Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Мотив «богатырский поединок (сражение)» и его вариативный ряд в эпосах монгольских народов

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-49-3-779-789

Аннотация

Введение. Актуальность исследования заключается в том, что в статье исследуется вариативное разнообразие мотива-инварианта «богатырский поединок (сражение)» как один из важных сегментов эпического сюжета, на основе сравнительного анализа ядерной основы мотива и его вариативного списка формируется структурно-содержательная модель мотива-инварианта эпоса монгольских народов, содержащего описание воинских коллизий. В таком аспекте данная проблема рассматривается впервые. Цель исследования ― определить вариативное разнообразие мотива-инварианта «богатырский поединок (сражение)» в национальных эпосах бурят, калмыков, монголов, ойратов. Материалы. Вариативный ряд извлекается из эпосов монгольских народов: бурятские улигеры «Абай Гэсэр» (унгинский вариант П. Петрова), «Абай Гэсэр-хүбүүн» (эхирит-булагатский вариант М. Эмегенова), малодербетовский цикл и эпический цикл Ээлян Овла калмыцкого эпоса «Джангар», синьцзян-ойратская версия эпоса «Джангар», ойрат-монгольские туули «Дайни Кюрюль», «Хан Харангуй», халхаский тууль «Агийин Улан хаан». Методы исследования. Для выявления типологии и вариативных разночтений данного мотива в исследовании применяются элементы сравнительно-типологического, сравнительно-исторического методов. Мотивная модель «богатырский поединок (сражение)» рассматривается как элемент, который гипотетически может быть самым важным рычагом механизма сложения сюжета, эволюционируя от мотива ― «простейшей повествовательной единицы» до сюжета и, наоборот, свертываясь от сюжета до мотива. При выделении мотива учитывается его дуалистическая природа, многообразие его свойств и признаков, отмеченных российскими и зарубежными учеными. Результаты. Сравнительное изучение мотива «богатырский поединок (сражение)» позволило выделить мотив как существенный конструктивный и содержательный элемент сюжета, увидеть степень продуктивности и мобильности мотива в генетически родственных, стадиально различных эпосах, а также в эпосах различных сказительских традиций, рассмотреть набор ситуаций, характерных для сюжета о богатырском противостоянии в эпосе монгольских народов. Выводы. Исследование подводит к выводу, что мотивы-инварианты формируют сюжетную основу, а мотивы-варианты передают особенности (стадиальные, национальные, локальные) эпической традиции.

Об авторах

Евдокия Эрендженовна Хабунова
Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова
Россия
доктор филологических наук, профессор


Людмила Санжибоевна Дампилова
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН
Россия
доктор филологических наук, главный научный сотрудник


Алимаа Аюушжавийин
Институт языка и литературы, Академия наук Монголии
Монголия
доктор наук (Ph. D), заведующая отделом фольклора


Список литературы

1. Абай Гэсэр 1960 ― Абай Гэсэр. Сказитель П. Петров, зап. И. Н. Мадасона / вступ. ст., подг. текста, пер. и коммент. А. И. Уланова. Улан-Удэ: Бур. комплексный НИИ СО АН СССР, 1960. 314 с.

2. Абай Гэсэр-хүбүүн 1961 ― Абай Гэсэр-хүбүүн 1961. Эпопея (эхирит-булагатский вариант) / подгот. текста, перев. и прим. М. П. Хомонова. Ч. I. Улан-Удэ: СО АН СССР; Бурят. комплекс. НИИ, 1961. 230 с.

3. Агийн Улаан хаан 1991 ― Агийн Улаан хаан // Халх ардын тууль. Эмхэтгэсэн Р. Нарантуяа, редактор: А. Лувсандэндэв, Ц. Дамдинсүрэн, П. Хорлоо (= Агийин Улан хан. Халхаский эпос. Сост. Р. Нарантуяа, ред.: А. Лувсандэндэв, Ц. Дамдинсүрэн, П. Хорлоо). Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1991. Х. 25–29.

4. Веселовский 1940 ― Веселовский А. Н. Историческая поэтика / ред., вступ. ст. «Ист. поэтика А. Н. Веселовского» и прим. В. М. Жирмунского; Ин-т лит. АН СССР. Л.: Гослитиздат, 1940. 648 с.

