Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Современные локальные формы обрядов принятия невесты у калмыков

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-46-6-1082-1095

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются современные локальные формы обрядов принятия невесты у калмыков — у представителей субэтнических групп дербетов и торгутов. Цель статьи — рассмотрение некоторых современных локальных форм обрядов принятия невесты у калмыков для выявления общего и особенного в обрядовых комплексах у представителей различных групп калмыков. Материалы и методы. Основным источником для данной статьи послужили полевые материалы автора по свадебной обрядности калмыков, собранные в 2008‒2010 гг., в 2018–2019 гг. у представителей субэтнических групп дербетов и торгутов. Для сравнительного анализа были использованы материалы по традиционной свадебной обрядности калмыков из работ исследователей традиционного быта калмыков, составленных в XIX в. В статье применяются описательный, сравнительно-сопоставительный, синхронно-диахронный методы, а также метод реконструкции. Результаты. В современной свадебной обрядности у дербетов акцент в обрядах принятия невесты направлен на введение ее под покровительство семейных и родовых покровителей и божеств, что указывает на сохранение пережиточных форм культа предков, акцент на родство по мужской линии. Порог жилища выступает значимым межевым знаком, преодоление которого санкционирует вступление в новую семью. У представителей субэтнической группы торгутов семантика обрядов по введению невесты коррелируется с древними представлениями об умирающем и воскресающем животном, которое оформляется через ритуальное умерщвление животного — барана как фарна и «заместителя» человека. Использование правой ноги жертвенного животного, которым троекратно ударяют о землю во время обряда по подолу сидящей на полу дома невесты, символизирует «прикрепление» к новой для нее территории в ином статусе, сохранение в современной этнической культуре калмыков рудиментов древних зооморфных культов. В результате исследования выявлено соответствие отличий в свадебных обрядовых практиках у представителей данных субэтнических групп, практиковавшихся в конце XIX в.

Об авторе

Татьяна Исаевна Шараева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник



Список литературы

1. ПМА: инф. 1 — Бадаев Табун Кичикович, 1931 г. р., торгут, зюнгар, п. Яшкуль Яшкульского района РК.

2. ПМА: инф. 2 — Церенова Шиндя Ходжгоровна, 1930 г. р., торгутка, тохан кецг, п. Яшкуль Яшкульского района РК.

3. ПМА: инф. 3 — Адьяева Екатерина Лиджиевна, 1952 г. р., торгутка, дойда багут, г. Лагань Лаганского района РК. Запись в г. Элисте, 2018 г.

4. ПМА: инф. 4 — Эрдни-Горяева Марина Ивановна, 1963 г. р., торгутка, цаатн, г. Лагань Лаганского района РК.

5. ПМА: инф. 5 — Болдырев Андрей Болдыревич, 1936 г. р., торгут, п. Комсомольский Черноземельского района РК.

6. ПМА: инф. 6 — Бембеева Алла Мучиряевна 1957 г/р, торгут, дойда багут, г. Лагань Лаганский район РК. Запись в г. Элисте, 2019 г.

7. ПМА: инф. 7 — Даганова Чогра Поляковна, 1932 г. р., дербетка, п. Кетченеры Кетченеровского района РК.

8. ПМА: инф. 8 — Шураева Булгун Анджукаевна, 1925 г. р., дербетка, баг кетченер, п. Кетченеры Кетченеровского района РК.

9. ПМА: инф. 9 — Китаева Тевкя Николаевна, 1957 г. р., дербетка, багшин шемнр, зёт арван, п. Кетченеры Кетченеровского района РК.

10. ПМА: инф. 10 — Церенова Галина Бадмаевна 1938 г. р., дербетка, хончнур, п. Малые Дербеты Малодербетовского района РК.

11. ПМА: инф. 11 — Дорджиев Петр Цаганович, 1951 г. р., дербет, дунду хурла, баргас арван, п. Ханата Млодербетовского района РК.

12. ПМА: инф. 12 — Санджиева Деля Нимаевна, 1921 г. р., дербетка, ик бухса, мангд арван, п. Ики Бухус Малодербетовского района РК.

13. Бакаева, Гучинова 1989 — Бакаева Э. П., Гучинова Э.-Б. М. Традиционные представления калмыков о жизненном цикле и их отражение в свадебном обряде // Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста: КНИИФЭ, 1989. С. 3–16.

14. Батмаев 2008 — Батмаев М. М. Семья и брак в традициях калмыков. Элиста: ИД «Герел», 2008. 256 с.

