Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Художественно-эпическая трансформация древнего эпоса об Айне и Гайне в этногенетическую легенду гайнинских башкир

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-455-464

Полный текст:

Аннотация

Введение. Сегодня по результатам полевых исследований и анализу собранного фольклорного материала наблюдается исчезновение, стирание из народной памяти крупных эпических произведений. Удается зафиксировать лишь его фрагменты в виде фабулы или отдельных отрывков из эпоса. По мнению авторов, некоторые эпические памятники могли дойти до нас в виде кубаиров (эпических сказаний) и озон кюй (народных протяжных песен, легенд). Так, до наших дней дошли эпосы «Акбузат», «Идель и Яик», «Царь Шульган и Минэй-батыр», «Кунгыр-буга», которые в целом составляют эпос «Урал-батыр», дополняют его и продолжают. Этногенетическая легенда об Айне и Гайне в основе своей также может являться частью некогда известного древнего эпоса башкирского народа. Цели и задачи. Цель статьи ― выявить и рассмотреть древние представления башкир из рода Гайна о мире и окружающей природе, их верования, художественно-эстетические традиции, обряды и обычаи, которые характерны для архаичного эпосотворчества и сохранились в вариантах этногенетической легенды о башкирском роде Гайна ― «Гайнинцы», «Тулвинцы», «Айна и Гайна». Для достижения этих целей был решен ряд задач: установление в данной легенде художественно-эстетических особенностей, характерных для традиций эпосотворчества; выявление мифологического, мировоззренческого своеобразия отраженных в легенде солярных, сакральных мотивов, близнечных, тотемных образов, мотива образования рода в результате брачного союза культурного героя-демиурга и мифической ар из рода ведьм и т. д. Результаты и выводы. Известно, что эпос складывался веками, передавался из поколения в поколение, отшлифовывался и совершенствовался. Но в какой-то момент некоторые произведения перестают существовать как эпическое произведение. Возможно, причина этого кроется в стирании из памяти народа целостной картины некогда бывшего древнего эпоса, неких сакральных знаний и опыта. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что в осколке или какой-то части когда-то известного древнего эпоса о демиурге ар ― мифической праматери башкирского рода Гайна и двух братьях Айна и Гайна, дошедшего до нас лишь в виде мифологической легенды, знания сказителей уже были утрачены. Это, в свою очередь, привело к разрушению эпического сюжета, десакрализации древних верований и ритуалов, в том числе к утрате силы некогда отрицательной героини, безобразной колдуньи ар ― Тулауа, преобразившейся в прекрасную и добрую девушку, ставшей праматерью гайнинцев и т. д.

Об авторах

Нэркэс Ахметовна Хуббитдинова
Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН
Россия

доктор филологических наук, главный научный сотрудник

д. 71, пр. Октября, 450054 Уфа, Российская Федерация



Гульнар Вилдановна Юлдыбаева
Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН
Россия

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник

д. 71, пр. Октября, 450054 Уфа, Российская Федерация



Список литературы

1. Акбузат 1977 — Акбузат // Башкирский народный эпос: из серии «Эпос народов СССР». М.: Наука, 1977. С. 373–417.

2. Бакиров 2017 — Бакиров А. А. Отражение культа оленя в генеалогических сюжетах мифологии кыргызов [электронный ресурс] // АКИpress. История Кыргызстана и кыргызов. 11.09.2017. URL: https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:9142/?from=kghistory&place=search&sth=468af599e7414939179b2f10750f30c1 (дата обращения: 10.11.2019).

3. БНТ 1976 — Башкирское народное творчество: Сказки о животных и волшебные сказки. Кн. 1. Уфа: Башкнигоиздат, 1976. 380 с.

4. БНТ 1997 — Башкирское народное творчество: легенды и предания. Т. 2. Уфа: Китап, 1997. 440 с.

5. БНТ 2000 — Башкирское народное творчество: исторический эпос и хикаяты (иртэк). Т. 5. Уфа: Китап, 2000. 392 с.

6. Бийгельдиева 2016 — Бийгельдиева Ч. А. Киргизские мифы как парадигмы этнической культуры // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. Новосибирск: Изд-во АНС «СибАК», 2016. № 1(56). С. 177–186.

7. Веселовский 1940 — Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Наука, 1940. 648 с.

8. ДТС 1969 — Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 677 с.

9. Заятуляк и Хыухылу 1977 — Заятуляк и Хыухылу // Башкирский народный эпос. Серия «Эпос народов СССР». М.: Наука, 1977. С. 418–427.

10. Илимбетова 2012 — Илимбетова А. Ф. Олень в устном творчестве, народном искусстве и верованиях // Башкиры-гайнинцы. История и современность. Уфа: Китап, 2012. С. 164–199.

11. История 2015 — История башкирских родов: Гайна. Уфа: Шежере, 2015. 696 с.

12. Мелетинский 1976 — Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 406 с.

13. Мифы народов мира 1987 — Мифы народов мира. Т. 1. А–К. М.: Советская энциклопедия, 1987. 720 с.

14. Мифы народов мира 1988 — Мифы народов мира. Т. 2. К–Я. М.: Советская энциклопедия, 1988. 671 с.

15. Хуббитдинова, Юлдыбаева, Салихов 2019 — Хуббитдинова Н. А., Юлдыбаева Г. В., Салихов А. Г. Духовное наследие тулвинских башкир: фольклор и археография (по материалам комплексной научной экспедиции) // Филология и человек. 2019. № 4. С. 169–176. DOI: 10.14258/filichel(2019)4-15

16. Хуббитдинова 2011 — Хуббитдинова Н. А. Художественное отражение фольклора в литературе XIX века (к проблеме русско-башкирских фольклорно-литературных взаимосвязей). Уфа: Гилем, 2011. 126 с.

17. Шитова 2012 — Шитова С. Н. Исторические поселения, традиции устройства жилищ // Башкиры-гайнинцы: история и современность. Уфа: Китап, 2012. С. 19–75.


Для цитирования:


Хуббитдинова Н.А., Юлдыбаева Г.В. Художественно-эпическая трансформация древнего эпоса об Айне и Гайне в этногенетическую легенду гайнинских башкир. Oriental Studies. 2020;13(2):455-464. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-455-464

For citation:


Khubbitdinova N.A., Yuldybaeva G.V. Epic of Aina and Gaina – and the Gaina Bashkirs: Transformation of the Ancient Narrative into a Local Ethnogenetic Legend Revisited. Oriental Studies. 2020;13(2):455-464. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-455-464

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)