Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ В РОССИИ И МОНГОЛИИ В НАЧАЛЕ XXI в.

https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-31-3-8-26

Аннотация

В статье предпринята попытка сравнить развитие буддийских сангх в Монголии и России в последние 20 лет. Автор оспаривает целесообразность применения термина «возрождение» для характеристики процессов в современном буддизме указанных стран. Учитывая масштабные изменения в мире, влияние процессов модернизации и секуляризации, правильнее говорить о том, что в России и Монголии сложились новые условия, к которым пытаются приспособиться местные буддийские общины. Буддийские сангхи в Монголии и России лишены единства, верующие группируются вокруг отдельных храмов и известных учителей, преимущественно из числа тибетцев, европейцев и американцев. Основное противоречие заключается в том, что буддийские организации зависят от поддержки тибетской сангхи (материальная, образовательная, легитимация и утверждение новых перерожденцев), но в то же время пытаются свести влияние тибетцев к минимуму. В Монголии отдельно выделяются последователи Дордже Шугдена, находящиеся в оппозиции Далай- ламе XIV. В РФ попытки «национализации» буддизма характерны для бурятского хамбо- ламы Д. Аюшеева, в то время как калмыцкая сангха полностью лояльна Далай-ламе. Наряду с традиционными буддийскими институтами, в обеих странах получили распространение общины буддистов-мирян. Однако в Монголии они не так многочисленны, в то время как в РФ они крайне активны. Особенно выделяются Ассоциация буддистов карма-кагью Алмазного Пути, отделения Фонда по сохранению Махаянской традиции, Дзогчен-община.

Об авторе

Р. Т. Сабиров
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. ,000 Mongolians receive Dorje Shugden! [электронный ресурс] // URL: http://www. tsemrinpoche.com/tsem-tulku-rinpoche/dorjeshugden/10000-mongolians-receive-dorjeshugden.html (дата обращения: 10.08.2017).

2. Abrahms-Kavunenko S. Religious “revival” after socialism? Eclecticism and globalisation amongst Lay Buddhists in Ulaanbaatar // Inner Asia. 14 (2). 2012. P. 279-297.

3. Abrahms-Kavuenko S. The blossoming of ignorance: uncertainty, power and syncretism amongst Mongolian Buddhists Ethnos 80. (3). 2015. P. 346-363.

4. Amarbayasgalant Monastery [электронный ресурс] // URL: http://www.dorjeshugden.org/ temples/amarbayasgalant-monastery (дата обращения: 12.06.2017).

5. Barkmann, Udo B. The revival of Lamaism in Mongolia // Central Asian Survey. Vol. 16, Iss. 1, 1997. P. 69-79.

6. Bernstein Anya. The Post-Soviet Treasure Hunt: Time, Space, and Necropolitics in Siberian Buddhism // Comparative Studies in Society and History. 53(3). 2011. P. 623-653.

7. Buddhism in Mongolian History, Culture, and Society. Edited by Vesna A. Wallace. Oxford University Press, 2015. 352 P.

8. Bulag, Uradyn E. Nationalism and Hybridity in Mongolia. Oxford, Clarendon Press, 1998. 320 pp.

9. Elverskog Johan. Two Buddhisms in Contemporary Mongolia // Contemporary Buddhism, Vol. 7, Iss. 1. 2006. P. 29-46.

10. His Eminence Sokpu Rinpoche [электронный ресурс] // URL: http://www.dorjeshugden.org/lamas/sokpu-rinpoche (дата обращения: 18.05.2017).

11. His Eminence Zava Damdin Rinpoche [электронный ресурс] // URL: http://www.dorjeshugden. org/lamas/zava-damdin-rinpoche (дата обращения: 28.06.2017).

12. Jichang Lulu. State-managed Buddhism and Chinese-Mongolian relations // CPI Analysis, June 23, 2017. URL: https://cpianalysis. org/2017/06/23/state-managed-buddhism-andchinese-mongolian-relations (дата обращения: 21.07.2017).

13. Kollmar-Paulenz, Karenina. The ‘Light of the Dharma’ against the ‘Fog of Darkness’: Tibetan Perceptions of the Mongolians and the Formation of a New Mongolian Buddhist Identity in the Early 17th Century // Religion and Ethnicity in Mongolian Societies. Historical and Contemporary Perspectives. Edited by Karénina Kollmar-Paulenz, Seline Reinhardt and Tatiana D. Skrynnikova. Wiesbaden, 2014. P.47-61

14. Lhagvademchig, Jadamba. Mongolian Buddhism: Identity, Practice and Politics. The Mongolian collections: retracing Hans Leder / edited by Maria-Katharina Lang and Stefan Bauer. Vienna: Austrian Academy of Sciences Press, 2013. P. 25-38.

