Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск
№ 3 (2017)
Скачать выпуск PDF

МИРОВАЯ ИСТОРИЯ

2-7 19
Аннотация
Статья посвящена роли Китая в победе Вьетнама в войне с США (1959-1975). В России утвердилось мнение, что роль Советского Союза в победе Демократической Республики Вьетнам над Соединенными Штатами более значительна по сравнению с ролью Китая, поскольку Советский Союз предоставил Северному Вьетнаму большие по сравнению с Китаем объемы военной помощи. В данной статье выражается мнение, что данная точка зрения не вполне верна, поскольку роль Китая во Вьетнамской войне имела прежде всего не военный, а геополитический характер. Интересы Китая во Вьетнаме заключались в рассмотрении территории Северного Вьетнама как стратегической буферной зоны для предотвращения приближения вражеских государств к китайским границам. Официально озвученная готовность Китая вступить в войну в случае расширения военных действий армии США на Северный Вьетнам удержала США от этого шага. Тем самым Китай задал территориальные рамки войны, которая ограничилась территорией Южного Вьетнама, создал для Северного Вьетнама гарантии без- опасности и предоставил последнему возможность вести наступательную войну на Юге, приведшую в конечном итоге к победному результату.
8-26 11
Аннотация
В статье предпринята попытка сравнить развитие буддийских сангх в Монголии и России в последние 20 лет. Автор оспаривает целесообразность применения термина «возрождение» для характеристики процессов в современном буддизме указанных стран. Учитывая масштабные изменения в мире, влияние процессов модернизации и секуляризации, правильнее говорить о том, что в России и Монголии сложились новые условия, к которым пытаются приспособиться местные буддийские общины. Буддийские сангхи в Монголии и России лишены единства, верующие группируются вокруг отдельных храмов и известных учителей, преимущественно из числа тибетцев, европейцев и американцев. Основное противоречие заключается в том, что буддийские организации зависят от поддержки тибетской сангхи (материальная, образовательная, легитимация и утверждение новых перерожденцев), но в то же время пытаются свести влияние тибетцев к минимуму. В Монголии отдельно выделяются последователи Дордже Шугдена, находящиеся в оппозиции Далай- ламе XIV. В РФ попытки «национализации» буддизма характерны для бурятского хамбо- ламы Д. Аюшеева, в то время как калмыцкая сангха полностью лояльна Далай-ламе. Наряду с традиционными буддийскими институтами, в обеих странах получили распространение общины буддистов-мирян. Однако в Монголии они не так многочисленны, в то время как в РФ они крайне активны. Особенно выделяются Ассоциация буддистов карма-кагью Алмазного Пути, отделения Фонда по сохранению Махаянской традиции, Дзогчен-община.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

