Символика обрядовых действий в практике мирян-буддистов (обряд подношения лампадки)
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-164-172
Аннотация
Введение. Отношения между религиозной и социальной повседневностью всегда имеют взаимную связь — образ жизни оказывает влияние на подход к религии, а религиозные нормы влияют на образ жизни. В повседневной жизни мирян-буддистов, вне зависимости от принятых ими религиозных обетов, существует ряд обязательных практик, сопровождающихся определенными обрядовыми действиями. Среди таких традиционных действий одним из важных является обряд подношения зажженной лампадки, который неизменно присутствует во всех видах религиозной практики. Процесс подготовки и обряд подношения зажженной масляной лампадки сопровождается произнесением традиционной молитвы-благопожелания. Цель статьи — введение в научный оборот текста молитвы-благопожелания и анализ символического содержания обряда подношения зажженной лампадки. Решаемые задачи — определить скрытый смысл обрядового действия и содержания текста молитвы. Основной метод исследования — историко-философский и сравнительно-сопоставительный анализ. Новизна работы. Несмотря на повседневность практики подношения зажженной лампадки, анализ содержания этого обрядового действия и сопровождающей молитвы-благопожелания не осуществлялся. Результаты исследования: символический смысл буддийского обряда подношения зажженной лампадки основан на фундаментальных положениях буддийского учения; в содержании текста молитвы-благопожелания существует скрытый уровень, связанный с развитием в сознании сострадания; обрядовое действие и текст молитвы способствуют отрешенности от повседневного ритма жизни и актуализируют необходимость соблюдения обета Прибежища. Заключение. На основе анализа обряда подношения зажженной лампадки и текста молитвы благопожелания, раскрывается символический и скрытый уровень в содержании обряда и текста молитвы-благопожелания.
Об авторе
Баазр Александрович БичеевРоссия
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация
Список литературы
1. ПМА — Полевые материалы автора.
2. Бичеев 2003 — Бичеев Б. А. Этнообразующие доминанты духовной культуры западных монголов (ойратов). Элиста: КалмГУ, 2003. 204 с.
3. Бичеев 2004 — Бичеев Б. А. «Иткл» — обет Прибежища в буддизме. Традиционалистский ресурс психотехники в этническом сознании калмыков. Элиста: КалмГУ, 2004. 78 с.
4. Кануков 1928 — Кануков Х. Б. Будда-ламаизм и его последствия. Астрахань: Тип. Калмиздата, 1928.94 с.
5. Литвинский 1989 — Литвинский Б. А. Монастырская жизнь восточнотуркестанской сангхи. Буддийские церемонии // Буддизм: История и культура. М.: ГРВЛ; Наука, 1989. С. 169–189.
6. Лосев 1990 — Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Опыты. Литературно-философский сборник / cост. А. В. Гулыга. М.: Советский писатель, 1990. С. 137–173.
7. Позднеев 1993 — Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Изд. репринтное. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 512 с.
8. Тәрнс 1994 — Тәрнс. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 98 с.
9. Чандра 2019 — Чандра Л. Дипанкара [электронный ресурс] // Искусство Евразии. 2019. № 3 (14). С. 66–73. URL: https://readymag.com/u50070366/1483113/11/ (дата обращения; 10.12.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Бичеев Б.А. Символика обрядовых действий в практике мирян-буддистов (обряд подношения лампадки). Oriental Studies. 2020;13(1):164-172. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-164-172
For citation:
Bicheev B.A. Symbolism of Rituals in Lay Buddhist Practices: Oil Lamp Offering. Oriental Studies. 2020;13(1):164-172. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-164-172

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.