15. Бентковский 1869 — Бентковский И. В. Женщина-калмычка Большедербетовского улуса в физиологическом, религиозном и социальном отношении // Сборник статистических сведений о ставропольской губернии. Ставрополь: Ставропольский статистический комитет, 1869. Вып. II. С. 147–167.

16. Будина 1984 –— Будина О. Р. О соотношении общих и локальных традиций (на примере балканских этнических групп на Украине и Молдавии) // Советская этнография. 1984. № 2. С. 15–27.

17. Герасимова 1989 –— Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск: Наука, 1989. 320 с.

18. Гучинова 1989 — Гучинова Э-Б. М. Современные семейные обряды калмыков: автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 1989. 24 С.

19. Дарбакова 1971 — Дарбакова В. П. О некоторых этнических культурно-бытовых процессах у калмыков // Этнографические вести. Элиста: КНИИЯЛИ, 1971. № 2. С. 83–99.

20. Дарбакова 1977 — Дарбакова В. П. Национальные традиции калмыков и формирование современных обычаев и обрядов в Калмыцкой АССР // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 92–100.

21. Дугаров 1983 — Дугаров Д. С. Орнитозооморфная символика женского костюма некоторых тюрко-монгольских народов // Материальная и духовная культура калмыков. Элиста: КНИИФЭ, 1983. С. 36–52.

22. Душан 1976 — Душан У. Д. Обычаи и обряды в дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник. Вып. 1. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. С. 5–89.

23. Житецкий 1893 — Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.

24. Кануков 1928 ― Кануков Х. Б. Галын Окон Тенг­ри. Огнепоклонство у ламаитов-буддистов // Калмыцкая степь. Астрахань, 1928. № 11–12. С. 83–89.

25. Маркарян 1981 — Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С.78–96

26. Насибуллина 2009 — Насибуллина Г. Р. Проблема сохранения этнокультурных традиций в современном мире // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. Казань: Казанский гос. ун-т культуры и искусства. 2009. № 2. С. 49–53.

27. Небольсин 1852 — Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. 192 с.

28. Обряды 2002 ― Обряды в традиционной культуре бурят. М.: Вост. лит., 2002. 222 с.

29. Павлов 1968 — Павлов Д. А. О внедрении новых обрядов и праздников в Калмыцкой АССР // Этнографические вести. Элиста: КНИИЯЛИ, 1968. № 1. С. 23–47.

30. Хабунова 1998 — Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. 224 с.

31. Хабунова 2005 — Хабунова Е. Э. Очаг. Обряды и обрядовый фольклор жизненного цикла калмыков. Элиста: НПП «Джангар», 2005. 206 с., ил.

32. Шалхаков 1982 — Шалхаков Д. Д. Семья и брак у калмыков (XIX — начало XX в.) Историко-этнографическое исследование. Элиста: КНИИФЭ, 1982. 86 с.

33. Шараева 2008 — Шараева Т. И. Ритуальная «смерть» и «возрождение» невесты в свадебном обряде у калмыков // Мат-лы Междунар. науч. конф. «Ойраты и калмыки в истории России, Монголии и Китая»: в 3-х ч. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований. Ч. 3. С. 91–95.

34. Шараева 2009 — Шараева Т. И. «Смотрины жениха» в традиционной калмыцкой свадьбе (по литературным данным) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 117. С. 87–93.

35. Шараева 2010 — Шараева Т. И. Свадебная обрядность // Калмыки. М.: Наука, 2010. С. 249–270.

36. Шараева 2011 — Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков (XIX — начало XXI в.). Элиста: «НПП «Джангар», 2011. 223 с.

37. Шараева 2015 — Шараева Т. И. Свадебный полог у тюрко-монгольских народов: ритуал, функции, семантика (сравнительно-сопоставительный аспект) // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. 2015. №3. С. 141–164.

38. Шараева 2018 — Шараева Т. И. «Когда говорят о свадьбе, то даже и высохший череп туда катится» (к вопросу о значении бараньей головы в свадебных обрядах калмыков) // Монголоведение. 2018. № 13. С. 22–37.

39. Эрдниев 1970 — Эрдниев У. Э. Калмыки (конец XIX — начало XX в.). Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 312 с.

40. Эрдниев 1971 — Эрдниев У. Э. Изменения быта и материальной культуры населения Калмыкии за годы Советской власти // Этнографические вести. Элиста: КНИИЯЛИ, 1971. № 2. С. 3–36.

41. Эрендженов 1980 — Эрендженов К. Э. Цецн булг [Родник мудрости]. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. 188 с. (На калм. яз.)

