Положение «дулгуяк-кадай» в традиционной культуре тувинцев (вторая половина XIX – начало XXI в.)
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-55-63
Аннотация
В статье поставлена цель — анализ социовозрастной группы дулгуяк-кадай, что в переводе с тувинского означает ‘старая дева’, особенностей их положения в традиционном тувинском обществе и в современных условиях. Полевые материалы получены от непосредственных носителей народных традиций, и в этом их ценность. Результаты. Во все времена в Туве была высока ценность брака, главным предназначением женщины-тувинки ― херээжен кижи было быть женой и матерью. Поэтому дулгуяк-кадай вызывали жалость и даже пренебрежение по отношению к ним. Эта социовозрастная группа не вписывалась в установившийся порядок тувинского традиционного социума, однако включалась в его жизнь, составляя неотъемлемую его часть, способствуя расшатыванию патриархальных устоев тувинского общества. На основании историко-этнографических данных, собранных авторами в ходе комплексной экспедиции в ряде районов в течение 2018–2019 гг., и других источников выявлены причины безбрачия девушек, показана роль дулгуяк-кадай в жизни отцовской семьи, отношение к ней ее членов и общества в целом. Отмечены некоторые особенности данного явления в современных условиях утраты народных традиций, с влиянием процессов глобализации.
Об авторах
Зоя Юрьевна ДоржуРоссия
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории
д. 36, ул. Ленина, 667000 Кызыл, Российская Федерация
Людмила Александровна Даш
Россия
аспирант кафедры отечественной истории
д. 36, ул. Ленина, 667000 Кызыл, Российская Федерация
Список литературы
1. ПМА: Суван 2018 ― Беседа с Январь Демировной Суван, 1941 г. р., пенсионер. Работала учителем тувинского языка и литературы в Чаа-Хольской средней школе Улуг-Хемского кожууна. Запись в г. Кызыле 27.07.2018.
2. ПМА: Шойдак 2019 ― Беседа с Маргаритой Дугаржаповной Шойдак, 1947 г. р., пенсионер. Работала учителем начальных классов с. Хандагайты Овюрского кожууна. Запись в п. Межегей Тандинского кожууна 17.06.2019, 18.06.2019.
3. ПМА: Монгуш 2019 ― Беседа с Валентиной Бегзиевной Монгуш, 1940 г. р., пенсионер. Работала учителем тувинского языка и литературы в с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна. Запись в г. Кызыле 26.07.2019, 28.07.2019.
4. Айыжы 2017 ― Айыжы Е. В. Формы семьи и брака тувинцев России, Монголии и Китая // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. С. 58–66.
5. Биче-оол 2018 ― Биче-оол С. М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их трансформация в советский период. Абакан: Журналист, 2018. 128 с.
6. Доржу 2011 ― Доржу З. Ю. Тувинская семья: тенденции ее жизнедеятельности // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2011. № 1. С. 35–38.
7. Доржу 2018 ― Доржу З. Ю. Из истории женского движения в Туве // IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия. Сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Кызыл: Тувинск. гос. ун-т, 2018. С. 198–205.
8. Доржу 2019 ― Доржу З. Ю. Межэтническое взаимодействие русских и тувинцев в советской и постсоветской Туве (на примере национально-смешанных семей) // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. С. 144–156.
9. Забелина 2010 ― Забелина Г. А. Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине XX века. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН. 2010. 118 с.
10. Катанов 2011 ― Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли (Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии наук и Императорского Русского географического общества). Антропология, этнография, мифология, фольклор. Абакан: Журналист, 2011. 84 с.
11. Кенин-Лопсан 2006 ― Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. 232 с.
12. Кон 2007 ― Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию // Урянхай: Тыва дептер / сост. С. К. Шойгу. Т. 4. М.: Слово, 2007. С. 348–548.
13. Курбатский 2001 ― Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2001. 462 с.
14. Кустова 2000 ― Кустова Ю. Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 160 с.
15. Менхен-Хельфен 2007 ― Менхен-Хельфен О. Путешествие в азиатскую Туву // Урянхай: Тыва дептер / сост. С. К. Шойгу. Т. 6. М.: Слово, 2007. С. 220–352.
16. Тадина 1992 ― Тадина Н. А. Формы заключения брака и ритуальное поведение у алтайцев. Этнографическое обозрение. 1992. № 4. С. 50–57.
17. Численность населения 2019 ― Численность населения за 2019 год [электронный ресурс] // Статистика по России. Республика Тува: общая демография. URL: https://russia.duck.consulting/regions/17 (дата обращения: 15.12. 2019).
18. Юша 2018 ― Юша Ж. М. Фольклор и обряд тувинцев Китая в начале XXI века. Структура. Семантика. Прагматика. Новосибирск: Наука, СО РАН. 2018. 400 с.
19. Яковлев 2007 ― Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея // Урянхай: Тыва дептер / сост. С. К. Шойгу. Т. 5. М.: Слово, 2007. С. 202–253.
Рецензия
Для цитирования:
Доржу З.Ю., Даш Л.А. Положение «дулгуяк-кадай» в традиционной культуре тувинцев (вторая половина XIX – начало XXI в.). Oriental Studies. 2020;13(1):55-63. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-55-63
For citation:
Dorzhu Z.Yu., Dash L.A. Status of Dulguyak-Qadai in Tuvan Traditional Culture: Mid-19th to Early 21st Centuries. Oriental Studies. 2020;13(1):55-63. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-55-63

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.