Матримониальные коллизии в калмыцком эпосе «Джангар» и сказаниях тюрко-монгольских народов Сибири
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-44-4-707-715
Аннотация
Введение. Эпос «Джангар» относится к героическому типу эпоса, представленного пятью циклами и двумя отдельными песнями. Цель ― анализ песен Багацохуровского цикла «Джангара» как раннего цикла, основанного на архаическом эпосе, ядерным образованием которого является сватовство героя. Методы. Выявленные мотивы матримониальных коллизий в сравнительно-типологическом анализе со сказаниями о сватовстве алтайцев, бурят и тувинцев, позволили определить инвариантные мотивы архаического эпоса, восходящие к мифологии и предшествующим эпическим традициям. Результаты. При исследовании выявлена роль тестя, который является хозяином водной стихии, чей образ восходит к «охотничьему» эпосу. Описание инвариантной роли тестя стало возможно с привлечением эпосов тюрко-монгольских народов Сибири, так как в калмыцкой эпической традиции данный образ представлен рудиментарно. Также выявлено, что в рассмотренных сказаниях, и тексты Багацохуровского цикла не исключение, суженой героя выступает представительница Водного мира, а соперниками, претендующими на суженую богатыря, выступают представители небесного происхождения. Мотивы поиска суженой в другом мире, передвижение Джангар-хана по другим мирам также демонстрирует архаичность цикла. Выводы. Песни Багацохуровского цикла основаны на инвариантном ядерном мотивном фонде архаического эпоса, как и эпос тюрко-монгольских народов Сибири, сравнение с которым проливает свет на многочисленные древние мотивы или же их рудименты, которые иначе объяснить и описать не представляется возможным. Возможное развитие данного цикла раскрывается в свете теории «первоначального ядра». Путем нарастания и «разбухания» ядерных тем и мотивов архаического эпоса стало возможно образование Багацохуровского цикла героического эпоса «Джангар». Трансформация архаических песен «Джангара» в классический героический эпос происходила в русле общих закономерностей развития эпического творчества.
Ключевые слова
Об авторах
Данара Владимировна УбушиеваРоссия
кандидат филологических наук, научный сотрудник
Бальджин Дамринжав
Россия
профессор
Список литературы
1. Абай Гэсэр 1960 ― Абай Гэсэр /сост. А. И. Уланов. Улан-Удэ: Бурятский комплексный научно-исследовательский институт, 1960. 315 с.
2. РО БВФ СПбГУ ― Рукописный отдел Библиотеки Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Olon bum burxan üde dumduni üdelegsen… (= Сотни тысяч бурханов в полдень пребывают в покое…) (Рукопись на ойратском языке).
3. НА РГО ― Научный архив Русского географического общества. Песни и сказки Калмыцкого народа Астраханской Губернии Багацохуровского улуса // Оп. 1. Разряд 53. Д. 15. (Рукопись на ойратском языке).
4. Тувинские героические сказания 1997 ― Тувинские героические сказания / сост. С. М. Орус-оол. Новосибирск: Наука, 1997. 584 с.
5. [Abai Geser]. A. I. Ulanov (comp.). Ulan-Ude: Buryat Inst. for Compr. Studies, 1960. 315 p. (In Russ.)
6. [Hundreds of Thousands of Burkhans Rest in Peace at Noon …]. In: Manuscript Department, Library of Faculty of Asian and African Studies, St. Petersburg State University. Calm. C. 17. File 1770. Pp. 1–28. Lines 30–31. (In Oirat)
7. [The Kalmyks of Bagatsokhorovsky Ulus, Astrakhan Governorate: Songs and Fairy Tales]. In: Scientific Archive of the Russian Geographical Society. Ser. 1. Cat. 53. File 15. (In Oir.).
8. [Tuvan Heroic Legends]. S. M. Orus-ool (comp.). Novosibirsk: Nauka, 1997. 584 p.
9. Гребнев 1960 — Гребнев Л. В. Тувинский героический эпос (Опыт историко-этнографического анализа). М.: Вост. лит., 1960. 147 с.
10. Жирмунский 1960 — Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М.: Восточная литература, 1960. 335 с.
11. Кичиков 1997 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Вост. лит., 1997. 320 с.
12. Манджиева 2018 — Манджиева Б. Б. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: исследование и тексты эпического репертуара Давы Шавалиева. Элиста: КалмНЦ РАН, 2018. 264 с.
13. Мелетинский 2004 — Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Вост.лит., 2004. 462 с.
14. Неклюдов 2015 — Неклюдов С. Ю. Эпос в мировой литературе // Шаги-steps. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2015. С. 7–22.
15. Орус-оол 2011 — Орус-оол С. М. «Джангар» и эпос тюрко-монгольских народов // Избранные научные труды. Научное издание. Абакан: ООО «Журналист», 2011. С. 35–44.