42. Informant 1. Tabun K. Badaev, b. 1931, ethnic Torghut, Dzungar clan, Yashkul village, Yashkulsky District, Republic of Kalmykia.

43. Informant 2. Shindya Kh. Tserenova, b. 1930, ethnic Torghut, Tokhan Ketsg clan, Yashkul village, Yashkulsky District, Republic of Kalmykia.

44. Informant 3. Ekaterina L. Adyaeva, b. 1952, ethnic Torghut, Doyda Bagut clan, Lagan, Lagansky District, Republic of Kalmykia. Rec. in Elista, 2018.

45. Informant 4. Marina I. Erdni-Goryaeva, b. 1963, ethnic Torghut, Tsaatn clan, Lagan, Lagansky District, Republic of Kalmykia.

46. Informant 5. Andrey B. Boldyrev, b. 1936, ethnic Torghut, Komsomolsky village, Chernozemelsky District, Republic of Kalmykia.

47. Informant 6. Alla M. Bembeeva, b. 1957, ethnic Torghut, Doyda Bagut clan, Lagan, Lagansky District, Republic of Kalmykia. Rec. in Elista, 2019.

48. Informant 7. Chogra P. Daganova, b. 1932, ethnic Dorbet, Ketchenery village, Ketchenerovsky District, Republic of Kalmykia.

49. Informant 8. Bulgun A. Shuraeva, b. 1925, ethnic Dorbet, Bag Ketchener clan, Ketchenery village, Ketchenerovsky District, Republic of Kalmykia.

50. Informant 9. Tevkya N. Kitaeva, b. 1957, ethnic Dorbet, Bagshin Shemnr clan, Zet arvan (minor patrilineage), Ketchenery, Ketchenerovsky District, Republic of Kalmykia.

51. Informant 10. Galina B. Tserenova, b. 1938, ethnic Dorbet, Khonchnur clan, Malye Derbety village, Maloderbetovsky District, Republic of Kalmykia.

52. Informant 11. Petr Ts. Dordzhiev, b. 1951, ethnic Dorbet, Dundu Khurla clan, Bargas arvan, Khanata village, Maloderbetovsky District, Republic of Kalmykia.

53. Informant 12. Delya N. Sandzhieva, b. 1921, ethnic Dorbet, Ik Bukhsa clan, Mangd arvan, Iki Bukhus village, Maloderbetovsky District, Republic of Kalmykia.

54. Bakaeva E. P., Guchinova E.-B. M. Kalmyk traditional representations about life cycles and their traces in wedding rites. In: [Customs and Rites of Mongolic Peoples]. Elista: Kalmyk Research Institute of History, Philology and Economics, 1989. Pp. 3–16. (In Russ.)

55. Batmaev M. M. [Kalmyk Traditions: Family and Marriage]. Elista: Gerel, 2008. 256 p. (In Russ.)

56. Bentkovskiy I. V. Kalmyk woman of Bolshederbetovsky District: physiological, religious and social aspects. In: [Stavropol Governorate: Collected Statistical Data]. Stavropol: Stavropol Statistical Committee, 1869. Is. II. Pp. 147–167. (In Russ.)

57. Budina O. R. Relations between general and local traditions: a case study of Balkan ethnic groups in Ukraine and Moldova.Sovetskaya etnografiya. 1984. No. 2. Pp. 15–27. (In Russ.)

58. Darbakova V. P. Kalmyk national traditions and the shaping of modern customs and rituals in the Kalmyk ASSR.In: [Lamaism in Kalmykia]. Elista: Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History, 1977. Pp. 92–100. (In Russ.)

59. Darbakova V. P. Some (contemporary) ethnic and cultural household processes revisited.In: [Ethnographic Newsletter]. Vol. 2. Elista: Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History, 1971. Pp. 83–99. (In Russ.)

60. Dugarov D. S. Ornitho- and zoomorphic symbols in women’s costumes of some Turko-Mongolic peoples. In: [Material and Spiritual Culture of the Kalmyks]. Elista: Kalmyk Research Institute of History, Philology and Economics, 1983. Pp. 36–52. (In Russ.)

61. Dushan U. D. Pre-revolutionary Kalmykia: customs and rites. In: [Ethnographic Collection]. Vol. 1. Elista: Kalmyk Book Publ., 1976. Pp. 5–89. (In Russ.)

62. Erdniev U. E. [The Kalmyks (Late 19th — Early 20th Centuries):Historical and Ethnographic Sketches]. Elista: Kalmyk Book Publ., 312 p. (In Russ.)

