Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Образовательная среда и иерархичность на спецпоселении в Западной Сибири (1940-1950-е гг.)

https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-27-5-45-57

Аннотация

В данной статье посредством анализа государственной образовательной политики, организации образовательного пространства и практик трудоустройства спецпереселенцев в образовательной сфере характеризуется статусная неоднородность «спецконтингентов» в условиях особого административного режима. В среде спецпоселенческого социума депортированных в годы войны народов «внутриконтингентных» социально близких власти групп (сотрудников советских спецслужб, членов ВКП (б) / КПСС и ВЛКСМ). Принадлежность к одной из «благонадежных» групп не снимала клейма спецпереселенца, но создавала благоприятные предпосылки для успешной социализации на поселении. На противоположном «полюсе лояльности» находилась группа «социально опасных» спецпереселенцев, за которыми обеспечивался постоянный и усиленный контроль органов НКВД / МВД. Внутриконтингентная иерархия органично дополнялась межконтингентной. Практика трудоустройства спецпереселенцев-педагогов позволяет утверждать, что на поселении сложилась иерархия «более лояльных» (немцы, калмыки) и «менее лояльных» (Прибалтийские контингенты, депортированные с Северного Кавказа, крымские татары, ОУНовцы) контингентов спецпереселенцев. Автор приходит к выводу, что проводимая государством на спецпоселении «политика бутылочного горлышка» нанесла значительный ущерб депортированным: отбросила общий уровень образования спецпереселенцев на довоенный уровень, привела к диспропорции в подготовке специалистов по ряду направлений и специальностей, особенно гуманитарного профиля.

Об авторе

А. С. Иванов
Сургутский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Алексеева Л. B. Социокультурная политика советской власти на Обь-Иртышском Севере 1920-1941 гг.: приоритеты, формы осуществления и результаты. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 2003. 251 с.

2. Боркова Е. В. Депортация калмыков в Тюменскую область (1944-1956 гг.) // Вестник Тобольского государственного педагогического института. 2004. № 3. С. 136-143.

3. Гучинова Э.-Б. М. Помнить нельзя забыть. Антропология депортационной травмы калмыков. Штутгарт: ibidem, 2005. 282 c.

4. Демидова Н. И. Исследование подходов к категории «образовательная среда» в истории психолого-педагогической мысли // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 76-82.

5. Загороднюк Н. И. Школы для спецпереселенцев (30-50 гг.) // Исторический опыт образования Тюменского края. Мат-лы обл. науч. конф. Тюмень: [б/и], 1992. 208 с.

6. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М.: Наука, 2005. 306 с.

7. Игнатова Н. М. Спецпереселенцы в республике Коми в 1930-1950-е гг. Сыктывкар: ИИО Коми НЦ УрО РАН, 2009. 192 с.

8. Кирилюк Д. В. Системные проблемы школьного образования на Тюменском Севере в 1945-1966 гг. // Северный регион: наука, образование, культура. 2015. Т. 4. № 2 (32). С. 25-29.

9. Красильников С. А., Сарнова В. В. Сохранение национальной культуры и этничности спецпереселенцами в Сибири в 1930-1940-е годы // Национально-культурная политика в Сибирском регионе в XX в.: Сб. науч. тр. Новосибирский гос. университет. Новосибирск, 2004. С. 197-217.

10. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма / отв. ред. Д. А. Чугаев. М.: Наука, 1970. 432 с.

11. Максимов К. Н. Великая Отечественная война: Калмыкия и калмыки. М.: Наука, 2007. 374 с.

12. Максимов К. Н. Репрессии против калмыцкого народа и его реабилитация (1943-1950-е гг.) // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Элиста: ИД Герел, 2009. Т. 2. С. 580-641.

13. Мошкин В. В. Крестьянская ссылка на Обь-Иртышский Север (1930-1933 гг.): дис. … канд. ист. наук. Нижневартовск, 2008. 215 с.

14. Некрич А. Наказанные народы // Нева. 1993. № 9. C. 223-261; № 10. C. 246-284.

15. Папков С. А. Обыкновенный террор. Политика сталинизма в Сибири. М.: РОССПЭН, 2012. 440 с.

16. Стась И. Н. Развитие образования как фактор урбанизации Ханты-Мансийского автономного округа (1960-е - начало 1990-х гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-1 (60). С. 167-171.

17. Убушаев В. Б., Убушаев К. В. Калмыки: выселение, возвращение, возрождение. 1943-1959 гг. Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2007. 496 с.

18. Чернолуцкая Е. Н. Принудительные миграции на советском Дальнем Востоке в 1920-1950-е гг. Владивосток: Дальнаука, 2011. 512 с.

19. Шадт А. А. Национальная политика в Сибири в годы Великой Отечественной войны // Западная Сибирь в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Новосибирск: Наука-Центр, 2004. 293 с.

20. Шадт А. А. Этническая ссылка советских немцев // Маргиналы в советском социуме. 1930-е - середина 1950-х гг. Новосибирск, 2010. С. 355-416.

21. Statiev A. Soviet ethnic deportations: intent versus outcome // Journal of Genocide Research. (2009) 11(2-3). June-September. P. 243-264.


Рецензия

Для цитирования:


Иванов А.С. Образовательная среда и иерархичность на спецпоселении в Западной Сибири (1940-1950-е гг.). Oriental Studies. 2016;9(5):45-57. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-27-5-45-57

For citation:


Ivanov A.S. Educational Environment and Hierarchy within the Deportee Community in Western Siberia (1940-1950s). Oriental Studies. 2016;9(5):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-27-5-45-57

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)