27-35 7
Аннотация
В статье на основе архивных материалов на русском и монгольском язы- ках изучен жизненный путь одного из известных исторических личностей Тувы - Хайдыпа (1859-1909), правителя Хемчикского хошуна, религиозного и политического деятеля. Раскры- ты основные моменты, приведшие к русско-тувинскому конфликту. О религиозной деятель- ности Хайдыпа подробно написала в своих работах М. В. Монгуш, хотя и требуется много уточнений, но на этом мы не будем останавливаться. Хайдып был десятым правителем Хем- чикского хошуна. За четырнадцать лет своего правления ему удалось не только взять свой хошун в самостоятельное управление, но и территориально расширить его. Экономическая привлекательность, природное богатство, русская колонизация - все это в совокупности обо- стрило не без того сложную ситуацию в отдельно взятом хошуне Тувы. И Хайдып на некото- рое время стал ключевой фигурой в этой геополитической обстановке.
36-47 11
Аннотация
Научная статья посвящена жизни и деятельности одного из ярких представителей русского населения, проживавших в Туве и соседнем с ним Усинском крае, Павла Сафроновича Медведева (1901-1968). Изучение его личности и деятельности осуществлено в русле приоритетной и актуальной задачи исторического тувиноведения - изучения роли личности в истории Тувы. На примере П. С. Медведева прослеживаются важные события и даты новейшего периода истории Тувы, детализируется и обогащается наше представление об их сложном, противоречивом содержании, более ярким становится его этнический колорит. Деятельность П. С. Медведева в Туве протекала в 1920-е гг., т. е. в первый период истории Тувинской Народной Республики (ТНР) и была непосредственно связана с двойственной политикой консервативного состава тувинского правительства, колебавшегося между приверженностью старым порядкам и принятием помощи от СССР, в том числе и кадровой. Эти колебания служили причиной напряженности в отношениях между тувинской и советской сторонами в процессе их взаимодействия и отражались на деятельности и судьбах советских специалистов, инструкторов и советников в ТНР. Все это наглядно прослеживается при изучении личности и деятельности П. С. Медведева.
48-54 8
Аннотация
Статья посвящена описанию деятельности высшей школы Мордовии в период коренных трансформаций советской эпохи. Слом устойчивых механизмов развития вузов оказал влияние на духовно-интеллектуальный и нравственный облик студенческой молодежи. Идеологические и структурные изменения трансформировали учебно-воспитательный и исследовательский процессы. Все это не могло не повлиять на уровень развития региона в целом, так как профессорско-преподавательский корпус и вузовская молодежь всегда были и остаются в авангарде прогресса и динамики модернизации.
55-75 18
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных со ско- товодческими традициями и современным этническим предпринимательством в Калмыкии. Автор анализирует опыт этнического предпринимательства в колонии калмыков-эмигрантов в европейских странах в 1920-1930-х гг. во взаимосвязи с традиционными ремеслами, ко- торые являлись характерными для калмыков-скотоводов. Освещаются вопросы этнического предпринимательства мигрантов, занимавшихся в XXI в. на территории Калмыкии верблюдо- водством, традиции которого были утрачены. Переселение представителей одной этнической группы и интерес со стороны принимающего сообщества исключили необходимость преодо- ления границ между мигрантами и окружающим населением - многие калмыки посещали переселенцев, стремясь установить родство «по кости». Для принимающей стороны важной составляющей явились скотоводческие практики и опыт в верблюдоводстве, который могли передать мигранты, а для вновь прибывающих ойратов Монголии главными аргументами яв- лялись возможность хорошего заработка, знакомства с родственной культурой калмыков, а также обучения детей русскому языку. Традиционные занятия калмыков определили приори- тетные направления этнического предпринимательства в первой трети XX в.; в современной же Республике Калмыкия востребован опыт кочевников, утраченный в советский период. Но потребности в профессиональной рабочей силе и свободная экономическая ниша в настоящее время не могут обеспечить достаточные условия в принимающем обществе.

ЭТНОЛОГИЯ

76-83 10
Аннотация
Статья посвящена вопросам изучения выкупа невесты у туркмен и калмыков в первой половине XIX в. на основе анализа материалов Национального архива Республи- ки Калмыкия и Государственного архива Ставропольского края. Автором рассмотрен обычай уплаты калыма у кочевников Юга России, который был обусловлен защитой экономических интересов молодой семьи. По мнению автора, у калмыков калым исчез в более ранние пери- оды, превратившись в свадебный взнос, состоявший из взноса, предназначенного для свадеб- ного пиршества, и взнос, являвшийся вкладом в хозяйство вновь созданной семьи. При этом, в отличие от калмыков, у которых сватовство невесты представляло собой достаточно длитель- ный процесс, у туркмен сватовство как таковое просто отсутствовало. Интересно то, что большой проблемой при установлении калыма у туркмен стало рас- хождение норм адата и мусульманского права, которые трактовали суть калыма по-разному. Несмотря на всевозрастающую роль мусульманского духовенства в туркменском обществе, повлиять на устоявшиеся взгляды на калым как на «покупку невесты» они так и не могли в течении всего XIX в. Отдельно надо упомянуть то, что, в отличие от калмыков, туркмены в редких случаях в качестве калыма давали не только деньги и скот, но и зависимых людей. Политика российского правительства по религиозным вопросам среди калмыков и став- ропольских туркмен привела к возрастанию роли духовенства в свадебной обрядности, что в условиях кризиса кочевого скотоводства, вызванного сокращением кочевых территорий в пер- вой половине XIX в., привело к расширению практики свадебного обряда «брака умыканием».
84-92 13
Аннотация
В статье рассматривается калмыцкая буддийская традиция через призму вы- ражения образа в декоративно-прикладном искусстве. Автором отмечается взаимосвязь тра- диции народного декоративно-прикладного искусства у калмыков с кочевым образом жизни, выделены некоторые особенности декоративно-прикладного искусства в религиозной сфере, обусловленные автономным развитием буддизма в степях Северного Прикаспия после ликви- дации Калмыцкого ханства в конце XVIII в. и прекращения отношений с буддийским миром в Центральной Азии. В статье показано, что в ходе различных исторических событий в течение небольшого отрезка времени калмыки не только перешли на оседлый образ жизни, но и прак- тически утратили материальную культуру, а с ней и самобытные традиции в декоративно-при- кладном искусстве, в том числе в изготовлении буддийских икон и буддийской скульптуре. В калмыцкой традиции сформировались «свои» образы божеств буддийского пантеона, преломленные через призму синкретизма религии и народного буддизма. Особо почитаемым у калмыков был в прошлом и остается поныне образ божества Зеленая Тара, связанного в миро- воззрении калмыков с культом матери-прародительницы. В современных реалиях почитание образа Зеленой Тары приобретает новые черты, что отражается в новых формах декоративно- прикладного искусства калмыков
93-99 27
Аннотация
Объектом исследования являются коллекции войлочных изделий в музеях Рос- сии, где традиционная культура монголоязычных номадов представлена предметами хозяйства и быта. Рассматривая культурное наследие калмыков и ойратов Монголии, автор выявляет состав и содержание коллекций из музейных собраний России. В постановке проблематики темы необ- ходимо комплексное изучение, сочетающее в музееведческом направлении методы искусствоз- нания, истории, этнокультурологии. Обобщение опыта российских и зарубежных ученых в срав- нительно-сопоставительном изучении войлоковаляния тюрко-монгольских номадов позволяет рассмотреть своеобразие этнических традиций художественной обработки войлочных изделий.

