Художественно-эпическая трансформация древнего эпоса об Айне и Гайне в этногенетическую легенду гайнинских башкир
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-455-464
Аннотация
Введение. Сегодня по результатам полевых исследований и анализу собранного фольклорного материала наблюдается исчезновение, стирание из народной памяти крупных эпических произведений. Удается зафиксировать лишь его фрагменты в виде фабулы или отдельных отрывков из эпоса. По мнению авторов, некоторые эпические памятники могли дойти до нас в виде кубаиров (эпических сказаний) и озон кюй (народных протяжных песен, легенд). Так, до наших дней дошли эпосы «Акбузат», «Идель и Яик», «Царь Шульган и Минэй-батыр», «Кунгыр-буга», которые в целом составляют эпос «Урал-батыр», дополняют его и продолжают. Этногенетическая легенда об Айне и Гайне в основе своей также может являться частью некогда известного древнего эпоса башкирского народа. Цели и задачи. Цель статьи ― выявить и рассмотреть древние представления башкир из рода Гайна о мире и окружающей природе, их верования, художественно-эстетические традиции, обряды и обычаи, которые характерны для архаичного эпосотворчества и сохранились в вариантах этногенетической легенды о башкирском роде Гайна ― «Гайнинцы», «Тулвинцы», «Айна и Гайна». Для достижения этих целей был решен ряд задач: установление в данной легенде художественно-эстетических особенностей, характерных для традиций эпосотворчества; выявление мифологического, мировоззренческого своеобразия отраженных в легенде солярных, сакральных мотивов, близнечных, тотемных образов, мотива образования рода в результате брачного союза культурного героя-демиурга и мифической ар из рода ведьм и т. д. Результаты и выводы. Известно, что эпос складывался веками, передавался из поколения в поколение, отшлифовывался и совершенствовался. Но в какой-то момент некоторые произведения перестают существовать как эпическое произведение. Возможно, причина этого кроется в стирании из памяти народа целостной картины некогда бывшего древнего эпоса, неких сакральных знаний и опыта. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что в осколке или какой-то части когда-то известного древнего эпоса о демиурге ар ― мифической праматери башкирского рода Гайна и двух братьях Айна и Гайна, дошедшего до нас лишь в виде мифологической легенды, знания сказителей уже были утрачены. Это, в свою очередь, привело к разрушению эпического сюжета, десакрализации древних верований и ритуалов, в том числе к утрате силы некогда отрицательной героини, безобразной колдуньи ар ― Тулауа, преобразившейся в прекрасную и добрую девушку, ставшей праматерью гайнинцев и т. д.
Ключевые слова
Об авторах
Нэркэс Ахметовна ХуббитдиноваРоссия
доктор филологических наук, главный научный сотрудник
д. 71, пр. Октября, 450054 Уфа, Российская Федерация
Гульнар Вилдановна Юлдыбаева
Россия
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
д. 71, пр. Октября, 450054 Уфа, Российская Федерация
Список литературы
1. Акбузат 1977 — Акбузат // Башкирский народный эпос: из серии «Эпос народов СССР». М.: Наука, 1977. С. 373–417.
2. Бакиров 2017 — Бакиров А. А. Отражение культа оленя в генеалогических сюжетах мифологии кыргызов [электронный ресурс] // АКИpress. История Кыргызстана и кыргызов. 11.09.2017. URL: https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:9142/?from=kghistory&place=search&sth=468af599e7414939179b2f10750f30c1 (дата обращения: 10.11.2019).
3. БНТ 1976 — Башкирское народное творчество: Сказки о животных и волшебные сказки. Кн. 1. Уфа: Башкнигоиздат, 1976. 380 с.
4. БНТ 1997 — Башкирское народное творчество: легенды и предания. Т. 2. Уфа: Китап, 1997. 440 с.
5. БНТ 2000 — Башкирское народное творчество: исторический эпос и хикаяты (иртэк). Т. 5. Уфа: Китап, 2000. 392 с.
6. Бийгельдиева 2016 — Бийгельдиева Ч. А. Киргизские мифы как парадигмы этнической культуры // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. Новосибирск: Изд-во АНС «СибАК», 2016. № 1(56). С. 177–186.
7. Веселовский 1940 — Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Наука, 1940. 648 с.
8. ДТС 1969 — Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 677 с.
9. Заятуляк и Хыухылу 1977 — Заятуляк и Хыухылу // Башкирский народный эпос. Серия «Эпос народов СССР». М.: Наука, 1977. С. 418–427.
10. Илимбетова 2012 — Илимбетова А. Ф. Олень в устном творчестве, народном искусстве и верованиях // Башкиры-гайнинцы. История и современность. Уфа: Китап, 2012. С. 164–199.
11. История 2015 — История башкирских родов: Гайна. Уфа: Шежере, 2015. 696 с.
12. Мелетинский 1976 — Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 406 с.
13. Мифы народов мира 1987 — Мифы народов мира. Т. 1. А–К. М.: Советская энциклопедия, 1987. 720 с.
14. Мифы народов мира 1988 — Мифы народов мира. Т. 2. К–Я. М.: Советская энциклопедия, 1988. 671 с.
15. Хуббитдинова, Юлдыбаева, Салихов 2019 — Хуббитдинова Н. А., Юлдыбаева Г. В., Салихов А. Г. Духовное наследие тулвинских башкир: фольклор и археография (по материалам комплексной научной экспедиции) // Филология и человек. 2019. № 4. С. 169–176. DOI: 10.14258/filichel(2019)4-15
16. Хуббитдинова 2011 — Хуббитдинова Н. А. Художественное отражение фольклора в литературе XIX века (к проблеме русско-башкирских фольклорно-литературных взаимосвязей). Уфа: Гилем, 2011. 126 с.
17. Шитова 2012 — Шитова С. Н. Исторические поселения, традиции устройства жилищ // Башкиры-гайнинцы: история и современность. Уфа: Китап, 2012. С. 19–75.
Рецензия
Для цитирования:
Хуббитдинова Н.А., Юлдыбаева Г.В. Художественно-эпическая трансформация древнего эпоса об Айне и Гайне в этногенетическую легенду гайнинских башкир. Oriental Studies. 2020;13(2):455-464. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-455-464
For citation:
Khubbitdinova N.A., Yuldybaeva G.V. Epic of Aina and Gaina – and the Gaina Bashkirs: Transformation of the Ancient Narrative into a Local Ethnogenetic Legend Revisited. Oriental Studies. 2020;13(2):455-464. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-455-464

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.