Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

О бессмертии души в башкирской малой прозе

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-43-3-544-551

Полный текст:

Аннотация

Начиная с древних времен до сегодняшних дней, к теме бессмертия души обращались многие творческие умы, в том числе и башкирские писатели. С наступлением новой исторической эпохи в конце 1980-х гг. стало возможным и необходимым более глубоко познать данную тему, дать новую оценку роли религии в общественном сознании. Целью данного исследования является изучение художественного осмысления мотива бессмертия души в современной башкирской малой прозе в сопоставлении с религиозным сюжетом, для достижения которой требуется решение следующих задач: 1) объяснить сюжет религиозного предания; 2) провести анализ рассказов М. Ямалетдинова, А.-Г. Утябая, Т. Искандарии, миниатюр Г. Хусаинова, используя кластерный подход и мотивный анализ, для выявления типологических особенностей и индивидуальных признаков малых жанров, формирующих логику художественного повествования. Материалом для анализа послужили религиозный сюжет, рассказы «Вечное одиночество» М. Ямалетдинова, «Сорванное яблоко» А.-Г. Утябая, «Павлиноглазка ― мамина бабочка» Т. Искандарии, миниатюры «Душа», «Вознесение души на небеса» Г. Хусаинова. Результаты. Исследуемая малая проза в большей степени ориентирована на постижение сути религиозных взглядов, осмысление научных гипотез: обращаясь к теме бессмертия души, прозаики в поисках ответов на вечный вопрос использовали религиозные мотивы, а также анализировали идеи некоторых современных ученых. Вера в бессмертие содержится в событиях литературного произведения, различных пространственно-временных плоскостях, в эмоциональном состоянии персонажей. Изображаемые писателями такие понятия мусульманского вероисповедания, как джанна (‛рай᾽), джаханнам (‛ад᾽), «душа», «тело», «зикр», «молитва», тасбих (‛чётки᾽) выходят на первый план малой прозы и становятся соединительным звеном элементов текста. Выводы. Автор приходит к выводу, что анализ малоизученных произведений в сопоставлении с религиозным сюжетом позволяет по-новому осмыслить духовные искания времени, дать оценку размышлениям писателей о взаимоотношениях души с божеством, о её бессмертии и дать объективную оценку современного состояния башкирской малой прозы. Хотя произведения имеют свою индивидуальность и особый психологический настрой, всё же «структурное ядро сюжета» исследуемых рассказов и миниатюр составляет вера во Всевышнего, которая без веры в бессмертие теряет свой смысл.

Об авторе

Гульнур Мирзаевна Набиуллина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

кандидат филологических наук, доцент



Список литературы

1. Искандария 2017 ― Искандария Т. Павлиноглазка ― мамина бабочка (на башкирском языке) // Дочь Башкортостана. 2017. № 1. С. 16–19.

2. Утябай 2011 ― Утябай А.-Г. Сорванное яблоко (на башкирском языке). Уфа: Китап, 2011, 406 с.

3. Хусаинов 2000 ― Хусаинов Г. Б. Весь мир (на башкирском языке). Уфа: Китап, 2000. 576 с.

4. Хусаинов 2007 ―Хусаинов Г. Б. Пророк Мухаммед // Ватандаш. 2007. № 6. С. 43–83.

5. Ямалетдинов 1999 ― Ямалетдинов М. Б. Подарок (на башкирском языке). Уфа: Китап, 1999. 272 с.

6. Ямалетдинов 2007― Ямалетдинов М. Б. Круг (на башкирском языке). Уфа: Китап, 2007. 357 с.

