Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

О народно-бытовой традиции загадывания загадок у донских калмыков (по материалам И. И. Попова)

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-49-3-790-803

Аннотация

Цель статьи — описание бытового фона функционирования загадок среди донских калмыков конца XIX в. по материалам известного собирателя калмыцкого фольклора И. И. Попова. Материалы. Одна из девяти рукописных тетрадей, составляющих его научное наследие и лишь частично введенных в научный оборот, посвящена загадкам и, помимо фольклорных текстов на «ясном письме» и в переводе на русский язык, включает предисловие автора, в котором он дает краткую характеристику этого жанра и воссоздает игровую ситуацию, наглядно демонстрирующую функционирование загадок в народной среде. Результаты. Мы предполагаем, что при написании предисловия И. И. Попов опирался на труд М. А. Кастрена «Опыт перевода бурятского языка», шестнадцать загадок из которого он включил в свою работу, поскольку финский монголовед приводит аналогичные сведения по селенгинским бурятам. По описанию И. И. Попова, игра в загадки у калмыцких детей командная, из индивидуальных участников исследователь выделяет двух толгачи — руководителей партий, на которые делятся участники, и туульчи — знатока загадок, которого стремится заполучить к себе каждая из партий. Важный элемент игры составляет осмеяние проигравших, которое встречается у многих народов как одна из форм наказания. Исследователь приводит пример игры, в ходе которой партии задают друг другу числовые загадки, относящиеся к первому десятку чисел. Сравнение с традициями других тюрко-монгольских народов, а именно бурят и алтайцев, показывает, что калмыцкая традиция бытования загадок имеет как схожие черты (связь с зимним периодом, наказание как обязательный элемент игры), так и свои особенности. В первую очередь у калмыков и бурят это коллективная игра, в то время как у алтайцев участники могут не объединяться в команды, а играть индивидуально. Второе важное отличие заключается в возрастных категориях участников игры: у калмыков это дети, у бурят — молодые супружеские пары, а у алтайцев — старшие по возрасту люди. В приложении приводится факсимиле предисловия И. И. Попова к труду «Загадки донских калмыков».

Об авторе

Саглара Викторовна Мирзаева
Калмыцкий научный центр Российской академии наук
Россия
научный сотрудник


Список литературы

1. Алексеева 2010 — Алексеева П. Э. Иван Попов — собиратель калмыцкого фольклора // О людях и времени: сб. ст. Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 77–79.

2. Бакаева 2016 — Бакаева Э. П. Об одной традиции монгольских народов // Этнографическое обозрение. 2016. № 6. С. 107–122.

3. Басангова 2009 — Басангова Т. Г. Детский фольклор калмыков. Элиста: КИГИ РАН, 2009. 72 с.

4. Бурыкин, Басангова 2009 — Бурыкин А. А., Басангова Т. Г. Типология калмыцкого фольклора. Элиста: НПП «Джангар», 2014. 212 с.

5. Дыренкова 1940 — Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 448 с.

6. Жаргалова 2016 — Жаргалова Р. Д. Уникальное издание грамматики бурятского языка середины XIX века // Библиопанорама. 2016. № 2 (16). С. 58–61.

7. Калмыцкий эпос 1940 — Калмыцкий эпос «Джангар» / ред., вступ. ст., примеч. В. А. Закруткина. Ростов н/Д: Ростиздат, 1940. 272 с.

8. Лавонен 1977 — Лавонен Н. А. Карельская народная загадка. Ленинград: Наука, ЛО, 1977. 133 с.

9. Намкай Норбу 1997 — Намкай Норбу. Друнг, Дэу и Бон: традиции преданий, языка символов и бон в древнем Тибете. М.: Либрис, 1997. 368 с.

10. Селеева 2013 — Селеева Ц. Б. О калмыцких загадках: к проблеме сравнительно-типологической вариативности числовых загадок в фольклоре монгольских народов // Монголоведение. 2013. № 6. С. 71–93.

11. Убушиева 2017 — Убушиева Д. В. Кумулятивные образцы в коллекции сказок И. И. Попова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. № 3. С. 139–151. DOI: 10.22162/2075-7794-2017-31-3-139-151

12. Укачина 1984 — Укачина К. Е. Алтайские народные загадки. Горно-Алтайск: Горно-Алтайск. отд. Алтайск. кн. изд-ва, 1984. 101 с.

13. Устиева 2010 — Устиева И. С. Жанровая специфика калмыцких народных загадок // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 3. С. 55–58.

14. Castren 1857 — Castren M. A. M. Alexander Castren’s Versuch Einer Burjӓtischen Sprachlehre: Nebst Kurzem Wörterverzeichnis. St. Petersburg: Buchdruckerei der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, 1857. 244 s


Рецензия

Для цитирования:


Мирзаева С.В. О народно-бытовой традиции загадывания загадок у донских калмыков (по материалам И. И. Попова). Oriental Studies. 2020;13(3):790-803. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-49-3-790-803

For citation:


Mirzaeva S. Don Kalmyks: the Folk Tradition of Riddle-Telling Revisited (a Case Study of I. Popov’s Materials). Oriental Studies. 2020;13(3):790-803. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-49-3-790-803

Просмотров: 476


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)