Жизнь и деятельность второго перерожденца Нейджи-тойна: источниковедческий анализ намтара
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-173-182
Аннотация
Целью статьи является ввод в научный оборот намтара — биографии Агванг-Лобсан-Дамбижалцана, второго перерожденца известного проповедника буддизма Нейджи-тойна Далай Манджушри (1557–1653), сына ойратского князя Мэргэн-Тэбэнэ. Намтар издан в городе Улан-Хад в 2010 г. профессором Алтан-Оргилом. Материалы. В работе даны источниковедческий анализ и характеристика рукописи, написанной в 1756 г. учеником второго перерожденца Дана-Самударой, известным также под именами Уратский Номун-Далай, Уратский Дарма, Чойчжамцо. В результате критики текста биографии выявлены ее структура и содержание, установлено, что структурно она состоит из семи частей, каждая из которых завершается стихотворными кариками, кратко отражающими содержание соответствующей части. Завершается биография пространным колофоном. Результаты. В статье впервые на основе анализа содержания текста приводятся биографические сведения о жизни и деятельности хубилгана Нейджи-тойна, о его роли в истории становления буддизма во Внутренней Монголии, о его взаимоотношениях с маньчжурским двором, о политике цинских правителей в регионе Внутренней Азии. Выводы. Данные, изложенные в биографии, позволяют прийти к заключению о том, что в проникновении и развитии буддизма среди разных монгольских этнических групп, наряду со многими объективными социально-политическими факторами, большую роль сыграли и отдельные конкретные буддийские деятели, биография одного из которых рассмотрена в данной статье. Несмотря на недостаточность его личностных характеристик, максимальное приближение биографии рассматриваемого буддийского монаха к жизненно-историческим реалиям подтверждает значительность его деятельности, основной заслугой которого являлось продолжение традиций предшественника по внедрению буддийских практик на монгольском языке, способствовавших его развитию.
Ключевые слова
Об авторе
Цымжит Пурбуевна ВанчиковаРоссия
доктор исторических наук, главный научный сотрудник
д. 6, ул. Сахьяновой, 670047 Улан-Удэ, Российская Федерация
Список литературы
1. Бакаева 1994 — Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.
2. Ванчикова 2006 — Ванчикова Ц. П. История бурятского буддизма: письменные источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 154 с.
3. Ванчикова 2011 — Ванчикова Ц. П. Биографии последователей Нейджи-тойна // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2011. № 1. С. 81–88.
4. Ванчикова 2019 — Ванчикова Ц. П. Буддизм в Монголии: история, духовенство, монастыри. Иркутск: Оттиск, 2019. 292 с.
5. Дылыков 1965 — Халха Джирум: памятник монгольского феодального права XVIII в. / сводный текст и перевод Ц. Ж. Жамцарано; подготовка текста к изданию, редакция перевода, введение и примечания С. Д. Дылыкова. М.: Наука, 1965. 339 с.
6. Ковалевский 1844–1849 — Ковалевский О. М. Монгольско-русско-французский словарь. В 3 т. Т. 3. Казань: Тип. Казанского университета, 1849. С. 1546–2690.
7. Норбо 1999 — Норбо Ш. Зая-пандита (Материалы к биографии). Перевод со старописьменного монгольского языка Д. Н. Музраевой, К. В. Орловой, В. П. Санчирова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 335 с.
8. Позднеев 1993 — Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. 1887. Серия «Наше наследие». Изд. репринтное. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 512 с.
9. Пурбуева 1984 — Пурбуева Ц. П. «Биография Нейджи-тойна» — источник по истории буддизма в Монголии. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1984. 113 с.
10. Бира 1995 — Зая бандид Лувсанпринлэй. Живзундамба Лувсанчойжижалцанбогийн ердийн товч намтар. Түвэд хэлнээс орчуулж эрдэм шинжилгээний тайлбар бичсэн академич Ш. Бира (Зая-пандита Лувсанпринлэй. Краткий намтар Джебдзундамбы Лувсанчойжижалцанбо. Перевод с тибетского с научными комментариями Ш. Бира). Улаанбаатар: ЭРДЭМ, 1995. 48 с.
11. Хүрэлбаатар 2001 — Хүрэлбаатар Л. I богд Жавзандамбалувсандамбижанцан (I богдо Жавзандамбалувсандамбижанцан). Улаанбаатар: Хаадын сан, 2001. 27 с.
12. Degedü törülkitü 1989 — Degedü törülkitü boγda gsnas bju toyin qutuγtu vagisuvara sumati ša sa na dhuvaza sayin čoγtu-yin čidag doluγan erdem tegüsügsen süsüg-ün jula kemegdekü orusiba (= Биография Высокорожденного, великого vagisuvara sumati ša sa na duvaza богда Нейджи-тойн-хутухту, именуемая «Лампада веры, преисполненная семью науками) // Kӧkeqota-yin teüken mongɣol surbulji bicig. Хух-хото: Изд-во комитета по культуре Внутренней Монголии, 1989. 499 с.
13. Mongɣol sudulul-un 2007 — Mongɣol sudulul-un nebterkei toli. Šasin surtaqun (Энциклопедический словарь по монголоведению. Религиоведение). (Encyclopeadia of Mongolian studies on religions). Ulaγanqada: öbür mongɣol-un arad-un keblel-ün qoriy-a. šasin surtaqun-u boti (Народное изд-во Внутренней Монголии), 2007. 833 c.
14. Möngke 1998 — Möngke B. Nomundalai kiged tegun-ü “Süsüg-ün jula” // Mongγol burqan-u šasin-u uran jokiyal-un sudulul (Номундалай и его «Светильник веры» // Исследования монгольских буддийских литературных произведений). Huhhot: Изд-во комитета по культуре Внутренней Монголии, 1998. C. 240–269.
15. Ӧbür boɣda-yin namtar 2010 — Ӧbür boɣda-yin namtar // Mongɣol surbulji bičig-ün kümürge (НамтарУбур-богдо // Собрание монгольских источников). B. 1. Ulaγaanqada: Изд-во комитета по культуре Внутренней Монголии. 2010. 521 c.
16. Bareja-Starzynska 2015 — The Biography of the First Khalkha Jebtsundampa Zanabazar by Zaya Pandita Luvsanprinlei. Studies, Annotated Translation, Transliteration and Facsimile by Agata Bareja-Starzynska. Warsaw: ELIPSA, 2015. 414 p.
17. Bawden 1961 — Bawden Ch. The Jebtsundamba khutukhtus of Urga. Text, translation and notes // Asiatische Forschungen. Bd. 9. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1961. 142 p.
18. Heissig 1953 — Heissig W. Mongolian source to the Lamaist suppression of shamanism in the XVII-th century // Anthropos. 1953. Vol. 48, fasc. 1–2. P. 1–29; fasc. 3-4. Pp. 492–536.
Рецензия
Для цитирования:
Ванчикова Ц.П. Жизнь и деятельность второго перерожденца Нейджи-тойна: источниковедческий анализ намтара. Oriental Studies. 2020;13(1):173-182. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-173-182
For citation:
Vanchikova Ts.P. Life and Activities of the 2nd Neiji Toyin: a Historiographic Analysis of His Namtar. Oriental Studies. 2020;13(1):173-182. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-173-182

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.