АРХЕОЛОГИЯ

100-109 17
Аннотация
Статья посвящена анализу конских захоронений, сопровождающих погребения в курганах скифов. Изучение положения и состояния костных останков коней, а также размеров и глубины их могильных ям позволили автору опровергнуть распространенное среди исследователей мнение о захоронении коней живыми, и на основе статистических выкладок показать, что кони были захоронены предварительно умерщвленными и выпотро- шенными.

ЛИНГВИСТИКА

110-116 21
Аннотация
Монгольские языки, хотя изучены неравномерно, давно известны европейской и российской науке. Наиболее исследованными являются современные монгольские языки - халха-монгольский, бурятский и калмыцкий. Менее доступными для исследования были языки и диалекты монголов Внутренней Монголии, а также языки других монгольских народов Китая (монгоров, дунсян, баоань, желтых уйгуров). Актуальность темы исследования определена возрастающим интересом изучения отдельных пластов лексики, которые связаны с особенностями культурно-хозяйственных типов, представленных у монгольских народов. Через изучение бытовой лексики любого народа можно проследить развитие человеческого общества, влияние соседних и даже отдалённых народов, с которыми в далёком прошлом они были связаны, хозяйственную деятельность с древних времен. Значительная часть рассматриваемой лексики переместилась в пассивный запас лексики. Исследование подобных слов-терминов имеет огромное значение для составления словарей различных терминов: толкового, этимологического и др. Рассмотрев названия тары и емкостей из кожи в монгольских языках, которые, в основном, самобытны, мы еще раз подтверждаем, что данная лексика носит архаичный характер и что связано это с различными изменениями в жизни, с перестройкой быта и традиций монгольских народов. Результаты анализа языкового материала позволили сделать вывод, что через изучение бытовой лексики любого народа можно проследить развитие человеческого общества, влияние соседних и даже отдаленных народов, с которыми в далеком прошлом они были связаны, хозяйственную деятельность с древних времен. Исследование подобных слов- терминов имеет огромное значение для составления словарей различных терминов: толкового, этимологического и др.
117-122 9
Аннотация
Одним из проявлений формальной вариантности в медицинской терминологии является синтаксическая вариантность. В статье анализируются следующие виды синтаксической вариантности: субституция «слово / словосочетание» и «словосочетание / слово»; замена словосочетания с предложно-падежным управлением на беспредложное; замена аббревиатуры развернутым термином; изменение подчинения в термине-словосочетании; упрощение формальной структуры термина; изменение морфологической принадлежности зависимого слова.
123-130 8
Аннотация
Дагестанские языки относятся к языкам эргативного строя. На синтаксическом уровне исследуемых языков это проявляется в том, что в них одновременно функционируют несколько (от четырех до шести - в зависимости от конкретного языка) синтаксических структур предложения. Количество главных членов предложения в различных синтаксических структурах не совпадает. В номинативной конструкции предложения, как и во всех номинативных языках, представлены два главных члена предложения: один именной - подлежащее - и один предикативный - сказуемое. Во всех остальных синтаксических конструкциях (эргативной, дативной, генитивной, локативной, аффективной) традиционно выделяют три главных члена предложения - один предикативный (сказуемое) и два именных (подлежащее и прямое дополнение). В статье предпринимается попытка установить приемлемые для эргативных языков Дагестана принципы определения одного из главных членов предложения - подлежащего. Поскольку подлежащее как единица синтаксического уровня характеризуется определенными отношениями с другими членами предложения, то в качестве первого идентифицирующего признака подлежащего предлагается словопорядок, а именно - крайняя слева позиция в предложении. Определение статуса именных членов предложения - один из активно дискутируемых и актуальных вопросов современного дагестановедения. Неоднозначность трактовки и отсутствие четких критериев выделения именных членов предложения в дагестанских языках создает проблемы не только в исследовании синтаксического строя дагестанских языков, но и в их преподавании в школах и вузах республики.
131-138 5
Аннотация
В статье рассматривается статус одного из главных членов предложения в аварском языке - подлежащего. Номинатив в аварском языке является формой подлежащего в предложении с переходным сказуемым. Классный глагол относится в структуре предложения к имени в номинативе. Эргатив не отражает в глаголе свою категориальную субстанцию. Коор- динация сказуемого с подлежащим в классе и числе является в аварском языке единственным способом наглядного выражения их связи в непереходной конструкции.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА

