Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай: глобальные вызовы и локальные ответы

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-436-454

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования современного этноконфессионального ландшафта Республики Алтай. Этноконфессиональный ландшафт рассматривается как часть историко-культурного наследия и фактор, оказывающий влияние на современные социокультурные процессы. Цель статьи — выявить константы и тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе в XXI в. Методы. В качестве теоретического инструментария работы использованы теория социального действия М. Вебера и ряд социально-философских концепций, в том числе концепции социокультурного неотрадиционализма, коллективной памяти и коллективной травмы. Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований, осуществленных автором с 2003 по 2018 гг., в ходе которых были выявлены наиболее знаковые для коллективной памяти народов Алтая исторические события, сыгравшие роль глобальных вызовов в Новое и Новейшее время, а именно распад потестарных структур кочевого мира и включение в орбиту отличной по своим характеристикам цивилизации, модернизационный переход и давление мировых религий. Результаты. На рубеже XX и XXI вв. отчетливо проявились тенденции, которые можно квалифицировать как коллективный ответ на глобальные вызовы: возрождение семейных и родовых форм самоорганизации, сохранение традиционных хозяйственных укладов, отказ от технократической составляющей модернизации, формирование неотрадиционных форм религиозного синкретизма. Анализ статистической информации, материалов региональных СМИ и социальных сетей, включенное наблюдение позволили выделить современные тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе: сохранение, несмотря на кризис, человеческого потенциала Республики Алтай, энергия которого направлена в том числе в этнокультурное, религиозно-мистическое и мифопоэтическое творчество, превращение сферы сакрального в пространство политического, гражданского, поколенческого высказывания. Делается и вывод о дуализме светского и религиозного в общественном сознании жителей региона. Высказывается предположение о том, что сакрализация памяти может быть одной из возможных форм использования наследия в преодолении коллективной травмы, вызванной модернизацией.

Об авторе

Елена Анатольевна Ерохина
Институт философии и права СО РАН Новосибирский государственный университет
Россия

Новосибирский государственный университет 

д. 8, ул. Николаева, 630090 Новосибирск, Российская Федерация

д. 1, ул. Пирогова, 630090 Новосибирск, Российская Федерация



Список литературы

1. ПМА 2014 ― Сведения получены в экспедиции сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН от жителей с. Жана-Аул Кош-Агачского района (Республика Алтай, осень 2014 г.).

2. Анжиганова 2012 ― Анжиганова Л. В. Этнический неотрадиционализм в условиях социальных трансформаций // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 438‒440.

3. Вебер 1994 ― Вебер М. Социология религии: типы религиозных сообществ / пер. с нем. М. И. Левиной // М. Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 78–308.

4. ВПН 2010 ― Всероссийская перепись населения 2010 г. [электронный ресурс] // Т. 3. Образование. Таблица 1. Население по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_edu_10.php (дата обращения: 10.01.2019).

5. Дилекова 2016 ― Дилекова С. Д. Проблемы занятости сельского населения в Республике Алтай // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 1 (199). С. 185‒193.

6. Доронин 2016 ― Доронин Д. Ю. Что опять не так с «Алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кыдын // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 74‒99.

7. Дыренкова 2012 ― Дыренкова Н. П. Вода, горы и лес по воззрению турецких племен Алтайско-Саянского нагорья // Н. П. Дыренкова. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 131–188.

8. Ерохина 2009 ― Ерохина Е. А. Коллективная память в этническом самосознании горноалтайской молодежи // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 115–120.

9. Ерохина 2014 ― Ерохина Е. А. Этническое многообразие в цивилизационном и геополитическом пространстве России. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. 240 с.

10. Ерохина 2018а ― Ерохина Е. А. Межэтнические сообщества тюркских республик Южной Сибири между регионализацией и глобализацией // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2018. С. 486‒489.

11. Ерохина 2018б ― Ерохина Е. А. Этнокультурный неотрадиционализм как источник гражданского активизма (на примере отношения общественности к индустриальным проектам в Республике Алтай) // Пути России. 1917–2017: сто лет перемен. М., СПб.: Нестор-История, 2018. С. 245–251.

12. Информационные материалы 2010 ― Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года [электронный ресурс] // Таблица 7 «Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации». URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/per-itog/tab7.xls (дата обращения: 10.01.2019).

13. Кнорре 2016 ― Кнорре Б. К. Современный алтайский шаманизм в контексте национальной религиозной политики Республики Алтай // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер.: История, Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 12 (21). С. 89–114.

14. Кыдыева 1997 ― Кыдыева В. Я. Поземельные отношения в Горном Алтае (конец XIX – XX век): историко-этнографическое исследование: автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 1997. 21 с.

15. Ламажаа, Абдулаева 2014 ― Ламажаа Ч. К., Абдулаева М. Ш. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 68‒80.

16. Мадюкова, Попков 2011 ― Мадюкова С. А., Попков Ю. В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб.: Алейтейя, 2011. 132 с.

17. Мадюкова, Персидская 2018 ― Мадюкова С. А., Персидская О. А. Общенациональная, региональная и этническая идентичность у народов Республики Алтай // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2018. С. 290‒293.

18. Мирский 2017 ― Мирский Г. И. Возврат в Средневековье? // Россия в глобальной политике. 2017. № 6. С. 102‒113.

19. Моисеев 2006 ― Моисеев В. А. Внешне­политические факторы присоединения Горного Алтая к России в 50-е гг. XVIII в. // Алтай — Россия: через века в будущее: мат-лы всеросс. науч.-практ. конф., посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства (16–19 мая 2006 г.). Горно-Алтайск: ГАГУ, 2006. Т. 1. С. 12–17.

