Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Буддизм и политика во Внутренней Азии

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-8-16

Аннотация

Введение. Статья посвящена буддизму во Внутренней Азии. Цель статьи состоит в анализе ключевых особенностей тибетского буддизма и рассмотрении поворотных вех его истории в контексте противоречий воюющих политий Внутренней Азии с Цинской и Российской империями. Материалы и методы. Фактологической основой статьи стали фундаментальные исторические труды по Внутренней Азии. Методологической основой ― понимание тибето-монгольского буддизма как культурной целостности, в которой региональным традициям присущи сходные институциональные формы. Результаты и выводы. Автор отмечает, что отличительными особенностями тибетской традиции буддизма стали обоготворение учителя, то есть поклонение ему в качестве «воплощенного» тела Будды ― тулку (тиб. sprul-sku); модель его взаимоотношений со светской властью, выражавшаяся концептом чойон (тиб. mchod-yon ‘лама-покровитель’); теократическая форма правления, выраженная формулой «религия и политика едины» (тиб. chos-sridzung-‘brel). Важнейшей вехой истории Внутренней Азии стало вступление на ее арену Цинской и Российской империй. Уничтожение Джунгарского ханства и разграничение владений цинского Китая и России привели к тому, что Внутренняя Азия перестала существовать в виде конгломерата автономных воюющих политий, и в ее истории наступил новый важный этап, полностью переформатировавший место и роль монголов и тибетцев во Внутренней Азии. Основой политики обоих государств в отношении буддизма и его общин были децентрализация и фрагментация, с одной стороны, и покровительство — с другой. В результате этой политики вкупе с активностью самих буддистов к началу XX в. во Внутренней Азии сложилось огромное пространство тибето-монгольского буддизма с религиозными центрами в Лхасе, Пекине и Урге. Несмотря на то, что эта буддийская традиция не являлась единым организационным целым, она представляла собой безусловную культурную целостность, основанием которой являлись авторитет школы гелукпа и ее главных иерархов Далай-лам, Панчен-лам и Джебцзун-Дамба-хутухт, монастырская система школы, институт лам-перерожденцев, тибетский язык и тибетский буддийский канон, культовая система Ваджраяны.

Об авторе

Ирина Регбиевна Гарри
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Россия

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,

д. 6, ул. Сахьяновой, 670047 Улан-Удэ, Российская Федерация



Список литературы

1. Бакаева 1994 ― Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.

2. Галданова, Герасимова и др. 1983 ― Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б., Митупов Г. Ц. Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX в. Новосибирск: Наука, 1983. 235 с.

3. Златкин 1983 ― Златкин И. Я. История Джунгарского ханства (1635‒1758). М.: Наука, 1983. 332 с.

4. Монгуш 2001 ― Монгуш М. В. История буддизма в Туве (вторая половина XVI – конец XX в.). Новосибирск: Наука, 2001. 200 с.

5. Солощева 2013 ― Солощева М. А. Кукунорский мятеж 1723‒1724 годов и его значение для истории Тибета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 13. 2013. Вып. 1. С. 58‒66.

6. Цыремпилов 2013 ― Цыремпилов Н. В. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII – нач. XX в.). Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2013. 335 с.

7. Beckwith 1987 ― Beckwith C. I. (ed.) The Tibetans in the Ordos and North China: Considerations on the Role of the Tibetan Empire in World History // Silver on Lapis: Tibetan Literary Culture and History. Bloomington: The Tibet Society, 1987. Pp. 3‒12.

8. Cüppers 2004 ― Cüppers C. (ed.) The Relationship Between Religion and State (chossridzung ‘brel) in Traditional Tibet. Lumbini: Lumbini International Research Institute, 2004. 328 p.

9. Goldstein 1997 ― Goldstein M. The Snow Lion and the Dragon. China, Tibet and the Dalai Lama. Berkeley: University of California Press, 1997. 152 p.

10. Hilton 2012 ― Hilton J. Lost Horizon. Reissue edition. New York: Harper Perennial, 2012. 241 p.

11. Perdue 2005 ― Perdue P. China Marches West: The Qing Conquest of Central Eurasia. Cambridge (Massachusetts), London (England): The Belknap Press of Harvard University Press, 2005. 725 p.

12. Ruegg 1997 ― Ruegg S. The Preceptor-Donor (Yon Mchod) Relation in Thirteenth-Century Tibetan Society and Polity, Its Inner Asian Precursors and Indian Models // Steinkellner E. (ed.) Tibetan Studies: Proceedings of the 7th Seminar of the International Association for Tibetan Studies. Vol. 2. Graz: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1997. Pp. 857‒872.

13. Schwieger 2015 ― Schwieger P. The Dalai Lama and the Emperor of China: A Political History of the Tibetan Institute of Reincarnation. New York: Columbia University Press, 2015. 352 p.

14. Wallace 2015 ― Wallace V. (ed.) Buddhism in Mongolian History, Culture, and Society. Oxford, UK: Oxford University Press, 2015. 352 p.

15. Wylie 1977 ― Wylie T. The First Mongol Conquest of Tibet Reinterpreted. Harvard Journal of Asiatic Studies. 1977. 37(1): 103–133.


Рецензия

Для цитирования:


Гарри И.Р. Буддизм и политика во Внутренней Азии. Oriental Studies. 2020;13(1):8-16. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-8-16

For citation:


Garri I.R. Buddhism and Politics in Inner Asia. Oriental Studies. 2020;13(1):8-16. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-8-16

Просмотров: 945


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)