139-151 14
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению образцов кумулятивных калмыцких народных сказок, записанных собирателем калмыцкого фольклора И. И. Поповым. Им была зафиксирована целая коллекция калмыцких сказок, состоящая из пятидесяти одного сюжета. В этой сказочной коллекции представлены все виды сказок: волшебные, богатырские, бытовые, о животных и кумулятивные. Касаемо кумулятивных сказок, следует отметить, что большая часть образцов кумулятивного характера в калмыцкой сказочной традиции зафиксирована И. И. Поповым. В коллекции сказок выявлены шесть образцов кумуляции, которые подвергнуты синоптическому сопоставлению с односюжетными разновременными ранее известными вариантами. В результате была выявлена стабильная сохранность сказочного текста во времени. Из них широкое распространение, как во всей монгольской, так и в калмыцкой сказочной традиции имеет сказка «Богшада» (‘Воробей’). Данная сказка в записи И. И. Попова на калмыцком языке еще не издавалась, впервые приводится в приложении к данной статье. Оригинальный текст сказки идентичен другим зафиксированным образцам этой же сказки. Сказки «Күүнə кишгин тууль» (‘Сказка о человеческом счастье’) и «Чонын тууль» (‘Сказка о волке’) из коллекции сказок И. И. Попова ранее введены в научный оборот. Первая представлена и на калмыцком языке, и в переводе на русский язык, вторая же известна в переводе, а оригинальный калмыцкий текст впервые приведен нами в приложении. Сказка «Аратын тууль» (‘Сказка о лисе’) приводится впервые, более того, в опубликованных источниках вариантов к данному образцу сказки нами также не обнаружено. Сказка «Делүнə тууль» (‘Сказка о селезенке’) также впервые вводится в научный оборот. В опубликованных вариантах полного сюжетного соответствия не встречено. Оригинальный калмыцкий текст кумулятивной сказки «Богшадан тууль» (‘Сказка о воробье’) также впервые вводится в оборот. Относительно данного образца сказки следует отметить, что в НА КалмНЦ РАН нами обнаружен практически идентичный вариант на этот же сюжет, но зафиксированный спустя 75 лет, и более того, образец сказки зафиксирован также от донской калмычки. Данное обстоятельство говорит о локальном характере бытования данного сюжета, это же подтверждает и то, что нами не обнаружены варианты в опубликованных источниках.
152-161 16
Аннотация
Под «архетипом» подразумевается матрица общечеловеческой культурной памяти, смысл которой залегает глубже индивидуального опыта отдельной личности. Тео- рия архетипов достаточно хорошо разработана в трудах многих зарубежных и русских уче- ных: К. Г. Юнга, Ю. В. Доманского, Е. М. Мелетинского, В. А. Маркова, А. А. Колесникова, М. А. Хакуашевой и др. На современном этапе актуальной представляется задача изучения ключевых архетипов на этнокультурном материале для уяснения особенностей «логоса» и «голоса» разных народов мира. Автор данной статьи крупным планом рассматривает цен- тральный архетипический образ карачаево-балкарской культуры - «камень» - в суммарном составе всех его мифопоэтических значений. Придерживаясь мнения о тесной соотнесенности горно-скалистого этноландшафта и ключевого архетипа, в первой части статьи автор рассма- тривает статус камня в материальной культуре горцев Северного Кавказа: каменное жилье, забор, мельничные жернова, крепость, печь, точильный камень, оберег, молитвенный коврик, камень-гнет, астрономический календарь, мера площади, предмет для гадания, спортивный инвентарь, талисман, целебный камень, надгробие и др. Особую группу составляют камни, используемые в народных играх. Этнографы различают около 250 наименований камней в карачаево-балкарском языке. Во второй части исследования рассматриваются основные архе- типические значения «камня» в карачаево-балкарской версии эпического памятника «Нарты». Это - колыбель первочеловека; каменные информативные книги; твердь, побеждающая хаос; «каменный» способ познания мира; код привязанности человека к родной земле. Основные фольклорные мотивы «камня» имеют продуктивное, творческое преломление в профессио- нальной литературе карачаевских и балкарских авторов.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