7. Iskandariya T. I. Saturniidae – Mother’s Butterfly. Bashkortostan Kyzy. Ufa, 2017. No. 1. Pp. 16–19. (In Bash.)

8. Khusainov G. B. [The Whole World]. Ufa: Kitap, 2000, 576 p. (In Bash.)

9. Khusainov G. B. The Prophet Muhammad. Compatriot. Ufa, 2007. No. 6. Pp. 43–83. (In Russ.)

10. Utyabay A.-G. [The Picked Apple]. Ufa: Kitap, 2011, 406 p. (In Bash.)

11. Yamaletdinov M. B. [The Circle]. Ufa: Kitap, 2007, 357 p. (In Bash.)

12. Yamaletdinov M. B. [The Present]. Ufa: Kitap, 1999, 271 p. (In Bash.)

13. Аминев 2013 ― Амнев З. Г. Эпос «Урал батыр» и мифология башкир. Уфа: Дизайн Пресс, 2013. 160 с.

14. Башкирское народное 1995 ― Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Т. I. Уфа: Китап, 1995. 259 с.

15. Ветловская 2002 ― Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения: проблемы поэтики. СПб.: Наука, 2002. 123 с.

16. Гогиберидзе 2009 ― Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 266 с.

17. Горинова 2017 ― Горинова Н. В. Художественное пространство в пьесах А. Попова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2017. № 4 (44). С. 152–163.

18. Кессиди 1988 ― Кессиди Ф. Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. 220 с.

19. Коран 2009 ― Коран / отв. ред. А. А. Магомедов; пер. М.-Н. О. Османова. М.; СПб: ДИЛЯ, 2009. 576 с.

20. Михановский 2011 ― Михановский В. С. В луче фиолетовом и золотом (Дмитрий Панин) [электронный ресурс] // Голос эпохи. 09.07.2011. URL: http://www.golos-epohi.ru. (дата обращения: 01.02.2019)

21. Набиуллина 2012 ― Набиуллина Г. М. Исламские ценности в рассказе А.-Г. Утябая «Сорванное яблоко» // Вестник Башкирского университета. 2012, № 3 (I). Том 17. С. 1501–1504.

22. Она бессмертна 2016 ― Она бессмертна [электронный ресурс] // Исламский образовательный портал. 9 января 2016. URL: http://islamdag.ru/verouchenie/23677 (дата обращения: 01.02.2019).

23. Прокудина 2001 ― Прокудина Т. Н. Возможные концепции бессмертия в современной культуре [электронный ресурс] // Серия «Symposium», Формирование дисциплинарного пространства культурологи. Выпуск 11. Мат-лы науч.-метод. конф. (г. Санкт-Петербург, 16 января 2001 г.). СПб: Санкт-Петербургское философское общество: 2001. C. 126–130. URL: http://anthropology.ru/ru/text/prokudina-tn/vozmozhnye-koncepcii-bessmertiya-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 25.01.2019).

24. Саньярова 2008 ― Саньярова Р. Р. Концепты внутреннего мира человека в башкирской языковой картине мира (на материале трилогии З. Биишевой «К свету») // Вестник Башкирского университета. 2008. № 4. С. 1012–1015.

25. Сибагатов 2017―Сибагатов Ф. Ш. Творчество Р. Фахретдинова в контексте традиционной арабо-мусульманской литературы // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 69–74.

26. Философский словарь 1989 ― Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. 2-е изд. М.: Сов. энц., 1989, 815 с.

27. Хисамитдинова 2010 ― Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.: Наука, 2010. С. 127.

28. Хусаинов 1998 ― Хусаинов Г. Б. Литература и наука. Уфа: Гилем, 1998. 613 с.

29. Чанышев 1981 ― Чанышев А. Н. Аристотель. М.: Мысль, 1981. 200 с.

30. Юхнова 2018 ― Юхнова И. С. Пушкинский «Пророк» в ранней прозе В. Набокова и Г. Газданова [электронный ресурс] // Новый филологический вестник, 2018. № 2 (45). С. 191–199. URL: http://slovorggu.ru/2018_2/45.pdf (дата обращения: 7.01.2019).

31. [Bashkir Folk Art: Ceremonial Folklore]. Vol. I. Ufa: Kitap, 1995, 259 p. (In Bash.)

