N. Variability in folklore as a creative process. Istoriko-ehtnograficheskie issledovaniya po fol’kloru: sb. pamyati S. A. Tokareva. Moscow: Vost. Lit., 1994. Pp. 180-197. (In Rus.)

95. Satanar M. T., Illarionov V. V. Sacred symbols of an epic numeral ‘four’. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2017. № 2 (63). Pp. 334–337. (In Rus.)

96. Satanar M. T., Illarionov V. V. Sakha world model: semantics considered in terms of geometry of forms (based on Yakut folklore material). Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2018. Vol. 7. No. 6. Pp. 471–481. (In Rus.)

97. Seroshevsky V. L. Yakuty. Opyt etnograficheskogo issledovaniya [The Yakuts: an effort of ethnographic research]. Moscow: ROSSPEN, 1993. 736 p. (In Rus.)

98. Sidorov E. S. Ocherki po olonho. Monografiya [Essays on the Olonkho]. Monograph. Yаkutsk: Yаkutsk State Univ., 2004. 132 p. (In Rus.)

99. Sleptsov P. A. Yakutskiy literaturnyy yazyk: formirovanie i razvitie obshchenatsional’nyh norm [The Yakut literary language: formation and development of common national norms]. Novosibirsk, 1990. 277 p.(In Rus.)

100. Sofronov A. I. (Alampa). Stihi, poehmy, rasskazy, ocherk, stat’i [Poems, short stories, essay, articles]. V. G. Semenova (comp.). Yаkutsk: Bichik, 2005. 448 p. (In Yakut)

101. Timofeev-Teploukhov I. G. Stroptivyy Kulun Kullustuur. Olonho [The Obstinate Kulun Kullustuur. Olonkho]. Yakutsk: North-East. Feder. Univ., 2014. 607 p. (In Rus.)

102. Toporov V. N. Revisiting numerical models in archaic texts. Struktura teksta. Moscow: Nauka, 1980. Pp. 3–58. (In Rus)

103. Toporov V. N. The Old Greek sem-, etc. (sign space, sign, motivation of sign designation; related notes). Balkanskie drevnosti. Balkanskie chteniya - 1. Symp. reports. Moscow: Inst. for Slavic and Balkan Studies (USSR Acad. of Sc.), 1991. Pp. 3–19. (In Rus.)

104. Toporov V. N. Mirovoe derevo: Universal’nye znakovye kompleksy [The World Tree: universal sign complexes]. Vol. 2. Moscow: Rukopisnye Pamyatniki Drevney Rusi, 2010. 496 p. (In Rus.)

105. Troshchansky V. F. Evolyutsiya chernoy very (shamanstva) u yakutov [Evolution of the black faith (shamanism) among the Yakuts]. Kazan: Kazan Imperial Univ., 1902. 204 p. (In Rus.)

106. Tolkovyy slovar’ yakutskogo yazyka [An explanatory dictionary of the Yakut language]. P. A. Sleptsov (ed.). In 15 vols. Vol. VIII. Novosibirsk: Nauka, 2011. 572 p. (Letter ‘С’).

107. Taylor E. Pervobytnaya kul’tura: issledovaniya razvitiya mifologii, filosofii, religii, yazyka, iskusstva i obychaev [Primitive culture: researches into the development of mythology, philosophy, religion, language, art, and custom]. Moscow: Sotsekgiz, 1939. 568 p. (In Rus.)

108. Uvarovsky A. Ya. Ahtyylar [Memories]. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1992. 56 p. (In Yakut)

109. Khudyakov I. A. Verhoyanskiy sbornik [The Verkhoyansk collection]. Irkutsk: I. M. Sibiryakov, 1890. (In Rus.)

110. Tsivyan T. V. The magic fairy tale: semantics of spatial elements revisited (a case study of the Albanian fairy tale). Tipologicheskie issledovaniya po fol’kloru. Coll. papers. Moscow: Nauka, 1975. Pp. 191–213. (In Rus.)

111. Shahnovich M. I. Pervobytnaya mifologiya i filosofiya. Predystoriya filosofii. [Primitive mythology and philosophy: prehistory of philosophy]. Leningrad: Nauka, 1971. 240 p. (In Rus.)

112. Strahlenberg 1730 ― Strahlenberg Ph. Das Nord- und Östliche Teil von Europa und Asia. Stockholm, 1730. 476p. An Internet resource: https://books.google.ru/books?id=EPMOAAAAQAAJ&printsec=titlepage&source=gbs_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (accessed: 25 December 2018). (In Germ.)

113. Vrtanesyan G. S. Calendar-numerical characteristics of epic texts. Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Ser. ‘Epic Studies’. 2018. No. 3 (11). Pp. 20–41. (In Rus.)

114. Yakubovski A. Ya. K voprosu ob ehtnogeneze uzbekskogo naroda [Ethnogenesis of the Uzbek people revisited]. Tashkent: UlFAN, 1941. 19 p. (In Rus.)


Рецензия

Для цитирования:


Сатанар М.Т. К вопросу семантической интерпретации эпической формулы «үс саха, түөрт саха». Oriental Studies. 2019;12(1):134-148. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-41-1-134-148

For citation:


Satanar M. The Epic Formula ‘Ȕs Sakha, Tüӧrt Sakha’: Semantic Interpretation Revisited. Oriental Studies. 2019;12(1):134-148. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-41-1-134-148

Просмотров: 750


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)