162-168 11
Аннотация
В статье на основе анализа повести «Кирдажт» выявляются особенности мифотворчества народного писателя Мордовии М. И. Брыжинского, устанавливается, в чем сходство и различие созданных им мифологических образов с народными воззрениями древней мордвы, насколько они помогают постичь историю, культуру и быт родного народа, понять истоки национальных черт характера, раскрыть поставленные в произведении проблемы.
169-181 12
Аннотация
Статья посвящена проблеме документального и художественного в ингушской литературе конца XIX и начала XX вв. и анализу прозы, условно называемой просветительской. Обращается внимание на жанровую специфику просветительской прозы, особенности мышления и мировосприятия авторов-просветителей, в творчестве которых происходит постепенное перерождение исследовательской рефлексии в писательскую, художническую. На конкретных примерах показана несостоятельность традиционного подхода к просветительской прозе как к научной или научно-популярной. При всем преобладании удельного веса научности, документальности попытки пусть и слабого, робкого, но художественного мышления в ней очевидны. Исследование темы в данном ключе позволяет по-новому взглянуть на проблему, обнаружить зачатки художественности и даже проследить развитие сугубо литературной мысли в прозе просветителей.

СОЦИОЛОГИЯ

182-191 5
Аннотация
В статье раскрываются социальные технологии развития креативного по- тенциала российских менеджеров для эффективного управления коммерческой организации. Авторами статьи доказывается то, что организационная система может достичь своих целей, используя различные комбинации ресурсов и стратегий. Как правило, для решения возника- ющих в организации проблем необходимо опираться на разнообразные формы и способы, а не выбирать один из проверенных и «оптимальных» выходов, приводящих к быстрым резуль- татам. Доказано, что в настоящее время эффективная российская коммерческая организация представляет собой открытую системную модель организации, адаптирующуюся к динамично изменяющимся условиям внешней среды и преодолевающую структурную инерцию и кон- серватизм. В решении поставленной проблемы авторы статьи подчёркивают значимость со- циальных факторов, которые определяют эффективность и результативность деятельности ор- ганизации - это психологические факторы, такие как степень участия в процессах внедрения инноваций, удовлетворенность работой, улучшение качества организационной деятельности, мотивацию. Важным звеном в управлении коммерческой организацией является личность кре- ативного менеджера. В статье представлены результаты социологического опроса, в результа- те чего подтверждается мысль о том, что креативный менеджер должен обладать определен- ными личностно-деятельностными качествами, поскольку управленческая деятельность явля- ется не только профессией, но и образом жизни, а также возможностью подняться на высший социальный уровень с более благоприятными карьерными и материальными перспективами.


Creative Commons License Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)