Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Святыни Утайшаня как объект изучения буддийского наследия

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-385-404

Полный текст:

Аннотация

Введение. В буддийской религиозной практике Утайшань как символ пяти священных гор Китая издавна пользовался славой у паломников как одно из самых сакральных мест Восточной и Центральной Азии вслед за Лхасой в Тибете. В статье рассматриваются сакральные объекты Утайшаня и особенности почитания буддийских объектов паломниками (в том числе представителями монголоязычных народов). Целью данной работы является исследование современных локальных форм поклонения буддистов в период посещения религиозных объектов Утайшаня и выявление общего и особенного в их практиках. Материалы и методы. Основным источником для данной статьи послужили полевые материалы автора по итогам поездки в 2019 г. в буддийский религиозный и паломнический центр Утайшань провинции Шаньси Китайской Народной Республики. Для сравнительного анализа были использованы материалы по традиционным религиозным представлениям монгольских народов, в частности бурят. В работе применялись описательный метод, историко-сравнительный анализ, а также метод включенного наблюдения. Результаты. В современном мире для многих представителей традиционных религиозных практик в связи с открытием границ стали доступны для визитов и осмотров различные объекты, в том числе религиозные, и появилась возможность посещения особых культовых мест. К таким местам относятся, согласно культурно-историческим традициям бурят, сакральные объекты и на территории этнической Бурятии (например, о. Ольхон и национальный парк «Алханай»), и в соседних государствах (главный буддийский храм Гандан Тэкчилинг в Улан-Баторе, в Монголии, Лхаса и Утайшань — в КНР и др.). В результате первичного исследования выявлена историческая связь священных гор Утайшаня с другими сакральными объектами Восточной и Северной Азии и их религиозно-мифологические параллели. Согласно религиозной традиции, указанные объекты, начиная с Юаньской династии, оказали огромное влияние на развитие буддизма в контексте этнокультурных традиций монгольского мира.

Об авторе

Баир Цыремпилович Гомбоев
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Россия

кандидат исторических наук, научный сотрудник

д. 6, ул. Сахьяновой, 670047 Улан-Удэ, Российская Федерация



Список литературы

1. ПМА: инф. 1 ― Информант Толтохийн Толто, 70 лет, баргут, гор. Маньчжурия, Хайлар. Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, запись 2010, 2011 гг.; г. Улан-Удэ, запись 2018 г.

2. ПМА: инф. 2 ― Информант Цэрэн-Норбо, 60 лет, монгол, г. Хух-Хото. АРВМ КНР. Запись 2019 г.

3. ПМА: инф. 3 ― Информант Амагзаев Александр Ильич, 61 год, бурят, г. Иркутск. Запись 2019 г.

4. акаева 2008 ― Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность // Религия в истории культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. Н. Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. C. 161–200.

5. Гомбоев 2015 — Гомбоев Б. Ц. Старые и новые баргуты Внутренней Монголии Китая: специфика буддийских локальных традиций // Религии в изменяющемся мире: сб. науч. ст. / отв. ред. Э. А. Николаев. Улан-­Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2015. C. 85–93.

6. Ермакова 1998 ― Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX – первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). СПб.: Наука, 1998. 340 с.

7. Жуковская 2013 ― Жуковская Н. Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969‒2011. М.: Ориенталия, 2013. 480 с.

8. Кожин 2007 ― Кожин П. М. Историческое развитие религиозной ситуации // Духовная культура Китая. Энцикл. в 5 т. Т. 2. Мифология. Религия. М.: Вост. лит., 2007. С. 172–189.

9. Кузнецова 2008 ― Кузнецова А. И. Буддийские организации Москвы // Религия в истории культуре монголоязычных народов России / сост. и отв. Н. Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. C. 256–292.

10. Кузьмин 2014 — Кузьмин Ю. В. Д. П. Першин — этнограф, краевед, исследователь монгольских народов // Иркутская школа монголоведения (ХVIII–ХХ вв.) / Ю. В. Кузьмин, В. В. Свинин; под науч. ред. проф. А. П. Суходолова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. С. 86–95.

11. Лепехов 2007 ― Лепехов С. Ю. Утайшань // Духовная культура Китая. Энцикл. в 5 т. Т. 2. Мифология. Религия. М.: Вост. лит., 2007. С. 629–630.

12. Митруев, Воронина 2018 — Митруев Б. Л., Воронина Д. К. Первый фотограф Лхасы: публикация дневника О. Норзунова «Три поездки в Лхасу (1898–1901)» (перев. Д. К. Ворониной, коммент. Б. Л. Митруева) // Oriental Studies. 2018. № 6. С. 36–72.

13. Мифы народов 1991 ― Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. А–К. М.: Сов. энциклопедия, 1991. 671 с.

14. Мункуев 1965 ― Мункуев Н. Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая. Перевод и исследование. М.: Наука, 1965. 223 с.

15. Нанзатов 2016 ― Нанзатов Б. З. К вопросу о ранней этнической истории баргу-бурятской общности [электронный ресурс] // Oriental Studies. 2016. № 1. С. 99–106.

16. Неклюдов 2019 ― Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М.: Индрик, 2019. 520 с.

17. Пространство 2008 ― Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Б. З. Нанзатов, Д. А. Николаева, М. М. Содномпилова, О. А. Шагланова; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. М.: Вост. лит., 2008. 341 с.

18. Соколовский 2011 ― Соколовский С. В. В цейтноте: заметки о состоянии российской антропологии [электронный ресурс] // Laboratorium. 2011. № 2. С. 70–89.

19. Сыртыпова 2004 ― Сыртыпова С-Х. Д. Устные и письменные предания об Алхане / перевод со старомонг. «Легенды об Алхане ― горе, преумножающей добродетель, обители Шри Чакрасамвары», предисловие, примечания // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 6. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. С. 150‒166.

20. Цыбиков 1919 ― Цыбиков Г. Ц. Буддистъ-паломник у святынь Тибета. По дневникам, веденным в 1899‒1902 гг. Изд. РГО. Пг.: 15-ая Гос. тип. Звенигородская, 1919. 472 с.

21. Цыбиков 1981 ― Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 1. Буддист-паломник у святынь Тибета. Новосибирск: Наука, 1981. 265 с.

22. Этнография 1982 ― Этнография: Учебник / под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высш. школа, 1982. 320 с.

23. Мягмарсамбуу 2018 ― Мягмарсамбуу Т. Г. Баргын туух, угсаатны зуй. Дэд боть (= История и этнография баргутов. Т. 2) / ред. С. Чулуун. Улаанбаатар: Соембо Принтинг, 2018. 308 с.


Для цитирования:


Гомбоев Б.Ц. Святыни Утайшаня как объект изучения буддийского наследия. Oriental Studies. 2020;13(2):385–404. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-385-404

For citation:


Gomboev B.T. Wutaishan Shrines as Subjects of Buddhist Heritage Research. Oriental Studies. 2020;13(2):385–404. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-385-404

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)