15. Lkhagvademchig, Jadamba; Schittich, Bernard. Negotiating Self and Other: Transnational Cultural Flows and the Reinvention of Mongolian Buddhism. Internationales Asienforum. Vol. 41 (2010). No. 1-2. P. 3- 102.

16. Luboš Bělka. Buryat Buddhism and Russia: Religion and Politics // Religion and Ethnicity in Mongolian Societies. Historical and Contemporary Perspectives. Edited by Karénina Kollmar-Paulenz, Seline Reinhardt and Tatiana D. Skrynnikova. Wiesbaden, 2014. P.81-97.

17. Mills, Martin A. Charting the Shugden Interdiction in the Western Himalaya. URL: https://infobuddhism. com/Dorje_Shugden_Western_Himalaya_Martin_Mills_2009.html (дата обращения: 20.06.2017).

18. Pelkmans, Mathijs. Introduction: post-Soviet space and the unexpected turns of religious life. In: Pelkmans, Mathijs, (ed.) Conversion After Socialism: Disruptions, Modernisms and Technologies of Faith in the Former Soviet Union. Berghahn Books, Oxford, 2009. P. 1-16.

19. The Dorje Shugden Confl ict: An interview with Tibetologist Thierry Dodin. URL: https:// info-buddhism.com/Dorje_Shugden_Confl ict_Dalai_Lama_protests_Thierry_Dodin.html (дата обращения: 01.07.2017).

20. Vanchikova, Tsymzhit. The Modern Religious Situation in Mongolia: Tradition and Innovation Processes // Religion and Ethnicity in Mongolian Societies. Historical and Contemporary Perspectives. Edited by Karénina Kollmar-Paulenz, Seline Reinhardt and Tatiana D. Skrynnikova. Wiesbaden, 2014. P. 167-177.

21. Wallace, Vesna. Mediating the Power of Dharma: The Mongols’ Approaches to Reviving Buddhism in Mongolia // The Silk Road Journal. 2008. No. 6/1. P. 36-45.

22. Ажаа Гэгээн. URL: http://bikhanzi.blogspot. ru/p/blog-page_24.html (дата обращения: 23.07.2017). (на монг. яз.)

23. Асрал. URL: http://www.asralmongolia.org (дата обращения: 11.08.2017).

24. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 127 с.

25. Биография досточтимого Еше Лодоя Ринпоче. [электронный ресурс] // URL: http:// yelo-rinpoche.ru/teachers (дата обращения: 09.07.2017).

26. Буддийские общины и организации [электронный ресурс] //URL: http://www.buddhismofrussia.ru/sangha/67 (дата обращения: 12.06.2017).

27. Буддийские центры, созданные с благословения досточтимого Учителя Геше Джампа Тинлея [электронный ресурс] // URL: http://geshe.ru/node/165 (дата обращения: 09.08.2017).

28. Бурмистров П., Жутаев Д., Великовский Д., Хестанов Р., Тарасевич Г. 1968: год великого перелома. Эксперт Online. 10.08.2017. [электронный ресурс] // URL: http://expert.ru/russian_reporter/2008/16/god_velikogo_ pereloma (дата обращения: 17.07.2017).

29. Ванчикова Ц. П., Цэдэндамба С. Современные процессы в монгольском буддизме: 1990-2007 гг. // Гуманитарный вектор. Серия:Философия, культурология. 2014. № 2 (38).С. 89-96.

30. Далай лам яагаад нууцаар айлчлах болов? [Почему Далай-лама прибыл тайно?] [электронный ресурс] // URL: https://www.news. mn/r/317655 (дата обращения: 10.07.2017). (на монг. яз.)

31. Дацан Гунзэчойнэй [электронный ресурс] // URL: http://dazan.spb.ru (дата обращения: 14.08.2017).

32. Дзогчен-община [электронный ресурс] // URL: http://www.rinchenling.ru/community/ community/ (дата обращения: 01.08.2017).

33. Дордже Шугден в Монголии: новая вотчина опального духа [электронный ресурс] // URL: http://oros-oros.blogspot.ru/2014/09/blogpost_22.html (дата обращения: 12.06.2017).