5. Гацак 2000 ― Гацак В. М. Фольклор — память традиции: уровни и формы этнопоэтической константности // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2000. № 8. С. 94–103.

6. Дандес 2003 ― Дандес А. От этических единиц к эмическим в структурном изучении сказок / пер. с англ. А. В. Козьмина, коммент. А. В. Козьмина, А. С. Архиповой // Фольклор: семиотика и / или психоанализ: Сб. ст. / пер. с англ., сост. А. С. Архипова. М.: Вост. лит., 2003. С. 14–29.

7. Дань хүрэл тууль 1986 ― Дань хүрэл тууль. Хэвлэлд бэлтгэсэн Б. Катуу. Ред. Х. Сампилдэндэв. Улаанбаатар: БНМАУ Ардын боловсролын яамны сурах бичиг, сэтгүүлийн нэгдсэн редакцийн газар, 1986. 174 х. (= Эпос «Дайни кюрел». Подгот. к публ. Б. Катуу. Ред. Х. Сампильдэндэв. Улан-Батор: Объед. редакц. бюро учебников и журналов Мин. нар. образ. МНР, 1986. 174 с.).

8. Джангар 2005 ― Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов. На калмыцком языке / в 3-х т. Т. 1. Элиста: АПП «Джангар», 2005. 856 с.

9. Джангар 1999 ― Джангар. Малодербетовская версия. Свод. текст, перев., вступ. ст., коммент., словарь А. Ш. Кичикова. Элиста: АПП «Джангар». 1999. 270 с.

10. Джангар 1990 ― Джангар. Калмыцкий героический эпос. На калм. и рус. яз. М.: Наука, 1990. 475 с.

11. Кичиков 1997 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. 3-е. изд. репр.. М.: Вост. лит., 1997. 319 с.

12. Мелетинский 1963 ― Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М.: Вост. лит., 1963. 459 с.

13. Мелетинский 1974 ― Мелетинский Е. М. Структурная типология и фольклор // Контекст: литературно-теоретические исследования. М.: ИМЛИ им. A. M. Горького АН СССР, 1974. C. 329–346.

14. Неклюдов 1996 ― Неклюдов С. Ю. Варьирование как механизм фольклорной коммуникации // 100 лет Р. О. Якобсону: мат. межд. конгр. (г. Москва, 18–23 дек. 1996 г.). М.: РГГУ, 1996. С. 230–232.

15. Пропп 2001 ― Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / науч. ред., текстол. коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.

16. Путилов 1975 ― Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. Сб. ст. памяти В. Я. Проппа / сост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. М.: Наука, 1975. С. 141–156.

17. Путилов 1976 ― Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, ЛО, 1976. 242 с.

18. Силантьев 2002 ― Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Науч. изд. Новосибирск: ИДМИ, 1999. 104 с.

19. Хабунова 2006 ― Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов н/Д: СК НЦ ВШ, ЮФУ, 2006. 256 с.

20. Хан Харангуйн тууль 2016 ― Хан Харангуйн тууль. Удиртгал бичиж, үгийн тайлбар хийн орчин цагийн монгол хэлээр хөрвүүлж хэвэлд бэлдсэн Б. Түвшинтөгс (= Хан Харангуй эпос. Авт. предисл., коммент., перевода на совр. монг. яз. и подгот. к печати Б. Түвшинтёгс). Ред. И. В. Кульганек. Улаанбаатар; СПб.: Изд-во: Соёмбо принтинг, 2016. 209 х.


Рецензия

Для цитирования:


Хабунова Е.Э., Дампилова Л.С., Аюушжавийин А. Мотив «богатырский поединок (сражение)» и его вариативный ряд в эпосах монгольских народов. Oriental Studies. 2020;13(3):779-789. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-49-3-779-789

For citation:


Khabunova E., Dampilova L., Ayuushzhaviyin A. The Motif of Heroic Duel (Combat) and Its Variation Row in Mongolic Epic Traditions. Oriental Studies. 2020;13(3):779-789. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-49-3-779-789

Просмотров: 468


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)