20. Овчинников 2016 ― Овчинников В. В. Сакура и дуб. М.: АСТ, 2016. 608 с.

21. Пепилова 2016 ― Пепилова С. М. «Нетрационные религии» в Республике Алтай и вовлеченность в них представителей титульных этносов // Алтай – Россия: через века в будущее. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2016. С. 356–361.

22. Плетц и др. 2014 ― Плетц Г., Соёнов В. И., Константинов Н. А., Робинсон Э. Международное значение репатриации «Укокской принцессы» (готова ли российская археология к диалогу с коренными народами?) // Древности Сибири и Центральной Азии. 2014. № 7 (19). С. 17‒45.

23. Потапов 1991 ― Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.

24. Регионы России 2018 ― Таблица 2. 3 «Удельный вес городского и сельского населения в общей численности населения» [электронный ресурс] // Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018. Статистический сборник. М., 2018. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

25. Регионы России 2019а ― Таблица 3.10 «Уровень занятости населения» (по данным выборочных обследований рабочей силы) [электронный ресурс] // Регионы России. Социально-экономические показатели – 2019 / Федеральная служба госстатистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm (дата обращения: 10.01.2020).

26. Регионы России 2019б ― Таблица 3.12 «Численность безработных» [электронный ресурс] // Регионы России. Социально-экономические показатели – 2019 / Федеральная служба госстатистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm (дата обращения: 10.01.2020).

27. Регионы России 2019в ― Таблица 4.4 «Среднедушевые денежные доходы населения» [электронный ресурс] // Регионы России. Социально-экономические показатели – 2019 / Федеральная служба госстатистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm (дата обращения: 10.01.2020).

28. Сагалаев 1981 ― Сагалаев А. М. Ламаистские элементы в мифологии и традиционных культах алтайцев: автореф. дисс. … канд. ист. наук. Л., 1981. 18 с.

29. Сагалаев, Октябрьская 1990 ― Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. 209 с.

30. Серто 2008 ― Серто М. По городу пешком / пер. с фр. А. А. Космарского // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 2. С. 24‒38.

31. Тадина 2009 ― Тадина Н. А. Гора как организующее начало в культуре алтайцев // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. Археология, этнография, устная история. Вып. 6. Мат-лы VI региональной науч.-практ. конф. памяти проф. А. П. Уманского. Барнаул: АлтГПА, 2009. С. 161–165.

32. Тадина 2013а ― Тадина Н. А. Символика и этические ценности алтайцев в практиках возрожденного бурханизма // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 4 (24). С. 97‒100.

33. Тадина 2013б ― Тадина Н. А. Два взгляда на бурханизм у алтай-кижи // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 4. С. 159‒166.

34. Тадина, Ябыштаев 2016 ― Тадина Н. А., Ябыштаев Т. С. Крещеные казахи Тураты и зайсанат // Макарьевские чтения. Мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2016. С. 142–146.

35. Тадина 2018 ― Тадина Н. А. О пазырыкских образах в национальной символике Республики Алтай // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск: Наука, 2018. С. 155–157.

36. Тадина 2019 ― Тадина Н. А. О трех этапах модернизации родового общества алтайцев // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2019. Т. 28. С. 88‒97. DOI: 10.26516/2227-2380.2019.28.88

37. Тадина, Иркитова, Уханова 2019 ― Тадина Н. А., Иркитова А. А., Уханова Э. В. О сохранении родового состава сел алтайцев (Шебалинский район Республики Алтай) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: АГУ, 2019. С. 262‒266.

38. Токарев 1990 ― Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.

39. Тюхтенева 2011 ― Тюхтенева С. П. «Земля-мать» в онтологии и фольклоре современных алтайцев // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 6. С. 111‒116.

40. Тюхтенева 2015 ― Тюхтенева С. П. Личность и общество у алтайцев: от родовой принадлежности до общеалтайской идентичности // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 4. С. 72‒81.

41. Тюхтенева 2016 ― Тюхтенева С. П. Скотоводство у алтайцев в XXI веке // Полевые исследования. Элиста: Калмыцкий научный центр РАН, 2016. С. 65‒81.

42. Хвастунова 2012 ― Хвастунова Ю. В. Некоторые методологические аспекты исследования религии (на примере религиозной ситуации в Республике Алтай) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. С. 42‒44.

43. Чемчиева 2012 ― Чемчиева А. П. Алтайские субэтносы в поисках идентичности. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2012. 254 с.

44. Шерстова 2007 ― Шерстова Л. И. Аборигены Южной Сибири в контексте столыпинской реформы: социокультурные и этнополитические трансформации // Сибирское общество в период социальных трансформаций XX века. Мат-лы всеросс. науч. конф. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. С. 85–91.

45. Штомпка 2001 ― Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6‒16.

46. Ябыштаев 2019 ― Ябыштаев Т. С. Об актуализации родовой идентичности у алтайцев // Мат-лы Первого алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность». Барнаул, Горно-Алтайск: АГУ, 2019. С. 181‒183.


Рецензия

Для цитирования:


Ерохина Е.А. Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай: глобальные вызовы и локальные ответы. Oriental Studies. 2020;13(2):436-454. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-436-454

For citation:


Erokhina E.A. Ethno-Confessional Landscape of the Altai Republic: Global Challenges and Local Responses. Oriental Studies. 2020;13(2):436-454. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-436-454

Просмотров: 503


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)