34. Дрейфус, Джордж. Дело Шугдена: истоки раскола (часть 1) [электронный ресурс] // URL: http://dalailama.ru/messages/shugden/897-shugden-affair-part-i.html, (часть 2) [электронный ресурс] // URL: http://dalailama.ru/messages/shugden/935-shugden.html (дата обращения: 23.07.2017).

35. Зава Дамдин Лувсандаяан ламын мэндэлсний 150 жилийн ойг тэмдэглэнэ [Отметят 150-летие со дня рождения ламы Зава Дамдина Лувсандаяна] // GoGo.mn, 25.07.2017 [электронный ресурс] // URL: http://news.gogo. mn/r/211898 (дата обращения: 02.08.2017). (на монг. яз).

36. История центра [электронный ресурс] // URL: http://fpmt.ru/center/center_history (дата обращения: 08.08.2017).

37. Кузьмин С. Л. Буддизм как традиционная религия России: историческая основа и перспективы // Буддизм в третьем тысячелетии: тенденции и перспективы развития. Т. 1. Мат-лы Междунар. научн. конф. (7-9 сент. 2016 г.). Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. с. 24-31.

38. Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX века: Структура и социальная роль культовой системы / Г. Р. Галданова, К. М. Герасимова, Д. Б. Дашиев, Г. Ц. Митупов; Отв. ред. д-р филос. наук В. В. Мантатов. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1983. 235 c.

39. Махачкеев А. Хамбо-лама Дамба Аюшев: Мы поддерживаем наших братьев - тибетских буддистов // МК в Бурятии». 2008. 26 марта.

40. Монгол улсын статистикийн эмхэтгэл 2011. [Статистический ежегодник Монголии: 2011] Улаанбаатар, 2012. (на монг.яз.).

41. Монгуш М. В. История буддизма в Туве (вторая половина VI - конец XX в.). Новосибирск: Наука, 2001. 200 c.

42. Необуддийская секта ламы Оле Нидал (Ole Nidahl) [электронный ресурс] // URL: http:// www.k-istine.ru/sects/nidalh/ole_nidahl.htm (дата обращения: 01.07.2017).

43. Объединение буддистов Калмыкии [электронный ресурс] // URL: http://khurul.ru/Буддизм-в-Калмыкии/obedinenie-buddistov-kalmykii (дата обращения 26.07.2017).

44. Российская Ассоциация [электронный ресурс] // URL: http://www.buddhism.ru/o-nas/almaznyiy-put-v-rossii (дата обращения: 17.07.2017).

45. Сабиров Р. Т. Буддизм в Монголии на рубеже XX-XXI вв. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 3. С. 95-100.

46. Сафронова Е. С. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 73-79.

47. Сафронова Е. С. Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях рапространения // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2006. № 1-2.С. 175-188.

48. Төр, сүм хийдийн харилцаа: орчин үе сэдэвт онол-практикийн бага хурал дээр Монгол улсын ерөнхийлөгч Н. Багабандиийн хэлсэн үг // Төр, сүм хийдийн харилцаа: орчин үе. Онол-практикийн бага хурал [Выступление Президента Монголии Н. Багабанди на теоретическо-практической конференции на тему: «Отношения религии и государства: современность»] Улаанбаатар, «Бэмби-сан» хэвлэлийн газар, 1998, С. 6-10. (на монг. яз)

49. Төр, сүм хийдийн харилцааны тухай [Об отношениях религии и государства] [электронный ресурс] // URL: http://www.legalinfo.mn/law/details/485 (дата обращения 15.10.2017). (на монг. яз.)

50. Хүн ам, орон сууцны 2010 оны улсын тооллогын үр дүн [Итоги государственной переписи населения 2010 г.]. Улаанбаатар: «BCI» Хэвлэлийн компани, 2010. 274 х. (на монг. яз.)

51. Цэдэндамба С. Монгол дахь шашины нөхцөл байдал (XX-XXI зууны зааг үе) [Религиозная ситуация в Монголии на рубеже XX-XXI вв.]. Улаанбаатар: Бит сервис, 2003. 188 х. (на монг. яз.)


Рецензия

Для цитирования:


Сабиров Р.Т. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ В РОССИИ И МОНГОЛИИ В НАЧАЛЕ XXI в. Oriental Studies. 2017;10(3):8-26. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-31-3-8-26

For citation:


Sabirov R.T. Tibetan Buddhism in Russia and Mongolia in the Early 21st Century. Oriental Studies. 2017;10(3):8-26. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-31-3-8-26

Просмотров: 374


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)