32. [Encyclopedic Dictionary of Philosophy]. S. S. Averintsev, E. A. Arab-Ogly, L. F. Ilyichyov et al. (eds.). 2nd ed. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya, 1989. 815 p. (In Russ.)

33. [She (It) Is Immortal]. An online Islamic educational portal. January 9, 2016. An Internet resource: http://islamdag.ru/verouchenie/23677 (accessed: February 1, 2019). (In Russ.)

34. [The Quran]. A. A. Magomedov (ed.); M.-N.O. Osmanov (transl.). Moscow; St. Petersburg: DILYA, 2009. 576 p. (In Russ.)

35. Aminev Z. G. [The Epic of Ural Batyr and Bashkir mythology]. Ufa: Design Press, 2013. 160 p. (In Russ.)

36. Cassidy F. H. Socrates. Moscow: Mysl’, 1988. 220 p. (In Russ.)

37. Chanyshev A. N. [Aristotle]. Moscow: Mysl’, 1981. 200 p. (In Russ.)

38. Gogiberidze G. M. [An Explanatory Dictionary of Islam]. Rostov: Phoenix, 2009. 266 p. (In Russ.)

39. Gorinova N. V. Art space in A. Popov’s plays. Vestnik NII gumanitarnyh nauk pri Pravitel’stve Respubliki Mordoviya. Saransk, 2017. No. 4 (44). Pp. 152–163. (In Russ.)

40. Khisamitdinova F. G. [A Mythological Dictionary of the Bashkir Language]. Moscow: Nauka, 2010. 127 p. (In Russ.)

41. Khusainov G. B. [Literature and Science]. Ufa: Gilem. 1998, 613 p. (In Russ.)

42. Mikhanovsky V. S. [In the Ray of Purple and Gold (Dmitry Panin)]. An Internet resource: http://www.golos-epohi.ru (accessed: February 1, 2019). (In Russ.)

43. Nabiullina G. M. Islamic values in The Picked Apple by A.-G. Utyabai. Bulletin of Bashkir University. 2012. No. 3 (I). Vol. 17. Pр. 1501–1504. (In Russ.)

44. Prokudina T. N. Possible concepts of immortality in modern culture. In: [Creating a Disciplinary Space for Cultural Sciences]. Conf. proc. (St. Petersburg, January 16, 2001). Ser. ‘Symposium’. Is. 11. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2001. Pp. 126–130. An Internet resource: http://anthropology.ru/ru/text/prokudina-tn/vozmozhnye-koncepcii-bessmertiya-v-sovremennoy-kulture (accessed: February 25, 2019). (In Russ.)

45. Sanyarova R. R. Concepts of the individual’s inner world in the Bashkir linguistic world-image (a case study of Towards the Light by Z. Biisheva). Bulletin of Bashkir University. 2008. Vol. 13. No 4. Pp. 1012–1015. (In Russ.)

46. Sibagatov F. Sh. R. Fakhretdinov’s creative work in the context of the traditional Arab-Muslim literature. Vestnik of the Mari State University. 2017. Vol. 11. No. 2 (26). Pp. 69–74. (In Russ.)

47. Vetlovskaya V. E. [Analysis of an Epic Text: Problems of Poetics]. St. Petersburg: Nauka, 2002, 123 p. (In Russ.)

48. Yukhnova I. S. Pushkin’s ‘The Prophet’ in early prose of V. Nabokov and G. Gazdanov. The New Philological Bulletin. 2018. No. 2 (45). Pp. 191–199. An Internet resource: http://slovorggu.ru/2018_2/45.pdf (accessed: January 7, 2019). (In Russ.)


Для цитирования:


Набиуллина Г.М. О бессмертии души в башкирской малой прозе. Oriental Studies. 2019;43(3):544-551. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-43-3-544-551

For citation:


Nabiullina G.M. Bashkir Minor Prose: the Theme of Immortality of Soul. Oriental Studies. 2019;43(3):544-551. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-43-3-544-551

Просмотров: 141


Creative Commons License Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)