16. Пропп 1958 — Пропп В. Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. М.: Гослитиздат [Ленингр. отд-ние], 1958. 603 с.
17. Пропп 2004 — Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2004. 332 с.
18. Путилов 1971 — Путилов Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. 315 с.
19. Селеева 2019 — Селеева Ц. Б. «Героическое сватовство» в синьцзян-ойратской версии «Джангара»: сюжетный состав и композиционная структура // Новый филологический вестник. 2019. № 2. С. 65–78.
20. Суразаков 1985 — Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985. 256 с.
21. Тулохонов 1991 — Тулохонов М. И. Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн» // Бурятский героический эпос / сост. М. И. Тулохонов. Новосибирск: Наука, 1991. С. 10–37.
22. Убушиева 2019 — Убушиева Д. В.Мотивы «тууль-улигера» (архаического эпоса) в героическом эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). С. 57–69.
23. Уланов 1963 — Уланов А. И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурятск. кн.изд-во, 1963. 220 с.
24. Хабунова 2006 — Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 256 с.
25. Grebnev L. V. [The TuvanHeroic Epic:an Attempted Historical and Ethnographic Analysis]. Moscow: Vost. Lit., 1960. 147 p. (In Russ.)
26. Khabunova E. E. [The Heroic Epic of Jangar: Poetic Constants of the Hero’s Life Circle (a Comparative Insight into National Versions)]. Rostov-on-Don: North Caucasus Scient. Cent., 2006.256 p. (In Russ.)
27. Kichikov A. Sh. [The Heroic Epic of Jangar: a Comparative and Typological Study of the Monument]. Moscow: Vost. Lit., 1997. 320 p. (In Russ.)
28. Mandzhieva B. B. [The Kalmyk Heroic Epic of Jangar: a Study Suppl. with Texts from Dava Shavaliev’s Epic Repertory]. Elista: Kalm. Sc. Cent. of RAS, 2018.264p. (In Russ.)
29. Meletinsky E. M. [Origins of the Heroic Epic: Early Forms and Archaic Monuments]. Moscow: Vost. Lit., 2004. 462 p. (In Russ.)
30. Neklyudov S. Yu. The epic in world literature. Shagi/Steps. 2015. Vol. 1. No. 2. Pp. 7–22. (In Russ.)
31. Orus-ool S. M. The Jangar and epic of the Turko-Mongol. In: [Selected Scholarly Works: an Academic Edition]. Аbakan: Zhurnalist, 2011. Pp. 35–44. (In Russ.)
32. Propp V. Ya. [Historical Roots of the Magic Fairy Tale]. Moscow: Labirint, 2004. 332 p. (In Russ.)
33. Propp V. Ya. [The Russian Heroic Epic]. 2nd ed., rev. Moscow: Goslitizdat, 1958. 603 p. (In Russ.)
34. Putilov B. N. [The Russian and South Slavic Heroic Epic: a Comparative and Typological Study]. Moscow: Nauka, 1971. 315 p. (In Russ.)
35. Seleeva Ts. B. ‘Heroic matchmaking’ in Xinjiang-Oirat version of ‘Dzhangar’: story construction and compositional structure. The New Philological Bulletin. 2019. No. 2. Pp. 65–78. (In Russ.)
36. Surazakov S. S. [The Altaian Heroic Epic]. Moscow: Nauka, 1985. 256 p. (In Russ.)
37. Tulokhonov M. I. The Buryat heroic epic of Alamzhi Mergen. In: [The Buryat Heroic Epic]. M. I. Tulokhonov (comp.). Novosibirsk: Nauka, 1991. Pp. 10–37. (In Russ.)
38. Ubushieva D. V. Motives of ‘tuul-uliger’ (the archaic epos) in the heroic epos ‘Dzhangar’. The New Philological Bulletin. 2019. No. 1 (48). Pp. 57–69. (In Russ.)
39. Ulanov А. I. [The Buryat Heroic Epic]. Ulan-Ude: Buryat Book Publ., 1963. 220 p. (In Russ.)
40. Zhirmunsky V. M. [The Tale of Alpamysh and the Heroic Tale]. Moscow: Vost. Lit., 1960. 335 p. (In Russ.)
Рецензия
Для цитирования:
Убушиева Д.В., Дамринжав Б. Матримониальные коллизии в калмыцком эпосе «Джангар» и сказаниях тюрко-монгольских народов Сибири. Oriental Studies. 2019;12(4):707-715. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-44-4-707-715
For citation:
Ubushieva D., Damrinjab B. Matrimonial Collisions in the Kalmyk Epic of Jangar and Legends of Siberia’s Turko-Mongols. Oriental Studies. 2019;12(4):707-715. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-44-4-707-715

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.