63. Erdniev U. E. Changes in household and material culture of Kalmykia’s population during the Soviet era.In: [Ethnographic Newsletter]. Vol. 2. Elista: Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History, 1971. Pp. 3–36. (In Russ.)

64. Erendzhenov K. E. [The Spring of Wisdom]. Elista: Kalmyk Book Publ., 1980. 188 p. (In Kalm.)

65. Gerasimova K. M. [Traditional Tibetan Beliefs in the Cult System of Lamaism]. Novosibirsk: Nauka, 1989. 320 p. (In Russ.)

66. Guchinova E.-B. M. [Contemporary Kalmyk Family Rites]. Cand. Sc. (history) thesis abstract. Moscow, 1989. 24 p. (In Russ.)

67. Kanukov Kh. B. Galyn Okon Tengri: fire-worship among Lamaist Buddhists. Kalmytskaya step. 1928. No. 11–12. Pp. 83–89. (In Russ.)

68. Khabunova E. E. [Kalmyk Wedding Ceremonial Poetry]. Elista: Kalmyk Book Publ., 1998. 224 p. (In Russ.)

69. Khabunova E. E. [The Hearth: Life-Cycle Rites and Ceremonial Folklore of the Kalmyks]. Elista: Dzhangar, 2005. 206 p. (In Russ.)

70. Markaryan E. S. Theory of cultural tradition: key problems.Sovetskaya etnografiya. 1981. No. 2. Pp.78–96. (In Russ.)

71. Nasibullina G. R. Ethnocultural traditions in modern world: the problem of preservation.Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2009. No. 2. Pp. 49–53. (In Russ.)

72. Nebolsin P. I. [Kalmyks of Khosheutovsky District: Sketches of Everyday Life]. St. Petersburg: K.Kray, 1852. 192 p. (In Russ.)

73. Pavlov D. A. Kalmyk ASSR: introduction of new rites and festivities revisited. In: [Ethnographic Newsletter]. Vol. 1. Elista: Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History, 1968. Pp. 23–47. (In Russ.)

74. [Rites in Buryat Traditional Culture]. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2002. 222 p. (In Russ.)

75. Shalkhakov D. D. [Kalmyk Family and Marriage (19th – Early 20th Centuries): a Historical and Ethnographic Study]. Elista: Kalmyk Research Institute of History, Philology and Economics, 1982. 86 p. (In Russ.)

76. Sharaeva T. I. [Kalmyk Life-Cycle Rites: 19th to Early 21st Centuries]. Elista: Dzhangar, 2011. 223 p. (In Russ.)

77. Sharaeva T. I. ‘Bridegroom show’ in Kalmyk wedding rites: a case study of literary texts. Izvestiya:Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2009. No. 117. Pp. 87–93. (In Russ.)

78. Sharaeva T. I. ‘When it comes to a wedding, even a dry skull rolls in that direction’: the meaning of a sheep’s head in Kalmyk wedding rites revisited. In: [Mongolian Studies (Mongol Sudlal)]. 2018. Vol. 13. Pp. 22–37. (In Russ.)

79. Sharaeva T. I. Kalmyk wedding rites: ceremonial ‘death’ and ‘resurrection’ of the bride.In: [Oirats and Kalmyks in the History of Russia, Mongolia and China].Conf. proc. In 3 vols. Elista: Kalmyk Humanities Research Institute. Vol. 3. Pp. 91–95. (In Russ.)

80. Sharaeva T. I. Wedding prologue among Turko-Mongols: ritual, functions, semantics (a comparative aspect). [Turko-Mongols: Issues of Ethnic History and Culture]. Vol. 3. 2015. Pp. 141–164. (In Russ.)

81. Sharaeva T. I. Wedding rites. In: [The Kalmyks]. Moscow: Nauka, 2010. Pp. 249–270. (In Russ.)

82. Zhitetsky I. A. [Astrakhan Kalmyks: Sketches of Everyday Life (Ethnographic Observations of 1884–1886)]. Moscow: M. Volchaninov, 1893. 87 p. (In Russ.)


Для цитирования:


Шараева Т.И. Современные локальные формы обрядов принятия невесты у калмыков. Oriental Studies. 2019;46(6):1082-1095. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-46-6-1082-1095

For citation:


Sharaeva T. Modern Local Forms of the Brides of Accepting the Bride at Kalmyks. Oriental Studies. 2019;46(6):1082-1095. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-46-6-1082-1095

Просмотров: 22


Creative Commons License Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)